Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В. Осуществление контроля и разделение полномочий
6. При проведении анализа крупных убытков банков, происшедших вследствие плохо налаженного внутреннего контроля, надзорные органы обычно приходят к выводу, что банки не соблюдали некоторых ключевых принципов внутреннего контроля. Чаще всего банки, потерпевшие серьезные убытки из-за проблем с внутренним контролем, игнорировали принцип разделения полномочий - один из столпов надежной системы внутреннего контроля. Зачастую менеджмент вменял в обязанности хорошо зарекомендовавшему себя сотруднику контролировать два или более видов деятельности, между которыми имеется конфликт интересов. Например, в некоторых случаях один и тот же сотрудник контролировал одновременно подразделение совершения сделок и подразделение их учета. Это позволяло ему контролировать начальную стадию заключения сделок (т.е. куплю/продажу ценных бумаг или производных инструментов) и соответствующие учетные операции по документированию сделок. Наделяя одного сотрудника такими противоречивыми полномочиями, банк давал ему возможность манипулировать финансовой информацией в корыстных целях или в целях сокрытия убытков.
7. Разделение полномочий не ограничивается ситуациями, когда один и тот же сотрудник получает возможность одновременного контроля за совершением операций и учетом сделок. Совмещение полномочий может привести к возникновению серьезных проблем, когда сотрудник отвечает за:
- санкционирование выплаты денежных средств и их фактическую выплату;
- ведение счетов, на которых отражаются операции клиентов, и счетов, отражающих собственные операции банка;
- ведение операций, относящихся как к "банковскому", так и к "дилерскому" портфелю;
- неформальное предоставление информации клиентам об их позициях в ходе проведения для них маркетинга;
- оценку адекватности кредитной документации при выдаче кредита и мониторинг заемщика после выдачи кредита;
- любые другие области, где может возникнуть существенный конфликт интересов, не смягченный другими факторами*.
8. Помимо этого, недостатки, выявленные в области внутреннего контроля, отражают неудачу попыток обеспечить осуществление банковской деятельности предсказуемым образом, начиная от проверок на высшем уровне и кончая соблюдением определенной системы "сдержек и противовесов" при ведении бизнеса. Например, в некоторых случаях руководство адекватно не реагировало на получаемую информацию. Эта информация подавалась в форме периодических отчетов по результатам операций всех подразделений. Отчеты информировали руководство о ходе выполнения каждым подразделением поставленных целей и позволяли требовать разъяснений, если полученные результаты не соответствовали ожидаемым. Как правило, подразделения, которые позднее потерпели существенные убытки, сообщали о прибыли, значительно превосходящей ожидаемую по сравнению с декларируемым уровнем риска, что должно было бы встревожить руководство. Если бы высшее руководство провело соответствующую проверку, можно было бы изучить причины отклонений и найти решение, тем самым сведя риск к минимуму или предотвратив убытки. Однако, поскольку отклонения от ожидаемых результатов были положительными, руководство не требовало разъяснений и не проводило расследований до тех пор, пока проблемы не вырастали до неуправляемых масштабов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.