Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 апреля 2011 г. N 88-Г11-8
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Кашкавал Л.А., Дроздовой В.Л., Бельдинской Н.М., Брежнева Е.Д. о признании не соответствующими федеральному законодательству отдельных положений Закона Томской области от 30.04.2009 г. N 59-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, работающих (работавших) и проживающих в сельской местности и рабочих поселках на территории Томской области" и подпункта 2 пункта 1 постановления Администрации Томской области от 13.01.2010 г. N 2a "О внесении изменений в постановление Администрации Томской области от 04.02.2005 г. N 10a" по кассационной жалобе представителя заявителей Кашковал Л.А., Дроздовой В.Л., Бельдинской Н.М. - Деевой Ю.Б. на решение Томского областного суда от 8 сентября 2010 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., возражению на жалобу представителя Губернатора Томской области и Администрации Томской области по доверенности Титова В.Г., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
Закон Томской области "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, работающих (работавших) и проживающих в сельской местности и рабочих поселках на территории Томской области" от 30 апреля 2009 г. N 59-ОЗ, опубликованный в изданиях "Собрание законодательства Томской области" 15 мая 2009 г. в N 5/1(46), "Официальные ведомости Государственной Думы Томской области" (сборник нормативных правовых актов) 27 мая 2009 г. в N 27(149), принят в целях установления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, указанных в статье 1, в том числе медицинских работников организаций здравоохранения (подпункт 4 названной нормы).
Статья 4 устанавливает размеры денежных выплат и ежегодной денежной выплаты на приобретение и доставку твердого топлива, а именно:
1) 100 процентов оплаты по содержанию и ремонту жилья, найму жилого помещения (для нанимателей жилых помещений, относящихся к государственному и муниципальному жилищным фондам) исходя из нормативов, устанавливаемых Администрацией Томской области, площади жилого помещения 18 квадратных метров на одного работника и действующих тарифов на жилищные услуги;
2) 100 процентов стоимости отопления исходя из площади жилого помещения 18 квадратных метров на одного работника, действующих тарифов и нормативов, утверждаемых Администрацией Томской области;
100 процентов стоимости газоснабжения на нужды отопления (в домах, не имеющих центрального отопления) исходя из площади жилого помещения 18 квадратных метров на одного работника, действующих тарифов и нормативов потребления газа, утверждаемых Администрацией Томской области в соответствии с законодательством Российской Федерации;
100 процентов стоимости приобретения и доставки твердого топлива (в домах, не имеющих центрального отопления) исходя из площади жилого помещения 18 квадратных метров на одного работника, норм потребления, устанавливаемых органами местного самоуправления, и стоимости твердого топлива, устанавливаемой Администрацией Томской области;
3) 100 процентов стоимости освещения исходя из действующих тарифов на электроснабжение и показаний приборов учета электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения. При отсутствии приборов учета объем электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, определяется Администрацией Томской области в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В связи с принятием названного закона подпунктом 2 пункта 1 постановления Администрации Томской области от 13.01.2010 г. N 2a признан утратившим силу Порядок возмещения расходов на предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, работающих (работавших) и проживающих в сельской местности и рабочих поселках на территории Томской области, утвержденный постановлением Администрации Томской области от 04.02.2005 г. N 10a".
Кашкавал Л.А., Дроздова В.Л., Бельдинская Н.М., Брежнев Е.Д., являющиеся медицинскими работниками Муниципального учреждения здравоохранения "... больница", проживающие в сельской местности в квартирах, принадлежащих им на праве собственности, обратились в суд с заявлением об оспаривании приведенных правовых норм, считая их не соответствующими действующему федеральному законодательству.
В связи с тем, что заявители проживают в благоустроенных квартирах, принадлежащих им на праве собственности, определением областного суда от 7 сентября 2010 производство прекращено в части признания недействующими положений статьи 4 Закона Томской области, устанавливающих размер денежных выплат расходов по газоснабжению на нужды отопления (в домах, не имеющих центрального отопления) по приобретению и доставки твердого топлива (в домах, не имеющих центрального отопления) (абзац 2, 3 подпункта 2), а также слов "для нанимателей жилых помещений, относящихся к государственному и муниципальному жилищным фондам" (подпункт 1), в связи с тем, что приведенные положения не затрагивают законные права заявителей.
В ходе судебного рассмотрения заявители требования в части оспаривания статьи 4 Закона Томской области уточнили и просили признать не действующими положения приведенной статьи в части определения компенсации расходов по оплате коммунальных услуг (электроснабжение и отопление) в пределах нормативов потребления этих услуг.
В обоснование заявленных требований указали, что оспариваемые положения Закона от 30.04.2009 г. N 59-ОЗ противоречат пункту 50 статьи 35 и пунктам 1 и 2 статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", поскольку им предоставляются меры социальной поддержки в меньшем размере.
Полагают подлежащим отмене подпункт 2 пункта 1 постановления Администрации Томской области от 13.01.2010 г. N 2a в связи с тем, что в настоящее время отсутствует нормативный акт, регламентирующий порядок предоставления им мер социальной поддержки, поскольку ранее существующий Порядок признан утратившим силу указанным положением.
Обжалуемым решением в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда ввиду неправильного применения норм материального права, постановке нового решений по делу об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Приведенное положение утратило силу в соответствии с пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Названным Федеральным законом N 122-ФЗ статья 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан дополнена частями 5 и 6, в соответствии с которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.
На основании указанного и положений статьи 26.3-1 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" субъекты Российской Федерации могут самостоятельно определять меры социальной поддержки определенным категориям работников, помимо указанных в частях 4, 5, 6 статьи 63 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан".
Таким образом, вывод суда о том, что действующее федеральное законодательство не препятствует субъектам Российской Федерации самостоятельно определять меры социальной поддержки работникам учреждений здравоохранения, находящихся в ведении субъектов, представляется правильным.
Обоснованным является и вывод суда о том, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации не наделены полномочиями по установлению мер социальной поддержки работникам муниципальных организаций здравоохранения, но вправе предоставлять такую поддержку в качестве дополнительной меры социальной поддержки, реализуемой за счет средств областного бюджета.
Поскольку, как установлено судом, заявители являются работниками муниципального медицинского учреждения здравоохранения, то и ссылка заявителей на то, что оспариваемый правовой акт ухудшает их положение по сравнению с периодом до 1 января 2005 г., не может служить основанием к отмене обжалуемого судебного постановления, так как основана на неправильном толковании норм материального права.
Проанализировав приведенные нормы, а также положения регионального законодательства, подробно изложенного в обжалуемом решении, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, Закон Томской области принят полномочным органом с соблюдением установленного законом порядка, оспариваемые нормы не противоречат федеральному законодательству.
Верным является вывод суда и об отсутствии оснований для признания не действующим подпункта 2 пункта 1 постановления Администрации Томской области от 13.01.2010 г. N 2а о внесении изменений в постановление Администрации Томской области от 04.02.2005 г. N 10а "Об утверждении Порядка возмещения расходов на предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, работающих (работавших) и проживающих в сельской местности и рабочих поселках на территории Томской области", которым признан утратившим силу Порядок возмещения расходов на предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, работающих (работавших) и проживающих в сельской местности и рабочих поселках на территории Томской области.
Как следует из преамбулы оспариваемого постановления, оно принято в соответствии с Законом Томской области от 30.04.2009 г. N 59-ОЗ, неотъемлемой частью которого является приложение - Порядок предоставления ежемесячных денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих (работавших) и проживающих в сельской местности и рабочих поселках на территории Томской области.
В связи с изложенным довод заявителей об отсутствии в настоящее время правового регулирования порядка предоставления мер социальной поддержки судом первой инстанции правильно признан несостоятельным.
Доводы кассационной жалобы о противоречии Закона Томской области от 30 апреля 2009 года N 59-ОЗ положениям статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ не могут служить основанием к отмене обжалуемого решения, поскольку основаны на ошибочном толковании указанной нормы.
Суд первой инстанции, проанализировав представленные доказательства о фактическом расходовании средств, выделяемых из областного бюджета на финансирование предоставляемых мер социальной поддержки, обоснованно пришел к выводу о соответствии оспариваемых положений Закона Томской области требованиям части 1 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, согласно которым не допускается после 31 декабря 2004 уменьшение совокупного объема финансирования соответствующих льгот и выплат, а также ухудшение условий их предоставления.
С учетом изложенного Судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены решения суда, которое является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Томского областного суда от 8 сентября 2010 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя заявителей Кашковал Л.А., Дроздовой В.Л., Бельдинской Н.М., Деевой Ю.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Б. Хаменков |
Судьи |
Е.В. Горчакова |
|
Л.А. Калинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 апреля 2011 г. N 88-Г11-8
Текст определения официально опубликован не был