Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 апреля 2011 г. N 46-Г11-12
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Хаменкова В.Б.,
судей Калининой Л.А., Беспаловой З.Д.,
при секретаре Алёшиной П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Куленюка В.Д. на решение Самарского областного суда от 11 февраля 2011 г., которым ему отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Самарской области от 6 октября 2010 г. N 481 "О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 2 февраля 2005 г. N 15 "Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя губернатора Самарской области Попова С.С., просившего решение суда оставить без изменения, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Куленюк В.Д. обратился в Самарский областной суд с заявлением, просил признать недействующими отдельные положения этого постановления, считая, что постановлением Правительства Самарской области от 6 октября 2010 г. N 481 редакция пункта 2.1 постановления Правительства Самарской области от 2 февраля 2005 г. N 15 "Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан" в ранее действовавших редакциях была изменена таким образом, что с 1 января 2011 г. применение единого социального проездного билета для оплаты проезда в городах Самаре и Тольятти было исключено вообще, а оплату проезда в этих городах было предписано осуществлять исключительно с использованием социальной карты жителя Самарской области после ежемесячной активации транспортного приложения к ней через вновь создаваемую сеть пунктов пополнения этого приложения к карте.
Считал, что исключение единого социального проездного билета в городах Самаре и Тольятти из обращения нарушает принцип равенства на получение льготы, создаёт дополнительные трудности при реализации права льготного проезда как жителям Самары и Тольятти, активировавшим социальную карту в этих городах и оказавшимся по воле случая в зоне действия единого социального проездного билета, так и жителям области, прибывшим в Самару или Тольятти из зоны действия единого социального проездного билета. По мнению заявителя в этом случае первым при возникновении необходимости активирования транспортного приложения к социальной карте за пределами своего родного города придётся возвращаться для активирования карты обратно в город, а другим для подтверждения своего права на проезд в городах Самаре или Тольятти придётся предъявлять кондуктору, кроме единого социального проездного билета и пенсионного удостоверения, также и свой паспорт в качестве доказательства того, что он не является жителем Самары или Тольятти, а прописан в зоне действия единого социального проездного билета.
Полагал, что введение оплаты услуг по льготному проезду исключительно с использованием социальной карты жителя Самарской области свидетельствует о нарушении антимонопольного законодательства, ибо система электронной оплаты услуг по перевозке льготных категорий граждан должна быть совмещена с использованием прежней системы оплаты этих услуг с помощью единого социального проездного билета, в таком случае потребитель был вправе сам выбирать для себя наиболее подходящий и удобный способ оплаты. Фактически для получения услуг по льготному проезду он обязан приобрести, пусть и бесплатно, социальную карту, что является нарушением пункта 2 статьи 16 Федерального закона "О защите прав потребителей".
Заявитель просил постановление Правительства Самарской области от 6 октября 2010 г. N 481 "О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 2 февраля 2005 г. N 15 "Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан" признать недействующим в той его части, в которой это постановление отменяет действие в городских округах Самара и Тольятти единый социальный проездной билет на городские и внутрирайонные перевозки всеми видами общественного транспорта для отдельных категорий граждан.
В ходе судебного разбирательства заявитель, уточнив свои требования, просил суд в пункт 1 постановления Правительства Самарской области от 6 октября 2010 г. N 481 внести следующие изменения:
Абзац четвёртый изложить в следующей редакции:
"2.1. Установить, что с 1 июля 2008 года ежемесячная оплата проезда на городском и внутрирайонном транспорте общего пользования на территории Самарской области отдельными категориям граждан, указанными в настоящем Постановлении, может осуществляться с использованием социальной карты жителя Самарской области после ежемесячной активации транспортного приложения карты через сеть пунктов пополнения по установленной для единого социального проездного билета стоимости в размере, не превышающем 270 рублей";
Абзац пятый изложить в следующей редакции: "дополнить пунктом 2.2 следующего содержания:";
Абзац шестой исключить;
Абзац седьмой исключить;
Абзац восьмой изложить в следующей редакции: "2.2. Рекомендовать администрации городского округа Самара (Тархову) и мэрии городского округа Тольятти (Пушкову) расширить сеть пунктов пополнения транспортного приложения социальной карты жителя Самарской области для зачисления денежных средств за проезд на транспорте общего пользования";
Абзац девятый исключить;
Абзац десятый исключить".
Правительство Самарской области с заявлением Куленюка В.Д. не согласилось.
Решением Самарского областного суда от 11 февраля 2011 г. заявление Куленюка В.Д. оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе Куленюк В.Д. просит решение отменить, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам полагает решение не подлежащим отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьёй 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
В силу подпунктов 1-4 пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг.
Согласно части 2 статьи 10 и статьи 22 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В Самарской области меры социальной поддержки ветеранов труда и лиц, приравненных к ним, установлены Законом Самарской области от 28 декабря 2004 г. N 169-ГД "О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны - тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий".
Постановлением Правительства Самарской области от 2 февраля 2005 г. N 15 "Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан" определён порядок предоставления льгот как гражданам, имеющим право на льготы на основании федеральных законов, так и гражданам, имеющим право на льготы на основании нормативных актов Самарской области.
Этим постановлением для отдельных категорий граждан была установлена стоимость единого социального проездного билета (ЕСПБ), на момент принятия - 210 руб., с 1 августа 2007 г. - 270 руб. Реализация данного единого специального проездного билета осуществлялась УФПС Самарской области - филиал ФГУП "Почта России". При этом отдельные категории граждан вправе были получить единый социальный проездной билет либо денежные средства в размере его стоимости. Наряду с этим, рекомендовано органам местного самоуправления сохранить бесплатный проезд всех категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по федеральному и областному законодательству.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 29 марта 2007 г. N 31 "Об утверждении Положения о социальной карте жителя Самарской области" на территории Самарской области внедрена указанная социальная карта жителя Самарской области, что было обусловлено целями совершенствования адресного взаимодействия органов власти и населения, организации социальных выплат, предоставления социально ориентированных услуг для населения Самарской области.
Впоследствии постановлением Правительства Самарской области от 2 февраля 2005 г. N 15 "Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан" (в редакции постановлений Правительства Самарской области от 6 октября 2010 г. N 481, от 23 декабря 2010 г. N 688) в целях обеспечения единого подхода к решению проблемы обслуживания транспортом общего пользования отдельных категорий граждан и пенсионеров установлена стоимость единого социального проездного билета на городские и внутрирайонные перевозки всеми видами транспорта общего пользования на территории Самарской области для отдельных категорий граждан (пункт 1).
В частности, в соответствии с пунктом 2.1 данного постановления "с 1 июля 2008 г. ежемесячная оплата проезда на городском и внутрирайонном транспорте общего пользования на территории Самарской области отдельными категориями граждан, указанными в настоящем постановлении, может осуществляться с использованием социальной карты жителя Самарской области, за исключением случаев, устанавливаемых пунктом 2.2 настоящего постановления, и не превышает размера стоимости единого социального проездного билета, установленного пунктами 1 и 2 настоящего постановления".
В силу пункта 2.2 "с 1 января 2011 г. в городских округах Самара и Тольятти оплата проезда на городском транспорте общего пользования отдельными категориями граждан, указанными в настоящем постановлении, которые проживают на территории городских округов Самара и Тольятти, осуществляется исключительно с использованием социальной карты жителя Самарской области после ежемесячной активации транспортного приложения карты через сеть пунктов пополнения по установленной для единого социального проездного билета стоимости в размере, не превышающем 270 рублей.
В иных городских округах и муниципальных районах Самарской области оплата проезда отдельными категориями граждан, указанными в настоящем постановлении, которые проживают на территории городских округов Самара и Тольятти, осуществляется по социальной карте жителя Самарской области при предъявлении чека, подтверждающего активацию транспортного приложения карты на соответствующий месяц".
Пунктом 2.3 "рекомендовано администрации городского округа Самара (Тархову) и мэрии городского округа Тольятти (Пушкову): расширить сеть пунктов пополнения транспортного приложения социальной карты жителя Самарской области для зачисления денежных средств за проезд на транспорте общего пользования; обеспечить проезд отдельных категорий граждан, указанных в настоящем Постановлении, проживающих на территории иных муниципальных образований Самарской области, по единым социальным проездным билетам на всех видах городского транспорта общего пользования на территории городских округов Самара и Тольятти при предъявлении документа, удостоверяющего личность".
В такой ситуации суд обоснованно счёл несостоятельными доводы заявителя о незаконности оспариваемых изменений. Как видно из материалов дела, заявитель не согласен с формой предоставления ему льготы. Между тем данное обстоятельство не свидетельствует о снижении уровня правовых гарантий заявителя, установленных Федеральным законом "О ветеранах", к чему фактически сводятся доводы кассационной жалобы. Во всяком случае, положений, отменяющих либо иным образом ограничивающих права заявителя на предоставление мер социальной поддержки, оспариваемое постановление не устанавливает, а потому у суда оснований вести речь о несоответствии оспариваемых положений федеральному законодательству, о чем просит заявитель, нет.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 361, 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Самарского областного суда от 11 февраля 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Куленюка В.Д. - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Б. Хаменков |
Судьи |
Л.А. Калинина |
|
З.Д. Беспалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 апреля 2011 г. N 46-Г11-12
Текст определения официально опубликован не был