Решение Верховного Суда РФ от 19 апреля 2011 г. N ГКПИ11-124
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.
при секретаре Грачевой О.С.
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Лосева В.В. о признании недействующим пункта 95 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, установил:
постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила). Постановление официально опубликовано в "Российской газете", N 115, 1 июня 2006 г.
В соответствии с пунктом 95 названных Правил газоснабжение потребителя, проживающего в жилом помещении, осуществляется при условии надлежащего содержания и ремонта внутридомового газового оборудования специализированной организацией.
Лосев В.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 95 Правил по тем основаниям, что оспариваемое положение нормативного правового акта с учетом смысла, придаваемого ему правоприменительной практикой, противоречит статьям 209, 210, 212, 213, 235, 244, 246 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 36, 39, 153, 154, 155, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также Закону Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей".
В обоснование заявленных требований Лосев В.В. указал, что на основании раздела XII Правил (Особенности газоснабжения потребителей по присоединенной сети) с февраля 2007 г. в состав платы за коммунальные услуги необоснованно включается плата за содержание внутридомового газового оборудования, в то время как он является собственником жилого помещения в многоквартирном доме, газоснабжение в котором осуществляется индивидуальными газовыми баллонами.
Лосев В.В. извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству регионального развития Российской Федерации (поручение от 9 февраля 2011 г. N ВВ-П9-699).
Представители Правительства Российской Федерации Павлова Е.В. и Аблаев Э.К. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемое положение нормативного правового акта соответствует действующему законодательству, издано в пределах полномочий Правительства Российской Федерации и не нарушает прав граждан.
Выслушав объяснения представителей Правительства Российской Федерации, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг, в силу статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ) и во исполнение полномочий в области газоснабжения, возложенных на Правительство Российской Федерации Федеральным законом от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (статья 8), Правительство Российской Федерации постановлением от 23 мая 2006 г. N 307 утвердило оспариваемые Правила.
Раздел XII Правил устанавливает особенности газоснабжения потребителей по присоединенной сети, в соответствии с которыми исполнитель осуществляет газоснабжение потребителя при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям газопринимающего устройства, внутреннего газопровода и другого необходимого внутридомового газового оборудования, на потребителе лежит обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасную эксплуатацию внутридомового газового оборудования, газоснабжение потребителя осуществляется при условии надлежащего содержания и ремонта внутридомового газового оборудования специализированной организацией (пункты 92, 93, 95).
Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2010 г. по делу N ГКПИ10-150 по заявлению Лысенко А.Н. о признании недействующими пунктов 92, 93 Правил признано, что обеспечение надлежащего технического состояния внутридомового газового оборудования осуществляется путем заключения договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении и установление данного требования не противоречит федеральному законодательству.
По своему содержанию оспариваемая норма не противоречит какому-либо нормативному правовому акту более высокого уровня, в котором по-иному были бы урегулированы аналогичные вопросы.
Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" определяет газоснабжение как одну из форм энергоснабжения, представляющую собой деятельность по обеспечению потребителей газом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Обязанность по обеспечению надлежащего технического состояния и безопасности газовых сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на газоснабжающую организацию в случае, когда абонентом по договору газоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (пункт 2 статьи 543 ГК РФ).
Из содержания данной нормы следует, что законом или иным правовым актом может быть установлена обязанность потребителя соблюдать правила техники безопасности при пользовании энергией, поддерживать в исправном состоянии механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в жилом помещении (квартире), путем своевременного заключения договора о техническом обслуживании данного оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении.
Жилищный кодекс Российской Федерации обязывает собственника жилого помещения нести бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, в том числе механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающего более одного помещения (часть 3 статьи 30, часть 1 статьи 36).
Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, к общему имуществу отнесены внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях (пункт 5).
В соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549, для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан поставляется природный газ, поставляемый по газораспределительной сети, либо сжиженный углеводородный газ, поставляемый из резервуарной или групповой баллонной установки; к внутридомовому газовому оборудованию относятся газопроводы многоквартирного дома или жилого дома, подключенные к газораспределительной сети либо к резервуарной или групповой баллонной установке, обеспечивающие подачу газа до места подключения газоиспользующего оборудования, а также газоиспользующее оборудование и приборы учета газа; абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние внутридомового газового оборудования, своевременно заключать договор о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении (подпункт "к" пункта 21); деятельность по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования вправе осуществлять специализированные газораспределительные организации, допущенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке к этому виду деятельности и имеющие аварийно-диспетчерскую службу либо заключившие договор об оказании услуг аварийно-диспетчерской службы (пункт 3).
Согласно Порядку содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденному приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26 июня 2009 г. N 239, в состав внутридомового газового оборудования входят газопроводы многоквартирного дома или жилого дома, подключенные к газораспределительной сети либо к резервуарной или групповой баллонной установке, обеспечивающие подачу газа до места подключения газоиспользующего оборудования, а также газоиспользующие оборудование и приборы учета газа (пункт 2); содержание внутридомового газового оборудования многоквартирных и жилых домов в исправном и работоспособном техническом состоянии осуществляется путем проведения специализированной организацией комплекса работ по его обслуживанию (пункты 3, 7).
Пункт 95 Правил не противоречит приведенным положениям федерального законодательства и не нарушает прав и законных интересов граждан.
Довод заявителя о том, что на основании пункта 95 Правил он лишен права содержать принадлежащее ему имущество по своему усмотрению, не соответствует содержанию данной нормы.
Нельзя согласиться с доводом заявителя о противоречии оспариваемого положения Закону Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей", поскольку содержание внутридомового газового оборудования в надлежащем состоянии с целью обеспечения его безопасной эксплуатации не нарушает прав граждан как потребителей.
Неправильная правоприменительная практика оспариваемой нормы, на что ссылается заявитель, также не может служить основанием для признания его противоречащим требованиям закона, поскольку в случае его неправильного применения отдельными должностными лицами заявитель не лишен права обратиться за защитой своего нарушенного права в ином порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении заявления Лосева В.В. о признании недействующим пункта 95 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда РФ |
В.А. Емышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 19 апреля 2011 г. N ГКПИ11-124
Текст решения официально опубликован не был