Решение Верховного Суда РФ от 29 апреля 2011 г. N ГКПИ11-281
Именем Российской Федерации
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 5 июля 2011 г. N КАС11-327 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.
при секретаре Александрове В.О.
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Маркина А.Г. о признании недействующим абзаца второго пункта 2 Правил осуществления отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, лицам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 911, установил:
постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 911 "О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей" утверждены Правила осуществления отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, лицам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции (далее - Правила).
Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации N 2, 10 января 2005 г., "Российской газете" от 21 января 2005 г. и от 16 марта 2005 г. (уточнение), действует в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2006 г. N 105, от 26 апреля 2008 г. N 312, от 8 декабря 2010 г. N 983.
В соответствии с абзацем вторым пункта 2 Правил, в случае если военнослужащий (сотрудник) отчисляет на содержание ребенка алименты, выплата для оплаты стоимости путевки производится получателю алиментов.
Гражданин Маркин А.Г. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим абзаца второго пункта 2 названных Правил. Как указывает заявитель, он является сотрудником уголовно-исполнительной системы. Оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат статье 54 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-I, и нарушают его право на получение в полном объеме социальных гарантий, установленных законодательством. При издании Правил Правительство Российской Федерации вышло за пределы предоставленных ему полномочий.
В суде Маркин А.Г. поддержал заявленные требования и пояснил, что в качестве субъекта получения выплаты для оплаты стоимости путевок детей закон определяет непосредственно сотрудника и не предусматривает в качестве получателя иных субъектов.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству внутренних дел Российской Федерации и Министерству обороны Российской Федерации (поручение от 11 марта 2011 г. N ВВ-П4-1393).
Представители Правительства Российской Федерации Марьян Г.В., Зык О.В., Смолкина А.В. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации и не нарушают права сотрудников уголовно-исполнительной системы на получение социальных гарантий.
Выслушав объяснения заявителя, представителей заинтересованного лица, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с частью тринадцатой статьи 54 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации сотрудникам органов внутренних дел один раз в год производится выплата для оплаты стоимости путевок их детей в возрасте от шести лет шести месяцев (либо не достигших указанного возраста, но зачисленных в общеобразовательные учреждения для обучения по образовательным программам начального общего образования) до 15 лет включительно в организации отдыха и оздоровления детей, открытые в установленном порядке на территории Российской Федерации, в размере до 10 800 рублей на каждого ребенка. Увеличение (индексация) максимального размера выплаты, установленного настоящей частью, производится в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, в которых определяются размер и сроки установления такого увеличения (индексации). Порядок установления размера выплаты, предусмотренной данной частью, и порядок ее производства определяются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 4.1 статьи 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установлено право военнослужащих получить выплату для оплаты стоимости путевок их детей в возрасте от шести лет шести месяцев (либо не достигших указанного возраста, но зачисленных в общеобразовательные учреждения для обучения по образовательным программам начального общего образования) до 15 лет включительно в организации отдыха и оздоровления детей, открытые в установленном порядке на территории Российской Федерации, в размере до 10 800 рублей на каждого ребенка, при этом порядок установления размера выплаты, предусмотренной данным пунктом, и порядок ее производства определяются Правительством Российской Федерации.
Из содержания вышеназванных актов следует, что законодатель предоставил Правительству Российской Федерации полномочия устанавливать размер выплаты военнослужащим (сотрудникам) для оплаты стоимости путевок их детей и порядок ее производства. Предоставленные Правительству Российской Федерации полномочия не является произвольными. В соответствии со статьей 16 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" к полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации в социальной сфере относится обеспечение проведения единой государственной социальной политики, реализация конституционных прав граждан в области социального обеспечения.
Таким образом, доводы заявителя о том, что Правительство Российской Федерации при издании Правил вышло за рамки, предоставленных ему законодателем полномочий, не основаны на законе.
Абзац второй пункта 2 Правил определяет, если военнослужащий (сотрудник) отчисляет на содержание ребенка алименты, то выплата для оплаты стоимости путевки производится получателю алиментов. Такое правовое регулирование не противоречит действующему законодательству, которое предусматривает право военнослужащих (сотрудников, в том числе сотрудников уголовно-исполнительной системы) на получение денежных средств для оплаты стоимости путевок их детей при этом, в каком порядке производятся эти выплаты должно определить Правительство Российской Федерации.
Оплата стоимости путевок не входит в состав денежного довольствия военнослужащего (сотрудника), имеет компенсационный характер, непосредственно связана с личностью ребенка, поэтому указание в оспариваемом нормативном правовом акте о ее выплате получателю алиментов, то есть лицу, с которым проживает ребенок и которое осуществляет его материально-бытовое обеспечение и воспитание, ни в коей мере не нарушает прав военнослужащих (сотрудников) на получение причитающихся им социальных гарантий.
В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление Маркина А.Г. о признании недействующим абзаца второго пункта 2 Правил осуществления отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, лицам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 911, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда РФ |
Н.С. Романенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оспаривалась норма, касающаяся предоставления средств для оплаты стоимости путевок для детей военнослужащих и сотрудников отдельных ведомств (ОВД, УИС, таможни и т. д.).
Если военнослужащий (сотрудник) отчисляет на содержание ребенка алименты, названные средства выплачиваются получателю алиментов.
По мнению заявителя, это положение противоречит законодательству.
Согласно его доводам закон в качестве субъекта получения указанной выплаты определяет непосредственно военнослужащего (сотрудника) и не предусматривает для этого иных лиц.
ВС РФ не согласился с такой позицией и дал следующее разъяснения.
Подобное правовое регулирование не противоречит законодательству, которое предусматривает право военнослужащих (сотрудников) получать денежные средства для оплаты стоимости путевок их детей.
При этом порядок, в котором производятся такие выплаты, определяет Правительство РФ.
Оплата стоимости путевок не входит в состав денежного довольствия военнослужащего (сотрудника).
Эта выплата имеет компенсационный характер и непосредственно связана с личностью ребенка.
Поэтому указание в оспариваемом положении на то, что средства выплачиваются получателю алиментов (т. е. лицу, с которым проживает ребенок и которое осуществляет его материально-бытовое обеспечение, воспитание), ни в коей мере не нарушает прав военнослужащих (сотрудников) на получение причитающихся им соцгарантий.
Решение Верховного Суда РФ от 29 апреля 2011 г. N ГКПИ11-281
Текст решения официально опубликован не был