Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 26 апреля 2011 г. N КАС11-178
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Крупнова И.В.,
членов коллегии Пелевина Н.П., Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Кулик Ю.А.
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Бекбоева М.Т. о признании частично недействующими пунктов 39, 41 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95, по кассационной жалобе Бекбоева М.Т. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 12 мая 2010 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Крупнова И.В., объяснения заявителя Бекбоева М.Т. в обоснование доводов кассационной жалобы, возражения представителя Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Сарвадий М.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия установила:
постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95, утверждены Правила признания лица инвалидом (далее - Правила).
Нормативный правовой акт опубликован в "Собрании законодательства Российской Федерации" N 9, 27 февраля 2006 г., "Российской газете" N 40, 28 февраля 2006 г.
Пунктом 39 Правил предусмотрено, что переосвидетельствование инвалидов I группы проводится 1 раз в 2 года, инвалидов II и III групп - 1 раз в год, а детей-инвалидов - 1 раз в течение срока, на который ребенку установлена категория "ребенок-инвалид".
Переосвидетельствование гражданина, инвалидность которому установлена без указания срока переосвидетельствования, может проводиться по его личному заявлению (заявлению его законного представителя), либо по направлению организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, в связи с изменением состояния здоровья, либо при осуществлении главным бюро, Федеральным бюро контроля за решениями, принятыми соответственно бюро, главным бюро.
В соответствии с пунктом 41 Правил переосвидетельствование инвалида ранее установленного срока проводится по его личному заявлению (заявлению его законного представителя), либо по направлению организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, в связи с изменением состояния здоровья, либо при осуществлении главным бюро, Федеральным бюро контроля за решениями, принятыми соответственно бюро, главным бюро.
Бекбоев М.Т. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пунктов 39 и 41 Правил в части, предусматривающей переосвидетельствование гражданина без его согласия при осуществлении главным бюро, Федеральным бюро контроля за решениями, принятыми соответственно бюро, главным бюро.
В подтверждение заявленных требований указал, что учреждением МСЭ ему была установлена инвалидность II группы. Впоследствии при осуществлении Главным бюро медико-социальной экспертизы г. Москвы функций контроля он был переосвидетельствован, принятое решение изменено, и ему установлена III группы инвалидности. Федеральным законодателем не предусмотрено ни повторное освидетельствование (переосвидетельствование) инвалида, ни контроль вышестоящих органов медико-социальной экспертизы за нижестоящими.
По мнению заявителя, оспариваемые им положения Правил приняты Правительством Российской Федерации с превышением полномочий предоставленных ему федеральным законодателем, противоречат действующему законодательству и нарушают права инвалидов.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 12 мая 2010 г. в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Бекбоев М.Т. просит об отмене решения суда и принятии нового об удовлетворении заявления. Полагает решение суда принято с нарушением норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда. Судом не применены нормы материального права, подлежащие применению при разрешении настоящего дела. Выводы суда не соответствуют действующему законодательству.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение вышеприведенной нормы, Правительство Российской Федерации приняло постановление от 20 февраля 2006 г. N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом", которым утверждены Правила признания лица инвалидом.
Таким образом, оспариваемые заявителем в части Правила приняты Правительством Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных ему Федеральным законом.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд обоснованно исходил из того, что положения пунктов 39 и 41 Правил, предусматривающие возможность переосвидетельствования инвалида при осуществлении главным бюро, Федеральным бюро контроля за решениями, принятыми соответственно бюро, главным бюро, не противоречат действующему законодательству, в частности статье 34 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. (далее - Основ), устанавливающей, что оказание медицинской помощи (медицинское освидетельствование, госпитализация, наблюдение и изоляция) без согласия граждан или их законных представителей допускается в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами, или лиц, совершивших общественно опасные деяния, на основаниях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации.
Поскольку названная норма Основ порядок медицинского освидетельствования граждан для установления им инвалидности не регулирует, суд правильно признал ошибочным довод заявителя о том, что медико-социальная экспертиза является видом медицинского освидетельствования, которое в соответствии со статьей 34 Основ может осуществляться только с согласия граждан. Медико-социальная экспертиза не является медицинским освидетельствованием в смысле оказания медицинской помощи.
Статьей 50 Основ законодательства закреплено, что медико-социальная экспертиза производится федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" медико-социальная экспертиза - определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Суд правильно исходил из того, что медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким органом государственной власти является Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Во исполнение статьи 8 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" приказом от 17 ноября 2009 г. N 906н Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации утвердило Порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы. В соответствии с этим Порядком медико-социальная экспертиза проводится специалистами федеральных учреждений медико-социальной экспертизы (Федеральное бюро медико-социальной экспертизы и главные бюро медико-социальной экспертизы в субъектах Российской Федерации, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.
Таким образом, правомерен вывод суда о том, что проведение медико-социальной экспертизы регулируется нормами Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и осуществляется с целью установления группы инвалидности, причины инвалидности, степени утраты общей и профессиональной трудоспособности, нуждаемости в социальной, профессиональной, психологической реабилитации, а не с целью оказания медицинской помощи.
Утверждения заявителя в кассационной жалобе о том, что медико-социальная деятельность на время принятия оспариваемых Правил рассматривалась как медицинская деятельность, не соответствуют действительности и противоречит приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 июля 2002 г. N 238.
Правильным является и вывод суда о том, что оспариваемые заявителем пункты 39, 41 Правил какой-либо неопределенности не содержат, так как Правительство Российской Федерации, с целью восстановления нарушенных прав граждан и устранения возможных ошибок, предусмотрело в оспариваемом акте, когда может проводиться переосвидетельствование инвалида, и такими поводами являются личное заявление инвалида (заявление его законного представителя), направление организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, в связи с изменением состояния здоровья, осуществление главным бюро, Федеральным бюро контроля за решениями, принятыми соответственно бюро, главным бюро.
Не противоречат оспариваемые положения пунктов 39, 41 Правил и статье 8 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", поскольку названная норма не содержит запрета на осуществление Федеральным бюро контроля за решениями принятыми нижестоящими учреждениями.
Оспариваемые в части заявителем положения не являются произвольными, и не приводят к ограничению прав граждан внесудебной процедуры, как ошибочно полагает заявитель. В случае несогласия с заключением Главного бюро, Федерального бюро заявитель вправе его оспорить в судебном порядке.
Несостоятельны утверждения заявителя в кассационной жалобе о том, что судом при рассмотрении дела не подлежал применению Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002), введенный в действие 1 января 2008 г., то есть после принятия оспариваемых Правил, а подлежал применению нормативный акт большей юридической силы, а именно Классификатор правовых актов, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 г. N 115, так как частью 3 статьи 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации закреплено, что гражданское судопроизводство ведется в соответствии с федеральными законами, действующими во время рассмотрения и разрешения дела.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Указа следует читать как "N 511"
Таким образом, Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002) на время разрешения дела подлежал применению.
Довод кассационной жалобы о несоответствии выводов суда действующему законодательству, ошибочен. Суд, проанализировав положения действующего законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения, правильно истолковал смысл оспоренных положений нормативного правового акта, и пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах компетенции Правительства Российской Федерации и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Утверждения в кассационной жалобе об отсутствии полномочий у представителей Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации на представление интересов Правительства Российской Федерации при рассмотрении его заявления не соответствуют действительности и не могут служить поводом к отмене решения суда.
Довод в кассационной жалобе о нарушении принципа равенства сторон в процессе, по мотиву того, что возражения Правительства Российской Федерации заявителю были вручены лишь перед судебным заседанием, в связи с чем он был лишен возможности объективно с ними ознакомиться, не влияют на законность решения суда. Заявитель Бекбоев М.Т. в суде первой инстанции при рассмотрении его заявления ходатайств об отложении дела, в связи с необходимостью ознакомления с возражениями, не заявлял, данных о том, что он не имел возможности ответить на доводы этих возражений, не имеется.
Противоречат содержанию решения суда доводы кассационной жалобы о нарушении судом требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в частности п. 4 ст. 198 названного Кодекса.
В кассационной жалобе не содержится доводов опровергающих выводы суда о законности оспариваемых положений Правил. Предусмотренных статьей 362 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в кассационном порядке, не имеется.
Руководствуясь статьями 360, 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 12 мая 2010 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Бекбоева М.Т. - без удовлетворения.
Председательствующий: |
И.В. Крупнов |
Члены коллегии: |
Н.П. Пелевин |
|
Т.Е. Корчашкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 26 апреля 2011 г. N КАС11-178
Текст определения официально опубликован не был