Решение Верховного Суда РФ от 6 мая 2011 г. N ГКПИ11-293
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
при секретаре Александрове В.О.,
с участием прокурора Кротова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Хизвера Р.Г. о признании частично недействующим пункта 21 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 731, установил:
в соответствии с пунктом 21 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее - Стандарт), предоставление информации по письменному запросу осуществляется в 20-дневный срок со дня его поступления посредством направления (в письменной форме) в адрес потребителя почтового отправления либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации.
Гражданин Хизвер Р.Г. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 21 Стандарта в части установления 20-дневного срока на предоставление организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, информации по запросу потребителей.
Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат нормам гражданского и жилищного законодательства Российской Федерации и нарушают его право на получение информации.
Хизвер Р.Г. извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству регионального развития Российской Федерации (поручение от 18 марта 2011 г. N ВВ-П9-1606).
Представитель Правительства Российской Федерации Павлова Е.В. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что оспариваемые положения Стандарта соответствуют действующему законодательству и не нарушают права граждан на получение информации.
Выслушав объяснения представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кротова В.А., полагавшего, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления многоквартирным домом), о выполняемых работах и услугах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядке и об условиях их предоставления, о стоимости данных услуг и работ, а также о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Во исполнение предписаний федерального законодателя Правительство Российской Федерации издало 23 сентября 2010 г. постановление N 731, которым утвердило Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами. Данный нормативный правовой акт опубликован в "Российской газете" от 1 октября 2010 г., Собрании законодательства Российской Федерации, N 40, 4 октября 2010 г.
Стандарт устанавливает требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия. Согласно Стандарту управляющая организация обеспечивает доступ неограниченного круга лиц к информации, касающейся общей информации об управляющей организации, основных показателей финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), сведений о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядка и условий оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведений о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, сведений о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы. При этом в пункте 11 Стандарта уточнено, какие сведения подлежат раскрытию в рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а в пункте 13 Стандарта, какие сведения подлежат раскрытию в рамках информации о стоимости работ (услуг) управляющей организации. С учетом объема информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, Правительство Российской Федерации в пункте 21 Стандарта установило 20-дневный срок для предоставления информации по поступившему письменному запросу.
Ни Жилищный кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", ни Гражданский кодекс Российской Федерации не устанавливают сроков, в течение которых организации, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами, обязаны предоставить информацию по запросу потребителей.
То обстоятельство, что Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, в пункте 49 устанавливают обязанность исполнителя производить по требованию потребителя сверку платы за коммунальные услуги и не позднее 3 рабочих дней выдавать документы, подтверждающие правильность начисления потребителю платежей, а Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, в пункте 40 предусматривают право собственников помещений на получение от ответственных лиц не позднее 5 рабочих дней с даты обращения информации о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований. В Стандарте приведен более широкий перечень вопросов, в отношении которых должна быть предоставлена запрашиваемая информация. Что касается Правил предоставления коммунальных услуг и Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, то они предусматривают предоставление информации меньшего объема, непосредственно касающейся сверки платежей за коммунальные услуги конкретного потребителя или информации о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ.
Как Правила предоставления коммунальных услуг, так и Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также Стандарт утверждены одним и тем же высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации - Правительством Российской Федерации в пределах делегированных ему законодателем полномочий в сфере регулирования жилищных правоотношений. Названные нормативные правовые акты нельзя рассматривать как правовые акты, имеющие разную юридическую силу. При рассмотрении дел о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части суд проверяет оспариваемый нормативный правовой акт на соответствие федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление Хизвера Р.Г. о признании частично недействующим пункта 21 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 731, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда РФ |
Н.С. Романенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оспаривались нормы, устанавливающие срок, в течение которого предоставляется информация организациями, управляющими многоквартирными домами.
Сведения направляются по почте или выдаются лично в 20-дневный срок со дня поступления запроса.
По мнению заявителя, установление такого срока противоречат нормам гражданского, жилищного законодательства и нарушает его право получать информацию.
ВС РФ не согласился с этой позицией и дал следующие разъяснения.
Оспариваемые положения предусмотрены Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами. Этот документ устанавливает требования к составу таких сведений, порядку, способам и срокам их раскрытия.
В частности, подобная организация обеспечивает доступ неограниченного круга лиц к общей информации о ней, об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (в части исполнения договоров управления), к сведениям о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию, ремонту общего имущества в многоквартирном доме и т. д.
При этом уточнено, какие сведения раскрываются в рамках информации о порядке и условиях оказания названных услуг, а какие - в пределах данных об их стоимости.
С учетом объема подобной информации установлен названный срок.
Правила предоставления коммунальных услуг устанавливают обязанность исполнителя производить по требованию потребителя сверку коммунальной платы и не позднее 3 дней выдавать подтверждающие документы.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме предусматривают право собственников получать от ответственных лиц не позднее 5 дней с даты обращения информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и выполненных работ.
Между тем приведенные сроки не свидетельствуют о незаконности оспариваемых норм. В названном Стандарте приведен более широкий перечень вопросов, в отношении которых должна быть предоставлена запрашиваемая информация.
Решение Верховного Суда РФ от 6 мая 2011 г. N ГКПИ11-293
Текст решения официально опубликован не был