Решение Верховного Суда РФ от 6 июня 2011 г. N ГКПИ11-429
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К.,
при секретаре Ивашовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Родионова А.А. о признании недействующим пункта 2.5 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 17 декабря 2007 г. N 200, установил:
приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17 декабря 2007 г. N 200, изданным в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", утверждена Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации (далее - Инструкция).
Пунктом 2.5 Инструкции установлено, что жалобы на действия (бездействие) и решения органов дознания, дознавателей, следователей, руководителей следственных органов Следственного комитета и прокуроров, связанные с расследованием уголовных дел, а также на приговоры, решения, определения и постановления судов проверяются в порядке и в пределах полномочий, предусмотренных процессуальным законодательством.
Родионов А.А., отбывающий наказание в виде лишения свободы, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим указанного пункта Инструкции, считая, что он нарушает его права, гарантированные частью 1 статьи 45 Конституции Российской Федерации, и противоречит пункту 25 статьи 5, части 2 статьи 124 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку позволяет прокурору давать ответ письмом на обращения, касающиеся обжалования судебных актов, без вынесения постановления в соответствии с нормами уголовно-процессуального закона.
Заявитель извещен о времени и месте судебного разбирательства в установленном порядке.
Генеральная прокуратура Российской Федерации в своих возражениях сослалась на то, что Инструкция регулирует отношения, возникающие вне сферы уголовного судопроизводства, и не распространяется на жалобы, связанные с производством по уголовным делам, в том числе подаваемые на решения судов, прямо указывая в пункте 2.5 о проверке названных жалоб в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством. Такое правовое регулирование соответствует требованиям Конституции Российской Федерации, Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, иным нормам действующего законодательства, каких-либо прав и законных интересов заявителя не нарушает.
Обсудив доводы заявителя, выслушав возражения представителя Генеральной прокуратуры Российской Федерации Плющева И.Н., проверив оспариваемую правовую норму на предмет соответствия федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
По смыслу статей 21 (часть 1) и 33 во взаимосвязи со статьей 45 Конституции Российской Федерации заинтересованное лицо вправе не только подать в соответствующий государственный орган или должностному лицу заявление, ходатайство или жалобу, но и получить на свое обращение соответствующий ответ.
Инструкция, отдельное положение которой оспаривает заявитель, изданная в развитие положений Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", устанавливает единый порядок рассмотрения и разрешения в системе прокуратуры Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных и иных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории Российской Федерации, а также порядок приема граждан, должностных и иных лиц в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации (пункт 1.1 Инструкции).
Действие данной Инструкции на отношения по рассмотрению жалоб, связанных с производством по уголовным делам, и на решения судов не распространяется, такие жалобы, как прямо указано в пункте 2.5 Инструкции, проверяются и рассматриваются в порядке и пределах полномочий, предусмотренных процессуальным законодательством.
Оспариваемая правовая норма не препятствует рассмотрению жалоб участников уголовного судопроизводства, подаваемых в связи с производством по уголовному делу, по правилам, установленным в сфере уголовного судопроизводства, не изменяет эти правила и, вопреки мнению заявителя, не освобождает соответствующих должностных лиц от обязанности вынесения по результатам их рассмотрения постановлений, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Положения пункта 2.5 Инструкции не противоречат Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации или иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. В этой связи в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении заявления Родионова А.А. о признании недействующим пункта 2.5 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 17 декабря 2007 г. N 200, отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда РФ |
Н.К. Толчеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 6 июня 2011 г. N ГКПИ11-429
Текст решения официально опубликован не был