Решение Верховного Суда РФ от 24 мая 2011 г. N ГКПИ11-410
Настоящее решение вступило в законную силу 2 августа 2011 г. (Информация опубликована в "Российской газете" от 22 августа 2011 г. N 184)
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 2 августа 2011 г. N КАС11-412 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю.,
при секретаре Степанищеве А.В.,
с участием прокурора Кротова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Черных Г.М. о признании недействующими абзацев второго и третьего пункта 10 Порядка подсчета и подтверждения стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих и определения соответствия должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 декабря 2004 г. N 312, установил:
приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 декабря 2004 г. N 312, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 января 2005 г., регистрационный N 6270, утвержден Порядок подсчета и подтверждения стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих и определения соответствия должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы, (далее - Порядок), который регулирует в том числе вопросы, связанные с включением в стаж государственной гражданской службы периодов службы (работы) в отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным служащим для выполнения обязанностей по замещаемой государственной должности федеральной государственной службы (далее - иные периоды службы (работы)). Включение этих периодов, в совокупности не превышающих пять лет, в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих ранее предусматривалось пунктом 15 перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. N 1413, а в настоящее время - пунктом 20 соответствующего перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 г. N 1141.
В силу пункта 10 Порядка в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих могут быть включены иные периоды службы (работы) на отдельных должностях руководителей и специалистов предприятий, учреждений и организаций, в совокупности не превышающие пять лет, на основании решения Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, согласованного с Министерством финансов Российской Федерации (абзац первый). Решение Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации принимается по представлению руководителя федерального государственного органа, в котором государственный служащий замещал государственную должность федеральной государственной службы, оформленному не позднее двухмесячного срока со дня увольнения работника центрального аппарата федерального государственного органа и не позднее трехмесячного срока со дня увольнения работника территориального органа федерального органа исполнительной власти (абзац второй). Представление руководителя федерального государственного органа о включении в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих иных периодов службы (работы) оформляется на основании заявления федерального государственного служащего, имеющего на момент подачи заявления право на трудовую пенсию по старости (инвалидности), поданного одновременно с его увольнением (абзац третий).
Черных Г.М. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании приведенных абзацев второго и третьего недействующими, ссылаясь на то, что они противоречат статье 22 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и нарушают ее право на получение государственной пенсии за выслугу лет в полном объеме.
В заявлении указано, что 15 июля 2007 г. Черных Г.М. была уволена с должности руководителя Межрайонной инспекции МНС России N ... по Республике Алтай по собственному желанию в связи с выходом на пенсию, 18 июля она подала заявление о назначении пенсии за выслугу лет к трудовой пенсии по старости. 26 октября 2007 г. ею было подано заявление о включении в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет иных периодов службы (работы). По этому заявлению Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Алтай было направлено представление в ФНС России, однако письмом указанной Службы от 14 ноября 2007 г. в рассмотрении вопроса было отказано по мотиву представления документов по истечении трехмесячного срока, предусмотренного абзацем вторым пункта 10 Порядка. Вступившим в законную силу решением Турочакского районного суда Республики Алтай от 16 августа 2010 г. заявление Черных Г.М. о восстановлении срока подачи заявления о включении в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет иных периодов службы (работы) оставлено без удовлетворения, с указанием на то, что Порядок такой возможности не предусматривает.
Черных Г.М. в суд не явилась, направив заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представители Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Сысойкина Г.И. и Ерохина Ю.В., представители Министерства юстиции Российской Федерации Гаврилова И.В. и Щерба О.А. требования заявительницы не признали, ссылаясь на то, Порядок в оспариваемой части не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и ее права не нарушает.
Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц и изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кротова В.А., просившего требования заявительницы удовлетворить частично, суд находит заявление Черных Г.М. подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 19 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих включаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации. Пунктом 15 перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. N 1413 (утратил силу в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 г. N 1141, утвердившего новый перечень должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих), предусматривалось, что в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих включаются периоды службы (работы) в отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным служащим для выполнения обязанностей по замещаемой государственной должности федеральной государственной службы, - в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Принятым во исполнение статьи 19 Федерального закона и Указа Президента Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. N 1413 постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2003 г. N 570 "О порядке включения в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих периодов службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы, государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации" (далее - Постановление) установлено, что включение в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих периодов службы (работы) в должностях, определяемых Президентом Российской Федерации, осуществляется по заявлению федерального государственного гражданского служащего при его обращении за назначением пенсии за выслугу лет федеральным государственным органом, в котором этот служащий замещал должность федеральной государственной гражданской службы непосредственно перед увольнением, а в случае упразднения (реорганизации) указанного органа - федеральным государственным органом, которому в соответствии с законодательством Российской Федерации переданы функции упраздненного (реорганизованного) органа (пункт 1).
Из приведенных норм видно, что включение в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих иных периодов службы (работы) федерального государственного гражданского служащего должно осуществляться при его обращении за назначением пенсии за выслугу лет. При этом Федеральный закон, Указы Президента Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. N 1413, от 20 сентября 2010 г. N 1141 и Постановление не содержали и не содержат положений о том, что решение федерального государственного органа о включении иных периодов службы (работы) в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет не может быть принято позднее двухмесячного (трехмесячного) срока со дня увольнения федерального государственного служащего. Из этого следует, что истечение сроков, указанных в абзаце втором пункта 10 Порядка, не позволяет руководителю федерального государственного органа отказать в оформлении представления о включении в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих иных периодов службы (работы), а Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации - отказать в рассмотрении этого представления. Обязанность по соблюдению данных сроков, которые носят организационный характер, должна возлагаться не на работников, а на кадровые службы федеральных государственных органов, к функциям которых относится оказание содействия федеральным государственным служащим в оформлении пенсии за выслугу лет.
Таким образом, абзац второй пункта 10 Порядка как не предполагающий возможность отказа федеральному государственному гражданскому служащему в рассмотрении его заявления о включении в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих иных периодов его службы (работы) не противоречит каким-либо нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Как уже отмечалось, включение в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих иных периодов службы (работы) федерального государственного гражданского служащего должно осуществляться при его обращении за назначением пенсии за выслугу лет. Абзацем вторым пункта 1 статьи 22 Федерального закона закреплено, что обращение за назначением пенсии, перерасчетом ее размера и переводом с одного вида пенсии на другой может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию, перерасчет ее размера или перевод с одного вида пенсии на другой без ограничения каким-либо сроком. Следовательно, федеральный государственный гражданский служащий, имеющий на момент подачи заявления о включении в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет иных периодов службы (работы) право на трудовую пенсию по старости (инвалидности), вправе подать такое заявление как одновременно с его увольнением с должности федеральной государственной службы, так и позднее. Вопреки этому абзац третий пункта 10 Порядка говорит о возможности подачи названного заявления лишь одновременно с увольнением федерального государственного служащего, что не согласуется с приведенной нормой Федерального закона.
Доводы представителей заинтересованных лиц о том, что абзац третий пункта 10 Порядка не противоречит каким-либо нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку пунктом 3 Постановления Правительство Российской Федерации уполномочило Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации на утверждение Порядка, суд находит несостоятельными. Осуществляя нормативное правовое регулирование, указанное Министерство не вправе вводить не предусмотренные Федеральным законом условия реализации федеральными государственными гражданскими служащими права на пенсию за выслугу лет в полном объеме.
Согласно частям первой, второй статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления. Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление Черных Г.М. о признании недействующими абзацев второго и третьего пункта 10 Порядка подсчета и подтверждения стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих и определения соответствия должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 декабря 2004 г. N 312, удовлетворить частично.
В удовлетворении требования об оспаривании названного абзаца второго отказать, поскольку истечение установленного им двухмесячного (трехмесячного) срока со дня увольнения работника не позволяет руководителю федерального государственного органа отказать в оформлении представления о включении в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих иных периодов службы (работы), а Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации - отказать в рассмотрении этого представления.
Признать указанный выше абзац третий недействующим со дня вступления решения суда в законную силу в части, исключающей возможность подачи федеральным государственным служащим, имеющим на момент подачи заявления право на трудовую пенсию по старости (инвалидности), заявления о включении в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих иных периодов службы (работы) после его увольнения. В остальной части в удовлетворении требования об оспаривании данного абзаца отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня его изготовления судом в окончательной форме.
Судья Верховного Суда РФ |
В.Ю. Зайцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ВС РФ проверил законность отдельных норм о порядке подсчета и подтверждения стажа госслужбы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных госслужащих.
В названный стаж могут быть включены, в т. ч., периоды службы (работы) на отдельных должностях руководителей и специалистов предприятий, учреждений и организаций.
Они включаются на основании решения Минздравсоцразвития России, согласованного с Минфином России.
Названное решение принимается по представлению руководителя федерального госоргана, в котором служащий замещал должность федеральной госслужбы.
Это представление оформляется не позднее 2 месяцев со дня увольнения работника центрального аппарата и не позже 3 месяцев, если речь идет об увольнении сотрудника территориального органа.
Относительно этих сроков ВС РФ пояснил следующее.
Названные иные периоды службы (работы) федерального госслужащего должны включаться в указанный стаж при его обращении за назначением пенсии за выслугу лет. При этом законодательство не содержит положений о том, что соответствующее решение федерального госоргана не может быть принято позднее 2-х или 3-х месяцев со дня увольнения служащего.
Поэтому истечение этих сроков не позволяет руководителю федерального госоргана отказать служащему в оформлении названного представления, а Министерству - отказать в его рассмотрении.
Обязанность соблюдать данные сроки должна возлагаться не на работников, а на кадровые службы.
Соответственно, не предполагается, что служащему может быть отказано в рассмотрении заявления.
Также оспариваемые нормы предусматривают, что указанное представление руководителя оформляется на основании заявления служащего, который имеет на момент его подачи право на трудовую пенсию по старости (инвалидности).
ВС РФ счел эти положения незаконными в части, закрепляющей, что данное заявление должно подаваться только одновременно с увольнением служащего.
Как указал ВС РФ, эти нормы не соответствуют Закону о государственном пенсионном обеспечении, который предусматривает возможность подать такое заявление как одновременно с увольнением с должности, так и позднее.
Решение Верховного Суда РФ от 24 мая 2011 г. N ГКПИ11-410
Текст решения официально опубликован не был
Настоящее решение вступило в законную силу 2 августа 2011 г. (Информация опубликована в "Российской газете" от 22 августа 2011 г. N 184)