Решение Верховного Суда РФ от 30 мая 2011 г. N ГКПИ11-403
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 13 сентября 2011 г. N КАС11-469 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации
в составе судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
при секретаре Александрове В.О.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Королева А.Г. о признании частично недействующим пункта 4 раздела 1 Страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2005 г. N 739, установил:
пунктом 4 раздела 1 Страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии установлены коэффициенты страховых тарифов в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством. Так, коэффициент 1,7 применяется в случае неограниченного числа водителей, допущенных к управлению транспортным средством.
Гражданин Королев А.Г. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействующим пункта 4 раздела 1 Страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии. Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат Федеральному закону "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", который не предусматривает такой коэффициент, и нарушают права граждан.
В судебном заседании Королев А.Г. поддержал заявленные требования, пояснив, что сам размер коэффициента 1,7 он не оспаривает.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству финансов Российской Федерации (поручение от 19 апреля 2011 г. N КА-П13-2434).
Представитель Правительства Российской Федерации Нерубайло И.В. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил в суде, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий высшего исполнительного органа государственной власти, соответствуют законодательству Российской Федерации и не нарушают права страхователей.
Выслушав объяснения заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Федеральный закон) страховые тарифы по обязательному страхованию (их предельные уровни), структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Во исполнение предписаний федерального законодателя Правительство Российской Федерации постановлением от 8 декабря 2005 г. N 739 утвердило Страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуру и порядок применения страховщиками при определении страховой премии.
Нормативный правовой акт опубликован в "Российской газете" от 16 декабря 2005 г., Собрании законодательства Российской Федерации 19 декабря 2005 г., N 51. Действует с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 г. N 225.
Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" определяет страховые тарифы по обязательному страхованию как ценовые ставки, установленные в соответствии с данным Федеральным законом применяемые страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования и состоящие из базовых ставок и коэффициентов (статья 1). Таким образом, сам Федеральный закон устанавливает, что составляющими страховых тарифов наряду с базовыми ставками являются коэффициенты.
Базовые ставки страховых тарифов зависят от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств (пункт 1 статьи 9).
Федеральный закон установил существенные характеристики коэффициентов. Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, технических характеристик транспортных средств, сезонного использования транспортных средств, иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств (пункт 2 статьи 9).
Из содержания пункта 2.1 статьи 9 Федерального закона следует, что если договором обязательного страхования, заключенного с гражданином, предусмотрено условие о том, что к управлению транспортным средством допущены только указанные страхователем водители, то коэффициенты должны отражать водительский стаж и возраст таких водителей. Данная норма не исключает введение высшим исполнительным органом государственной власти при осуществлении государственного регулирования страховых тарифов коэффициента, учитывающего такое обстоятельство, как сведения о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством, когда договор обязательного страхования не предусматривает ограничения количества лиц.
Вероятность наступления страхового случая по договору обязательного страхования гражданской ответственности, предусматривающему ограниченное использование транспортного средства, ниже по сравнению с договором обязательного страхования, не содержащим подобных ограничений, что позволяет учитывать коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством.
Оспариваемые положения нормативного правового акта не нарушают права страхователей. Пунктом 1 статьи 16 Федерального закона предусмотрено право владельцев транспортных средств заключать договоры обязательного страхования с учетом ограниченного использования транспортных средств, под которым понимается управление транспортными средствами только указанными страхователем водителями и (или) сезонное использование транспортных средств в течение трех и более месяцев в календарном году.
Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" предусматривает установление экономически обоснованных страховых тарифов, в том числе коэффициентов как части страховых тарифов.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 31 мая 2005 г. N 6-П "По делу о проверке конституционности Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" в связи с запросами Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай, Волгоградской областной Думы, группы депутатов Государственной Думы и жалобой гражданина С.Н. Шевцова" признал, что, наделение Правительства Российской Федерации полномочием по установлению страховых тарифов по обязательному страхованию не противоречит Конституции Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, доводы заявителя о том, что Правительство Российской Федерации незаконно установило коэффициенты страховых тарифов в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством в случае неограниченного числа водителей, допущенных к управлению транспортным средством, являются несостоятельными.
В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление Королева А.Г. о признании частично недействующим пункта 4 раздела 1 Страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2005 г. N 739, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Романенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оспаривались нормы, устанавливающие коэффициенты страховых тарифов по ОСАГО.
Данные коэффициенты применяются в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортом.
По мнению заявителя, оспариваемые положения противоречат Закону об ОСАГО, который не предусматривает введение подобного коэффициента.
ВС РФ не согласился с такой позицией и разъяснил следующее.
Сам Закон об ОСАГО устанавливает, что составляющими страховых тарифов наряду с базовыми ставками являются коэффициенты.
Названные базовые ставки зависят от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспорта.
При этом коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от территории преимущественного использования транспорта; его технических характеристик; наличия или отсутствия страховых выплат в предшествующие периоды; сезонного использования; иных обстоятельств, существенно влияющих на величину страхового риска.
Следовательно, закон не исключает введение при госрегулировании страховых тарифов коэффициента, который учитывает такое обстоятельство, как сведения о количестве лиц, допущенных к управлению транспортом (если договор не предусматривает их ограничения).
Вероятность наступления страхового случая по договору ОСАГО, предусматривающему ограниченное использование транспорта, ниже по сравнению с соглашением, не содержащим подобных ограничений.
Это обстоятельство и позволяет учитывать коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортом.
Закон об организации страхового дела также предусматривает возможность установить экономически обоснованные страховые тарифы, в т. ч. коэффициенты как их часть.
С учетом этого доводы о несоответствии норм законодательству несостоятельны.
Решение Верховного Суда РФ от 30 мая 2011 г. N ГКПИ11-403
Текст решения официально опубликован не был
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 13 сентября 2011 г. N КАС11-469 настоящее решение оставлено без изменения