Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 мая 2011 г. N 11-Г11-13
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Еременко Т.И.,
при секретаре Птицыной Д.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Цолиной Е.В. об оспаривании отдельных положений постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 апреля 2005 г. N 190 "Об утверждении Правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан", от 3 февраля 2010 г. N 53 "Об установлении повышающих коэффициентов и внесении изменений в отдельные постановления Кабинета Министров Республики Татарстан по вопросам предоставления жилья в рамках республиканской государственной поддержки" по кассационной жалобе Цолиной Е.В. на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 2 марта 2011 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., возражения на кассационную жалобу представителя Кабинета министров Республики Татарстан по доверенности Фатхулиной Ф.Г., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кротова В.А., полагавшего решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Кабинетом Министров Республики Татарстан 15 апреля 2005 г. принято постановление N 190 "Об утверждении Правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан" (далее - Постановление).
Первоначальный текст Постановления официально опубликован в изданиях "Республика Татарстан" от 23 апреля 2005 г. N 82-83, "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти", 2005 г., N 17.
3 февраля 2010 г. Кабинетом Министров Республики Татарстан принято постановление N 53 "Об установлении повышающих коэффициентов и внесении изменений в отдельные постановления Кабинета Министров Республики Татарстан по вопросам предоставления жилья в рамках республиканской государственной поддержки", опубликованное в "Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти", 2010 г., N 10, ст. 0334.
Пункт 2.2 Правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан (далее - Правила), определяет понятие нормы постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки как размер общей площади в объектах жилищных прав, приходящийся на одного члена семьи.
Пунктом 2.3 Правил дано определение термина "совокупный уровень обеспеченности общей площади в объектах жилых прав" - суммарный размер общей площади всех жилых помещений (доли жилых помещений), занимаемых членами семьи по договору найма и (или) принадлежащих им на праве собственности.
В соответствии с пунктом 3 Правил норма постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки устанавливается в размере менее 18 квадратных метров общей площади на одного члена семьи.
Пункт 5.1 Правил предусматривает общеобязательные условия, при которых осуществляется постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки:
подача заявителем заявления по месту жительства или месту работы о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки;
осуществление трудовой деятельности заявителями и трудоспособными членами семьи;
совокупный уровень обеспеченности общей площадью на одного члена семьи в объектах жилищных прав менее нормы принятия на учет, определенной пунктом 3 данных Правил и порядка;
наличие ежемесячного совокупного дохода на одного члена семьи, обеспечивающего суммарно прожиточный минимум каждого члена семьи и гарантирующего своевременное погашение ежемесячных текущих платежей по выкупу жилых помещений в собственность.
В силу абзаца 7 пункта 14 Правил право заявителя состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки до приобретения семьей отдельной квартиры не сохраняется в случае выявления в ходе перерегистрации сведений, не подтверждающих права гражданина на государственную поддержку в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.
Пунктом 16 Приложения N 2 к Правилам предусмотрено необходимость указания в анкете заявителя совокупного уровня обеспеченности общей площадью на одного члена в семье (указать сколько кв. метров приходится на 1 члена в семье).
Абзац 17 Перечня документов, необходимых для рассмотрения вопроса о принятии заявителя и его семьи на учет для улучшения жилищных условий по социальной ипотеке Приложения N 3 к Правилам предусматривает для всех граждан на общих условиях предоставление справки о наличии жилья в собственности или осуществлении сделок по его отчуждению (на всех лиц, зарегистрированных по месту жительства в жилом помещении заявителя, в том числе из других регионов России, за последние 5 лет).
Цолина Е.В. обратилась в суд с заявлением о признании недействующими приведенных правовых норм в виду их противоречия положениям Жилищного кодекса Российской Федерации и статье 288 Гражданского кодекса Российской Федерации, указав, что оспариваемые положения нарушают ее жилищные права.
Кроме того, просила о признании недействующими отдельных положений постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 2 августа 2007 г. N 366 "О дальнейших мерах по реализации Закона Республики Татарстан от 27 декабря 2004 г. N 69-ЗРТ "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан".
Определением Верховного Суда Республики Татарстан от 2 марта 2011 г. указанные требования выделены в отдельное производство.
Обжалуемым решением в удовлетворении заявления Цолиной Е.В. отказано.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда ввиду существенного нарушения норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение законным.
Отказывая в удовлетворении заявления Цолиной Е.В., суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый в части нормативный правовой акт действующему законодательству не противоречит, издан органом государственной власти субъекта в пределах его компетенции.
Судом установлено, что оспариваемое в части Постановление, которое было опубликовано в установленном порядке, принято согласно его преамбуле в целях реализации Закона Республики Татарстан от 27 декабря 2004 г. N 69-ЗРТ "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан", создания единой системы учета для приобретения жилых помещений по социальной ипотеке Кабинета Министров Республики Татарстан.
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 указанной статьи Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями 1 и 2 данной статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Аналогичные положения содержатся и в пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ).
Проанализировав положения статьи 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ, статьи 1, 5, 12 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд пришел к правильному выводу о том, что органы государственной власти Республики Татарстан вправе осуществлять нормативное правовое регулирование отношений в сфере социальной ипотеки как меры государственной поддержки, поскольку принцип равенства всех перед законом, гарантированный статьей 19 Конституции Российской Федерации, может быть реализован путем нормативного закрепления единого для всех порядка получения указанной меры социальной поддержки.
В силу положений статьи 103 Конституции Республики Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан обеспечивает исполнение на территории Республики Татарстан Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан, издает постановления и распоряжения и проверяет их исполнение.
Согласно преамбуле Закона Республики Татарстан от 27 декабря 2004 г. N 69-ЗРТ "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан" (далее - Закон Республики Татарстан от 27 декабря 2004 г. N 69-ЗРТ) он направлен на реализацию конституционного права граждан на жилище, объединение усилий государственных органов, органов местного самоуправления и организаций всех форм собственности по развитию жилищного строительства и формирование рынка доступного жилья в Республике Татарстан.
В соответствии со статьей 3 указанного Закона социальная ипотека - это предоставление гражданам жилья в рассрочку в соответствии с основными требованиями, предъявляемыми к государственной поддержке развития жилищного строительства.
В силу положений пункта 3 статьи 7 Закона Республики Татарстан от 27 декабря 2004 г. N 69-ЗРТ Кабинет Министров Республики Татарстан: координирует деятельность по разработке, утверждению и реализации программ развития территорий и жилищного строительства в Республике Татарстан, осуществляемых в соответствии с целями, установленными названным Законом; ежегодно при составлении проекта бюджета Республики Татарстан на очередной финансовый год предусматривает средства на государственную поддержку развития жилищного строительства в Республике Татарстан; предоставляет государственные гарантии за счет бюджета Республики Татарстан в порядке и на условиях, определенных бюджетным законодательством; заключает в установленном законодательством порядке договоры с органами местного самоуправления о взаимодействии в области государственной поддержки развития жилищного строительства, договоры о порядке формирования и использования государственного резерва земель Республики Татарстан; вырабатывает механизмы, направленные на привлечение внебюджетных средств в жилищное строительство в Республике Татарстан; осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Татарстан.
Статьей 11 Закона Республики Татарстан от 27 декабря 2004 г. N 69-ЗРТ установлены основные требования, предъявляемые к государственной поддержке развития жилищного строительства в системе социальной ипотеки, которые включают в себя принятие соответствующими органами правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, в том числе норматива общей площади жилых помещений, предоставляемых на принципах социальной ипотеки.
В связи с изложенным суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что Кабинет Министров Республики Татарстан имел необходимые полномочия для определения понятия нормы постановки на учет нуждающихся в улучшении условий в системе социальной ипотеки, совокупный уровень обеспеченности общей площади в объектах жилищных прав, установления нормы постановки на учет нуждающихся в улучшении условий в системе социальной ипотеки в размере 18 кв. метров, а также регулирования общеобязательных оснований постановки на учет семей нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.
Проанализировав нормы действующего жилищного законодательства, положения части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласной которой при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, суд обоснованно указал, что пункт 16 анкеты заявителя и пункт 2.3 Правил установлен законодателем субъекта в соответствии с действующим федеральным законодательством.
Приказом Минрегиона Российской Федерации от 25 февраля 2005 г. N 18 утверждены Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма.
В соответствии с указанными Методическими рекомендациями к заявлению рекомендовано приложить следующие документы: выписку из технического паспорта БТИ с поэтажным планом (при наличии) и экспликацией; справку органов государственной регистрации о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности по месту постоянного жительства членов семьи, предоставляемую каждым дееспособным членом семьи заявителя при необходимости иные документы.
Кроме того, положениями пунктов 3 и 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, установлено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом, Судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания недействующим абзаца 17 Перечня документов, необходимых для рассмотрения вопроса о принятии заявителя и его семьи на учет для улучшения жилищных условий по социальной ипотеке, в части предоставления справки о наличии жилья в собственности или осуществления сделок по отчуждению (на всех лиц, зарегистрированных по месту жительства в жилом помещении заявителя, в том числе из других регионов России, за последние пять лет), поскольку при отсутствии таковой определить нуждаемость в улучшении жилищных условий не представляется возможным, а также пунктов 3 и 5.1 Правил.
Статьей 55 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 этого Кодекса оснований снятия их с учета.
В силу положения пункта 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
В связи с указанным является правильным и вывод о соответствии действующему федеральному законодательству абзаца 7 пункт 14 Правил.
Поскольку противоречий нормам федерального законодательства, в том числе приведенным заявителем в обоснование требований, не установлено, суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе не содержится доводов, опровергающих выводы суда о соответствии оспариваемой нормы федеральному закону.
С учетом изложенного Судебная коллегия приходит к выводу о законности решения суда и об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы, доводы которой основаны на неверном толковании норм действующего законодательства
Руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 2 марта 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Цолиной Е.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Еременко Т.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 мая 2011 г. N 11-Г11-13
Текст определения официально опубликован не был