Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 мая 2011 г. N 35-Г11-17
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего В.Б. Хаменкова,
судей Л.В. Борисовой и Л.А. Калининой,
при секретаре П.В. Алёшиной
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационным жалобам администрации Тверской области и управления Государственная административно-техническая инспекция Тверской области на решение Тверского областного суда от 16 февраля 2011 года, которым удовлетворено заявление прокурора Тверской области о признании недействующим с момента принятия подпункта 2.2.30-1 пункта 2.2 раздела 2 Положения об управлении Государственной административно-технической инспекции Тверской области, утвержденного постановлением администрации Тверской области от 17 апреля 2008 года N 90-па.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителей губернатора Тверской области и Государственной административно-технической инспекции Иванова П.В., Громовой Е.О. и Кузуб О.В., поддержавших доводы кассационных жалоб, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменений, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
17 апреля 2008 года администрацией Тверской области принято постановление N 90-па, пунктом 2 которого утверждено Положение об управлении Государственная административно-техническая инспекция Тверской области (далее - Положение).
Постановление официально опубликовано в издании "Тверская жизнь", N 75 от 22 апреля 2008 года.
Подпунктом 2.2.30-1 пункта 2.2 раздела 2 Положения к функциям государственной административно-технической инспекции Тверской области отнесено проведение контрольного взвешивания остановленного транспортного средства (в статике), сравнение действительных весовых параметров транспортного средства параметрам, указанным в специальном разрешении на перевозку тяжеловесного груза по дорогам общего пользования, при осуществлении весового контроля на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области.
Прокурор Тверской области обратился в суд с заявлением о признании недействующим названного выше подпункта 2.2.30-1 пункта 2.2 раздела 2 Положения, указывая, что он принят с превышением предоставленных органам государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий, при этом ссылался на противоречие оспариваемых норм Федеральному закону от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Решением Тверского областного суда от 16 февраля 2011 года заявление прокурора Тверской области удовлетворено, признан недействующим с момента принятия подпункт 2.2.30-1 пункта 2.2 раздела 2 Положения об управлении Государственная административно-техническая инспекция Тверской области, утвержденного постановлением администрации Тверской области от 17 апреля 2008 года N 90-па.
В кассационных жалобах администрация Тверской области и Государственная административно-техническая инспекция Тверской области ставят вопрос об отмене решения, считая его незаконным и необоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (часть 1 статьи 1 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Действие указанного Федерального закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ законодательство об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Законы субъектов Российской Федерации должны соответствовать настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам, принятым в соответствии с ними указам Президента Российской Федерации, нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации (часть 3 статьи 4 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
На основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 13 статьи 11 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится установление порядка осуществления весового и габаритного контроля, в том числе организации пунктов весового и габаритного контроля.
В силу части 5 статьи 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядок установления постоянного маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 395 утверждено Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации, пунктом 1 раздела 1 которого установлено, что Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России) является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере автомобильного транспорта.
Подпунктом 5.2.53.31 пункта 5 раздела 2 указанного Положения установлено, что к полномочиям Минтранса России отнесено принятие нормативных правовых актов, определяющих порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств.
Таким образом, исходя из положений действующего федерального законодательства, установление порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.
Признавая оспариваемую прокурором норму противоречащей федеральному закону и потому недействующей, суд пришёл к выводу о том, что орган государственной власти субъекта Российской Федерации, разрешив в ней вопросы порядка осуществления весового контроля транспортных средств, превысил свои полномочия.
С подобной позицией суда согласиться нельзя, поскольку она основана на неправильном истолковании судом норм материального права и является ошибочной.
Как указывалось выше, подпунктом 2.2.30-1 пункта 2.2 раздела 2 оспариваемого Положения к функциям государственной административно-технической инспекции Тверской области отнесено проведение контрольного взвешивания транспортного средства и сравнение его действительных весовых параметров параметрам, указанным в специальном разрешении на перевозку тяжеловесного груза по дорогам регионального и межмуниципального значения Тверской области.
При этом никаких указаний на то, в каком порядке должны осуществляться эти функции, данная норма, как и остальные нормы Положения не содержит.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности установлены статьей 12 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ.
К числу таких полномочий, в частности, отнесены осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, а также определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения.
При этом в соответствии с Правилами возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 года N 934, размер платы в счёт возмещения вреда определяется, прежде всего, в зависимости от превышения предельно допустимых массы транспортного средства и его осевых нагрузок.
Следовательно, для осуществления вышеуказанных полномочий орган государственной власти субъекта Российской Федерации был вправе в качестве функции своего исполнительного органа определить проведение взвешивания транспортного средства и сравнение его действительных весовых параметров с параметрами, указанными в специальном разрешении на перевозку тяжеловесного груза по дорогам регионального и межмуниципального значения.
При таких обстоятельствах решение суда является незаконным и подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Тверского областного суда от 16 февраля 2011 года отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении заявления прокурора Тверской области о признании недействующим подпункта 2.2.30-1 пункта 2.2 раздела 2 Положения об управлении Государственная административно-техническая инспекция Тверской области, утвержденного постановлением администрации Тверской области от 17 апреля 2008 года N 90-па, отказать.
Председательствующий |
В.Б. Хаменков |
Судьи |
Л.В. Борисова |
|
Л.А. Калинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 мая 2011 г. N 35-Г11-17
Текст определения официально опубликован не был