Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 июня 2011 г. N 26-Г11-7
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Борисовой Л.В., Горчаковой Е.В.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по заявлению Зурабова М.А. о признании Закона Республики Ингушетия N 40-РЗ от 13 ноября 2007 года "О выборах депутатов Народного Собрания Республики Ингушетия" противоречащим Федеральному закону N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" по кассационной жалобе Зурабова М.А. на решение Верховного суда Республики Ингушетия от 23 марта 2011 года, которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пирожкова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кротова В.А., полагавшего решение оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Зурабов М.А. обратился в суд с заявлением о признании Закона Республики Ингушетия N 40-РЗ от 13 ноября 2007 года "О выборах депутатов Народного Собрания Республики Ингушетия" противоречащим Федеральному закону N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в той части, в которой в оспариваемом Законе республики не предусмотрено право граждан на самовыдвижение путем уведомления об этом избирательных комиссий, поскольку правом выдвижения кандидатов в депутаты обладают исключительно политические партии.
Судом вынесено вышеприведенное решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе Зурабов М.А., полагая его неправильным.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда по следующим основаниям.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд исследовал представленные доказательства, проверил положения оспариваемого нормативного правового акта на соответствие актам, имеющим большую юридическую силу и пришел к правильному выводу о их законности.
В силу положений статей 3, 4, 7 и 28 Закона Республики Ингушетия N 40-РЗ от 13 ноября 2007 года (с последующими изменениями) "О выборах депутатов Народного Собрания Республики Ингушетия" депутаты Народного Собрания Республики Ингушетия избираются по единому избирательному округу, включающему в себя всю территорию Республики Ингушетия пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями.
Таким образом, выборы депутатов Народного Собрания Республики Ингушетия проводятся по пропорциональной избирательной системе, что не противоречит положениям федерального законодательства.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 32 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года (с последующими изменениями) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в том случае, если конституцией, уставом, законом субъекта Российской Федерации предусмотрено, что в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации все депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов, законом субъекта Российской Федерации должны быть предусмотрены гарантии реализации права граждан Российской Федерации, не являющихся членами избирательных объединений, быть избранными депутатами соответственно этого законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Оспариваемые положения Закона республики предусматривают такие гарантии.
Согласно статье 29 Закона Республики Ингушетия "О выборах депутатов Народного Собрания Республики Ингушетия" каждый гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом и не являющийся членом политической партии, не позднее чем через три дня со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Народного Собрания, а в случае досрочных выборов не позднее чем через три дня со дня официального опубликования решения о назначении досрочных выборов депутатов Народного Собрания вправе обратиться в любое избирательное объединение с предложением включить его в список кандидатов, выдвигаемый этим избирательным объединением. При поддержке этой кандидатуры не менее чем десятью членами политической партии (при наличии в Республике Ингушетия регионального отделения политической партии указанные десять членов политической партии должны состоять в данном региональном отделении) она подлежит обязательному рассмотрению на съезде политической партии либо конференции (общем собрании) ее регионального отделения или иного структурного подразделения наравне с иными кандидатурами, которые предлагаются к включению в соответствующий список кандидатов.
Отсутствие обращений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, не препятствует принятию избирательным объединением по собственной инициативе и в соответствии с ее уставом решения о включении гражданина Российской Федерации, не являющегося членом данного избирательного объединения, в выдвигаемый им список кандидатов при наличии письменного заявления этого гражданина о согласии баллотироваться в составе списка кандидатов и при условии соблюдения требований, предусмотренных статьей 28 настоящего Закона (часть 2 статьи 29 Закона Республики Ингушетия "О выборах депутатов Народного Собрания Республики Ингушетия").
При этом в силу положений части 3 статьи 29 Закона Республики Ингушетия "О выборах депутатов Народного Собрания Республики Ингушетия" нарушение избирательным объединением требований, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, влечет за собой ответственность в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях".
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что вышеназванные условия выдвижения кандидатов являются гарантией реализации гражданином права выдвижения в том случае, когда в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации все депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списка кандидатов.
Суд обоснованно признал несостоятельными доводы заявителя о неравенстве избирательных прав граждан при указанном выше порядке выдвижения кандидатов со ссылкой в решении на соответствующие обстоятельства.
Доводы кассационной жалобы не ставят под сомнение правильность постановленного судом решения.
Поскольку кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда и свидетельствующих о нарушениях судом норм материального или процессуального права, она подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного суда Республики Ингушетия от 23 марта 2011 года оставить без изменения кассационную жалобу Зурабова М.А. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Борисова Л.В. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 июня 2011 г. N 26-Г11-7
Текст определения официально опубликован не был