Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 июня 2011 г. N 71-Г11-25
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Ерёменко Т.И., судей Калининой Л.А. и Ксенофонтовой О.А.
при секретаре Аверине А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Голодникова А.Г. и Жулего А.Д. на решение Калининградского областного суда от 12 апреля 2011 г., которым оставлено без удовлетворения их заявление о признании недействующим Закона Калининградской области от 14 декабря 2010 г. N 526 "О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Калининградской области и лицам, замещавшим государственные должности Калининградской области".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя Голодникова А.Г. - Голодникову Н.А., поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя губернатора Калининградской области Сухорученко Е.А., просившей решение оставить без изменения, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение законным и обоснованным и потому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Законом Калининградской области от 18 декабря 2002 г. N 211 "О порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии за государственную службу" была установлена доплата к пенсии за государственную службу. Этот Закон признан утратившим силу (за исключением пунктов 1 и 2 статьи 11) в связи с принятием Закона Калининградской области от 13 октября 2005 г. N 664 "О внесении изменений в отдельные законы Калининградской области".
Впоследствии Законом Калининградской области от 24 декабря 2007 г. N 212 "О ежемесячной доплате к государственной пенсии" установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии государственным гражданским служащим Калининградской области в размере, обеспечивающем доведение уровня их государственных пенсий до прожиточного минимума для пенсионеров в Калининградской области.
Законом Калининградской области N 526 от 14 декабря 2010 г. "О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Калининградской области и лицам, замещавшим государственные должности Калининградской области" установлены основания возникновения права на пенсию за выслугу лет государственных гражданских служащих Калининградской области и лиц, замещавших государственные должности Калининградской области, её размер, порядок назначения и выплаты.
Согласно статьям 1-8 Закона пенсия за выслугу лет государственным служащим Калининградской области и лицам, замещавшим государственные должности Калининградской области назначается и выплачивается в соответствии с указанным Законом.
Данный Закон вступает в силу с 1 января 2011 г.
Голодников А.Г. и Жулего А.Д. обратились в суд с заявлением о возложении обязанности на Калининградскую областную Думу распространить его действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г.
В обоснование заявления ссылались на то, что они являлись государственными гражданскими служащими Калининградской области, в соответствии с оспариваемым Законом им была назначена пенсия за выслугу лет с 1 января 2011 г., нераспространение действия обжалуемого Закона на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г., нарушает их права и охраняемые законом интересы на своевременное пенсионное обеспечение за выслугу лет с 1 января 2009 г. для Голодникова А.Г. и со 2 сентября 2010 г. для Жулего А.Д. и противоречит Федеральному закону от 18 июля 2009 г. N 187-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и статью 39 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Решением Калининградского областного суда от 12 апреля 2011г. Голодникову А.Г. и Жулего А.Д. в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе они просят решение отменить, как незаконное и необоснованное, дело направить в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит поводов для отмены решения в порядке, предусмотренном статьёй 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Исходя из особенностей общественных отношений, составляющих предмет регулирования оспариваемого нормативного правового акта, суд обоснованно отклонил доводы заявителей о снижении уровня правовых гарантий в области социального обеспечения.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации регламентированы Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Указанный Федеральный закон в числе основных государственных гарантий для гражданских служащих предусматривает государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей (пункт 11 части 1 статьи 52).
Между тем такой федеральный закон до настоящего времени не принят. Введённый же в действие с 1 января 2002 г Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 18 июля 2009 г. N 187-ФЗ) регламентирует условия пенсионного обеспечения за выслугу лет только федеральных государственных служащих.
Что же касается государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации, то согласно пункту 4 статьи 7 данного Федерального закона условия предоставления им права на пенсию за счёт средств субъектов Российской Федерации определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Следовательно, законодатель Калининградской области, принимая Закон Калининградской области от 14 декабря 2010 г. N 526 "О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Калининградской области и лицам, замещавшим государственные должности Калининградской области", действовал в пределах предоставленных ему федеральным законодателем нормотворческих полномочий.
Такое правовое регулирование не может рассматриваться как нарушение принципа единства организационных и правовых основ государственной гражданской службы, не направлено оно и на какое бы то ни было ущемление прав пенсионеров, напротив, определяя ус лов ля назначения пенсии за выслугу лет, оно имеет целью повышение уровня пенс ионного обеспечения.
Доводы заявителя о том, что оспариваемый Закон должен распространить своё действие с 1 января 2009 г. суд правильно счёл необоснованными.
В соответствии с пунктом 7 статьи 45 Устава Калининградской области законы Калининградской области, принятые Калининградской областной Думой и подписанные губернатором Калининградской области, вступают в силу на территории Калининградской обпзсти со дня их официального опубликования, если самим законом Калининградской области не установлен иной срок и порядок вступления его в силу.
В такой ситуации Калининградская областная Дума не была лишена возможности распространить действие принятого ей Закона на правоотношения с 1 января 2011 г.
Что же касается Федерального закона от 18 июля 2009 г. N 187-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и статью 39 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", то поскольку он не регулирует порядка назначения пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим субъекта Российской Федерации, у суда нет оснований для применения статьи 4, которой определён порядок введения в действие отдельных положений этого Закона, а не законов субъекта Российской Федерации, на чём фактически настаивают заявители.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Калининградского областного суда от 12 апреля 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Голодникова А.Г. и Жулего А.Д. - без удовлетворения.
Председательствующий: |
Ерёменко Т.И. |
Судьи: |
Калинина Л.А. |
|
Ксенофонтова О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 июня 2011 г. N 71-Г11-25
Текст определения официально опубликован не был