Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 июня 2011 г. N 44-Г11-20
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
в составе председательствующего Хаменкова В.Б., судей Горчаковой Е.В. и Борисовой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Пермского муниципального унитарного предприятия "Ритуальные услуги" об оспаривании отдельных положений указа Губернатора Пермского края от 17 марта 2006 г. N 39 "Об утверждении Порядка возмещения стоимости гарантированного перечня услуг по погребению и выплаты социального пособия на погребение за счет средств бюджета Пермского края" по кассационной жалобе Правительства Пермского края на решение Пермского краевого суда от 1 апреля 2011 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
указом Губернатора Пермского края от 17 марта 2006 г. N 39 утвержден Порядок возмещения стоимости гарантированного перечня услуг по погребению и выплаты социального пособия на погребение за счет средств бюджета Пермского края (далее - Порядок).
Данный указ в первоначальном виде опубликован 24 марта 2006 г. в печатном издании "Досье 02", N 11.
Постановлениями Правительства Пермского края от 10 ноября 2006 г. N 63-п, от 9 февраля 2007 г. N 7-п, от 6 июля 2007 г. N 133-п, от 22 декабря 2008 г. N 760-п, от 29 декабря 2008 г. N 821-п, от 28 декабря 2009 г. N 1002-п в оспариваемый указ внесены изменения.
В соответствии с пунктом 6 Порядка возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению осуществляют территориальные органы Министерства социального развития Пермского края (далее - территориальные органы Министерства) в соответствии с договором о возмещении затрат на погребение, заключенным со специализированной службой по вопросам похоронного дела, на основании справки о смерти, предъявленных к оплате счетов, а также документов, предусмотренных подпунктами 3-5 пункта 5 Порядка.
Согласно указанным подпунктам пункта 5 Порядка для получения установленных гарантий на погребение умерших лиц необходимо представить следующие документы:
трудовую книжку умершего (иной документ, подтверждающий статус гражданина, на день смерти не подлежавшего обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством); справку уполномоченного органа о том, что умерший из числа лиц, указанных в части 3 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", на день смерти не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
трудовые книжки обоих родителей (лиц, их заменяющих), не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, для погребения несовершеннолетних детей, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (иные документы, подтверждающие статус родителей, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством); справки уполномоченного органа о том, что умерший несовершеннолетний ребенок и его родители (лица, их заменяющие) из числа лиц, указанных в части 3 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", не подлежали обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
справку с места жительства (нахождения) умершего о составе семьи (при отсутствии документов о месте проживания - справку органов внутренних дел или иной документ, подтверждающий факт проживания по указанному адресу).
Пермское муниципальное унитарное предприятие "Ритуальные услуги" обратилось в суд с заявлением с просьбой о признании пункта 6 Порядка недействующим в части слов "а также документов, предусмотренных подпунктами 3-5 пункта 5 Порядка".
В обоснование заявленных требований указало, что оспариваемым указом расширен перечень документов, необходимых для получения установленных гарантий на погребение умерших лиц, что противоречит действующему федеральному законодательству: положениям пункта 3 статьи 9 Федерального закона "О погребении и похоронном деле". Обжалуемым решением заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда в виду неправильного применения норм материального права, принятии нового судебного постановления об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда законным.
В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.
Согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения.
Пунктом 3 статьи 12 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" установлено, что услуги, оказываемые специализированной службой по вопросам похоронного дела при погребении умерших, указанных в пунктах 1 и 2 данной статьи, включают: оформление документов, необходимых для погребения; облачение тела; предоставление гроба; перевозку умершего на кладбище (в крематорий); погребение.
В силу пункта 3 статьи 9 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, а также с органом государственной власти субъекта РФ и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет средств бюджетов субъекта РФ в случае, если умерший не работал и не являлся пенсионером, в также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.
В соответствии с абзацем 8 пункта 3 статьи 9 названного закона стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела на основании справки о смерти, если обращение за возмещением указанных услуг последовало не позднее шести месяцев со дня погребения.
Проанализировав приведенные положения федерального законодательства, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии полномочий у субъекта Российской Федерации полномочий по возложению на специализированную службу, оказавшую услуги по погребению, обязанности предоставлять иные документы, кроме справки о смерти, как предусмотрено Федеральным законом "О погребении и похоронном деле".
Доводы кассационной жалобы, как основанные на неверном толковании норм материального права, Судебной коллегией признаются несостоятельными.
Ссылка в кассационной жалобе на положения пункта 5 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", согласно которому до принятия федеральных законов по предметам совместного ведения, а также по вопросам совместного ведения, не урегулированным федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, могут устанавливаться не указанные в пункте 2 настоящей статьи полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет и в пределах средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам, не опровергает правильность вывода суда, поскольку названным Законом органам государственной власти субъекта РФ не предоставлены полномочия по возложению на специализированные службы дополнительных обязанностей, не предусмотренных федеральным законодательством.
С учетом изложенного Судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены правильного решения суда.
Руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Пермского краевого суда от 1 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий: |
Хаменков В.Б. |
Судьи: |
Горчакова Е.В. |
|
Борисова Л.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 июня 2011 г. N 44-Г11-20
Текст определения официально опубликован не был