Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 апреля 2011 г. N ВАС-2237/11
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 18 апреля 2011 г.
Полный текст решения изготовлен 25 апреля 2011 г.
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июня 2011 г. N ВАС-7912/11 в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора настоящего решения отказано
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе
председательствующего судьи Лобко В.А.,
судей Весеневой Н.А. и Разумова И.В.
при ведении протокола помощником судьи Курдыбан И.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании заявление Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Детский оздоровительно-образовательный центр" к Министерству экономического развития Российской Федерации о признании групп N 134, 135, 136 номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.12.2010 N 601, не соответствующими Гражданскому кодексу Российской Федерации (главам 34 и 39), Федеральному закону от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (статьям 1, 2, 3) и недействующими.
В судебном заседании приняли участие представители:
от заявителя - Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Детский оздоровительно-образовательный центр" - Вознюк И.Е. (паспорт) по доверенности от 18.03.2011 б/н;
От Министерства экономического развития Российской Федерации - Стариков А.В. (паспорт) по доверенности от 11.06.2010 N 9705-ЭН/Д02, Некрасова Л.Г. (паспорт) по доверенности от 17.03.2011 N 23-ЭН, Бурлаков К.М. (паспорт) по доверенности от 17.03.2011 N 5028-ЭН/Д22.
Суд установил:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детский оздоровительно-образовательный центр" (далее - МОУ дополнительного образования "Детский оздоровительно-образовательный центр", заявитель) обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о признании групп NN 134, 135, 136 номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.12.2010 N 601, не соответствующими Гражданскому кодексу Российской Федерации (главам 34 и 39), Федеральному закону от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (статьям 1, 2, 3) и недействующими.
Представитель заявителя в судебном заседании свои требования поддержал, пояснил, что включение в номенклатуру товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утвержденную приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.12.2010 N 601, группы N 134 "Услуги по аренде транспортных средств", группы N 135 "Услуги по аренде машин и оборудования" и группы N 136 "Услуги по аренде предметов личного пользования" незаконно обязывает заявителя осуществлять заключение договоров аренды имущества, где заявитель выступает арендатором, с обязательным соблюдением процедур, установленных Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", что нарушает его права и интересы в сфере экономической деятельности.
По мнению заявителя, отношения, связанные с арендой имущества, не являются предметом регулирования Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", поэтому государственные и муниципальные заказчики не обязаны применять предусмотренные названным Федеральным законом процедуры размещения заказов при заключении договоров аренды имущества. Кроме того, Гражданский кодекс Российской Федерации не предусматривает такой вид обязательств как услуги по аренде имущества.
Представители Министерства экономического развития Российской Федерации, поддержали изложенные в отзыве возражения против заявления МОУ дополнительного образования "Детский оздоровительно-образовательный центр", пояснили, что номенклатура товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утвержденная приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.12.2010 N 601, составлена с учетом всех позиций Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКПД) ОК 004-93. Обозначенные в номенклатуре отдельные позиции такие как, "услуги по аренде транспортных средств", "услуги по аренде машин и оборудования", "услуги по аренде предметов личного пользования" выделены в отдельную группу только по признаку одноименности, что не является обязательным основанием для закупки заказчиками включенной в указанные группы продукции.
Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства и заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации считает, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт.
Как следует из материалов дела, приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.12.2010 N 601 утверждена номенклатура товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, включающая в себя оспариваемые группы: N 134 "услуги по аренде транспортных средств", N 135 "услуги по аренде машин и оборудования", N 136 "услуги по аренде предметов личного пользования".
Указанный приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 29.12.2010 за номером 19430.
Номенклатура товаров, работ, услуг для нужд заказчиков утверждена Министерством экономического развития Российской Федерации в пределах его полномочий, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 437 "О Министерстве экономического развития Российской Федерации" и во исполнение части 6.1 статьи 10 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" отношения, связанные с размещением заказов для государственных или муниципальных нужд, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов.
Принятие Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" обусловлено целью устранения возможных злоупотреблений, возникающих при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, повышения эффективности и снижения коррупционности при осуществлении этого процесса, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов и обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" названный Федеральный закон применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений, за исключением случаев, если такие услуги оказываются международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международными финансовыми организациями, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры. Перечень указанных международных финансовых организаций утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно частям 1 и 2 статьи 3 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" под государственными (муниципальными) нуждами понимаются потребности в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий, как Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, так и государственных (муниципальных) заказчиков.
Государственным (муниципальным) заказом является обеспечение за счет бюджетных и внебюджетных средств государственных (муниципальных) потребностей в товарах (работах, услугах), а целью размещения государственного (муниципального) заказа выступает удовлетворение нужд Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" государственными (муниципальными) заказчиками выступают государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
Государственным или муниципальным контрактом в соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" признается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что договор по предоставлению в аренду движимого имущества государственным (муниципальным) заказчикам будет являться предметом регулирования указанного выше Федерального закона при наличии следующих условий: если он заключается в интересах Российской Федерации, соответствующего субъекта Российской Федерации либо соответствующего муниципального образования; целью его заключения выступает удовлетворение государственных (муниципальных) нужд; финансирование указанных потребностей осуществляется за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования.
Следовательно, в таких случаях, при заключении договора должны соблюдаться правила, предусмотренные Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Частью 6.10 статьи 10 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" предусмотрено утверждение федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду часть 6.1 статьи 10 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"
Назначение номенклатуры заключается в группировке подлежащих размещению с соблюдением требований Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" товаров, работ, услуг по признаку одноименности для исключения случаев необоснованного дробления заказов путем принятия заказчиками разрозненных решений об отнесении тех или иных видов товаров, работ, услуг к одноименным или разноименным с целью ухода от процедур торгов.
То обстоятельство, что в Гражданском кодексе Российской Федерации (главы 34 и 36) услуги и аренда выделены в отдельные виды обязательств, само по себе не является основанием для признания оспариваемых групп номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.12.201 N 601, не соответствующими указанным главам Кодекса.
Включенные в номенклатуру товаров, работ, услуг для нужд заказчиков услуги по аренде транспортных средств, машин и оборудования, а также предметов личного пользования, по сути, означают аренду имущества, что допускается и не противоречит Гражданскому кодексу Российской Федерации, и как указано выше, соответствует положениям Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Оспариваемые нормативные положения не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, не возлагают незаконно на него какие-либо обязанности и не создают иные препятствия для осуществления экономической деятельности.
Учитывая изложенное, судом не установлено оснований для признания групп NN 134, 135, 136 номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.12.201 N 601, не соответствующими Гражданскому кодексу Российской Федерации (главам 34 и 39), статьям 1, 2, 3 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и недействующими.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 191-195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении требования Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Детский оздоровительно-образовательный центр" о признании групп NN 134, 135, 136 номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.12.2010 N 601, не соответствующими Гражданскому кодексу Российской Федерации (главам 34 и 39), Федеральному закону от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (статьям 1, 2, 3) и недействующими отказать.
Признать группы NN 134, 135, 136 номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.12.2010 N 601, соответствующими главам 34 и 39 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьям 1, 2, 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Решение вступает в законную силу немедленно.
Решение может быть оспорено в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации путем подачи заявлении о пересмотре судебного акта в порядке надзора в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.А. Лобко |
Судья |
Н.А. Весенева |
Судья |
И.В. Разумов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оспаривались отдельные позиции номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков. Заявитель просил признать недействующими группы N 134 (услуги по аренде транспортных средств), N 135 (услуги по аренде машин и оборудования), N 136 (услуги по аренде предметов личного пользования). Следует отметить, что после рассмотрения дела была утверждена новая номенклатура. Но в ней тоже есть аналогичные группы (соответственно N 189, 190, 191).
По мнению заявителя, отношения, связанные с арендой имущества, не входят в предмет регулирования Закона о размещении государственных (муниципальных) заказов. Кроме того, ГК РФ не предусматривает такого вида обязательств, как услуги по аренде имущества.
ВАС РФ не удовлетворил требование. Он отметил, что договор аренды заказчиком движимого имущества является предметом регулирования названного закона, если выполняются следующие условия. Он заключается в интересах Российской Федерации, ее субъекта либо муниципального образования. Цель - удовлетворить государственные (муниципальные) нужды. Данные потребности финансируются за счет федерального или региональных бюджетов и внебюджетных источников.
Номенклатура позволяет сгруппировать товары (работы, услуги), которые должны поставляться (выполняться, оказываться) путем размещения заказа, по признаку одноименности. Цель - исключить необоснованное дробление заказов для ухода от процедур торгов.
В ГК РФ услуги и аренда выделены в самостоятельные виды обязательств. Но это само по себе не является основанием, чтобы признать оспариваемые группы номенклатуры противоречащими ГК РФ. Они, по сути, означают аренду имущества, что соответствует ГК РФ и Закону о размещении заказов.
Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 апреля 2011 г. N ВАС-2237/11
Текст решения официально опубликован не был
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июня 2011 г. N ВАС-7912/11 в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора настоящего решения отказано