Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 июня 2011 г. N ВАС-3672/11
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 9 июня 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 14 июня 2011 года.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе
председательствующего судьи О.М. Козырь,
судей А.М. Медведевой, И.И. Полубениной,
при ведении протокола и видеозаписи помощником судьи М.С. Волковым,
с использованием видеоконференц-связи, рассмотрел заявление закрытого акционерного общества "ТопПром" к Правительству Российской Федерации, Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации о признании пункта 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 11.04.2006 N 206, и Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 N 222, не соответствующими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и недействующими.
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя - закрытого акционерного общества "ТопПром" (с использованием видеоконференц-связи): Байцеров М.В., доверенность от 14.03.2011 N 14032011;
от Правительства Российской Федерации: Стариков А.В. по доверенности от 11.06.2010 N 9705-ЭН/Д02 и поручению Правительства Российской Федерации на представление интересов от 23.04.2011;
от Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации: Филиппова И.М. по доверенности от 07.04.2011 N 33-ЭН, Стариков А.В. по доверенности от 11.06.2010 N 9705-ЭН/Д02, Федотов В.Е. по доверенности от 07.04.2011 N 34-ЭН., суд установил:
закрытое акционерное общество "ТопПром" (далее - заявитель) обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о признании пункта 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 11.04.2006 N 206 (далее - Правила проведения кадастровой оценки земель, Правила), и Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 (далее - Методические указания), не соответствующими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно, Федеральному конституционному закону от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (далее - Закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ), пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых нормативных актов, и недействующими.
В заявлении и дополнении к заявлению N 1 заявитель указывает на то, что Правительство Российской Федерации не вправе было принимать пункт 13 Правил проведения кадастровой оценки земель, поскольку не наделено соответствующими полномочиями. По мнению заявителя, Правительство Российской Федерации наделено полномочиями исключительно по принятию порядка проведения государственной кадастровой оценки земель, в то время как пункт 13 указанных выше Правил установил порядок определения кадастровой стоимости земель на основании результатов кадастровой оценки земель. Заявитель полагает, что Правительство Российской Федерации, принимая пункт 13 Правил проведения кадастровой оценки земель, установило иной порядок определения кадастровой стоимости земель, не требующий проведения государственной кадастровой оценки земель, в нарушение статей 2 и 3 Закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ. Поскольку, по мнению заявителя, пункт 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель установил дополнительный способ определения кадастровой стоимости земель, выходящий за рамки кадастровой оценки, пункт 13 Правил противоречит пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых нормативных актов.
В отношении Методических указаний заявитель также исходит из того, что они были приняты Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации с превышением полномочий. Поскольку Правительство Российской Федерации, по мнению заявителя, не вправе устанавливать порядок определения кадастровой стоимости земель на основании результатов кадастровой оценки земель, то и Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации не могло обладать полномочиями на принятие указанных Методических указаний во исполнение пунктов 11 и 13 Правил в силу положений статей 2, 3 и 12 Закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ. Заявитель также указывает на противоречие методических указаний пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
В обоснование своей позиции о несоответствии оспариваемых нормативных актов пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации заявитель указывает на то, что на момент принятия оспариваемых актов понятие "кадастровая оценка" законодательно не было определено, а Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ) в редакции от 22.07.2010 разграничивает понятия "государственная кадастровая оценка" и "определение кадастровой стоимости на основании государственной кадастровой оценки".
В обоснование нарушения оспариваемыми нормативными актами своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности заявитель ссылается на то, что кадастровая стоимость земельного участка, являющаяся налоговой базой для исчисления земельного налога, определенная на основании пункта 13 Правил проведения кадастровой оценки земель и Методических указаний, которые, по мнению заявителя являются незаконными, нарушает право заявителя на уплату законно установленных налогов и сборов, предусмотренное пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации в отзыве и Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации в отзывах на заявление и на дополнение N 1 к заявлению требования не признали, указав, что оспариваемые нормативные акты приняты в пределах полномочий, предоставленных статьями 2, 3 и 12 Закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ, несоответствия положениям пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации не имеется.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в заявлении и дополнении к заявлению N 1, просил признать оспариваемые нормативные акты не соответствующими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и недействующими.
Представители Правительства Российской Федерации и Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации возражали против удовлетворения заявления по доводам, изложенным в отзывах.
Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, заявление и дополнение к заявлению N 1, отзывы на них, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Согласно части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт.
В силу статьи 2 Закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации.
Статья 3 указанного выше закона предусматривает, что Правительство Российской Федерации в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
Как следует из положений Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-ФЗ и Земельного кодекса Российской Федерации, деятельность по государственной кадастровой оценке земель и установлению порядка такой оценки в период принятия оспариваемых нормативных актов регулировалась Земельным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными актами. Порядок осуществления оценки, предусмотренный Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", на отношения по государственной кадастровой оценке земель в указанный период не распространялся.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в первоначальной редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых пункта 13 Правил и Методических указаний, порядок проведения государственной кадастровой оценки земель подлежал установлению Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым изменен порядок государственной кадастровой оценки земель, также указывает на наличие полномочий у Правительства Российской Федерации на принятие соответствующих правил. Статьей 5 указанного Федерального закона предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель, работы по проведению которой не завершились до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона, проводится в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации.
Таким образом, Правительство Российской Федерации было уполномочено на определение порядка проведения государственной кадастровой оценки земель и реализовало свои полномочия путем принятия Постановления от 08.04.2000 N 316, утвердившего Правила, в последующем дополненных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2006 N 206 пунктом 13.
Учитывая изложенное, довод заявителя о превышении полномочий Правительством Российской Федерации при принятии оспариваемых Правил несостоятелен.
Поскольку Правительство Российской Федерации обладало указанными выше полномочиями, то в соответствии со статьей 12 Закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации также имело право на принятие Методических указаний во исполнение указанных выше Правил.
Оспариваемый пункт 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 11.04.2006 N 206, определяет порядок государственной кадастровой оценки земель в специальных случаях, а именно при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков.
Пункт 13, устанавливая, что определение кадастровой стоимости названных выше земельных участков осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель, исходит из того, что процедура государственной кадастровой оценки земель представляет собой совокупность действий вплоть до внесения результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр, включая в том числе определение кадастровой стоимости земельных участков на основании кадастровой оценки земли.
Аналогичный вывод следует из положений Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного Приказом Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, согласно которому организация проведения государственной кадастровой оценки земель включает в себя в том числе определение кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков, прошедших кадастровый учет, а также земельных участков, в отношении которых прошли государственный кадастровый учет текущие изменения, связанные с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков.
Следовательно, довод заявителя о том, что пункт 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 11.04.2006 N 206, установил дополнительный способ определения кадастровой стоимости земель, выходящий за рамки кадастровой оценки земель, несостоятелен.
Учитывая изложенное, не являются обоснованными также доводы заявителя в отношении противоречия пункта 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель положениям пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку Правительство Российской Федерации было наделено указанной нормой полномочиями по определению порядка государственной кадастровой оценки, в рамках установления которого и принят в том числе пункт 13 Правил.
Доводы заявителя относительно противоречия Методических указаний положениям пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и пункту 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 11.04.2006 N 206, согласно которому методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, не находят своего подтверждения. Оспариваемые Методические указания устанавливают порядок действий в рамках государственной кадастровой оценки земель применительно к указанным ранее специальным случаям, что свидетельствует о том, что они приняты в соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса и пунктом 11 Правил.
Таким образом, пункт 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 11.04.2006 N 206, принят в пределах компетенции Правительства Российской Федерации в соответствии со статьями 2 и 3 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" и не противоречит пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 N 222, приняты в пределах компетенции Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, не противоречат статьям 2, 3 и 12 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и пункту 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 11.04.2006 N 206.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы закрытого акционерного общества "ТопПром" по уплате государственной пошлины в связи с отказом в удовлетворении заявления возмещению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 191-195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации решил:
признать пункт 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 11.04.2006 N 206 соответствующим статьям 2, 3 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" и пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Признать Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 N 222, соответствующими статьям 2, 3 и 12 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, а также пункту 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 11.04.2006 N 206.
В удовлетворении заявления закрытого акционерного общества "ТопПром" о признании пункта 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 11.04.2006 N 206 и Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 N 222, не соответствующими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и недействующими, отказать.
Решение может быть обжаловано в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации путем подачи заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председательствующий судья |
О.М. Козырь |
Судья |
А.М. Медведева |
Судья |
И.И. Полубенина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.