Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 июня 2011 г. N 48-Г11-20
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.,
при секретаре Птицыной Д.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Фоминова А.А. об оспаривании в части постановления Губернатора Челябинской области от 20 апреля 2006 г. N 111 "Об утверждении Положения о порядке присвоения звания "Ветеран труда" и выдачи удостоверения "Ветеран труда" по кассационной жалобе Фоминова А.А. на решение Челябинского областного суда от 7 апреля 2011 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителя губернатора Челябинской области по доверенности Третьяковой Е.Ф., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Постановлением Губернатора Челябинской области от 20 апреля 2006 г. N 111 утверждено Положение о порядке присвоения звания "Ветеран труда" и выдачи удостоверения "Ветеран труда" в Челябинской области" (далее - Положение). Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Сборник нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Челябинской области", N 4, апрель, 2006, "Южноуральская панорама", N 83, 11 мая 2006 г.
Согласно абзацу 2 подпункта "а" подпункта 1 пункта 4 Положения к ведомственным знакам отличия в труде в целях применения настоящего Положения относятся учрежденные в установленном порядке за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд награды (почетные грамоты, дипломы, благодарности, нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, ведомственные медали, почетные заслуженные звания), решение о награждении которыми граждан принято Правительством Российской Федерации, руководителями федеральных органов государственной власти, руководителем Администрации Президента Российской Федерации, руководителями аппаратов палат Федерального Собрания и Аппарата Правительства Российской Федерации, руководителями Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, руководством Генеральной прокуратуры Российской Федерации, руководителями межгосударственных (межправительственных) органов, созданных государствами - участниками Содружества Независимых Государств с участием Российской Федерации, руководителями органов государственной власти СССР и РСФСР.
Фоминов А.А. обратился в суд с заявлением о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей приведенной правовой нормы.
В обоснование требований, указал, что награжден нагрудным знаком "За безаварийный пробег на локомотиве 1 000 000 км", имеет необходимый трудовой стаж, однако в признании "Ветераном труда" ему отказано со ссылкой на абзац 2 подпункта "а" подпункта 1 пункта 4 Положения, который, по его мнению, сужает перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда, нарушает его право на присвоение звания "Ветеран труда", противоречит пункту 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах"
Обжалуемым решением в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Фоминов А.А. просит об отмене решения суда первой инстанции в виду неправильного применения норм материального права и принятии нового судебного постановления по делу об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение законным.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита населения, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе, в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов субъектов Российской Федерации.
Такие законы не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Федеральным законом "О ветеранах" от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
При этом в пункте 1 статьи 7 названного закона определен круг лиц, являющихся ветеранами труда, к числу которых отнесены лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда", награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Согласно пункту 4 указанной статьи порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта "б" пункта 1 статьи 1 Закона Челябинской области "О мерах социальной поддержки ветеранов в Челябинской области" к числу лиц, на которых распространяется действие данного Закона, относятся граждане постоянно проживающие на территории Челябинской области, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетными званиями СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лиц, начавших трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В силу пункта 2 статьи 1 указанного областного закона порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" и выдачи удостоверения "Ветеран труда" определяются Губернатором Челябинской области.
В порядке реализации указанного правомочия губернатором Челябинской области постановлением от 20 апреля 2006 г. N 111 утверждено Положение о порядке присвоения звания "Ветеран труда" и выдачи удостоверения "Ветеран труда" в Челябинской области".
Проанализировав приведенные нормы, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что действующее федеральное законодательство не содержит определения ведомственного знака отличия в труде или перечня таких знаков, что субъект Российской Федерации вправе самостоятельно определять перечень таких знаков отличия в труде и негосударственных наград, учитываемых при решении вопроса о присвоении звания "Ветеран труда", что губернатор Челябинской области, устанавливая порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", за пределы предоставленных ему полномочий не вышел.
При таком положении суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований, сделав верное суждение об отсутствии противоречий между оспариваемой нормой и федеральным законодательством, наличие которого в силу части 2 статьи 253 ГПК Российской Федерации является обязательным условием для признания оспариваемого нормативного акта недействующим.
Обоснованно суд признал несостоятельным довод заявителя о том, что оспариваемая норма сужает круг лиц, которые могут быть признаны ветеранами труда, поскольку не предусматривает в качестве ведомственных знаков отличия в труде иные, кроме перечисленных в абзаце 2 подпункта "а" пункта 1 пункта 4 Положения.
Как правильно указано в решении суда, отнесение тех или иных наград к ведомственным, а также порядок оформления и заполнения документов о награждении ведомственными знаками отличия в труде определяются в соответствии с нормативными актами министерств и ведомств, которые осуществляют награждение этими знаками и их вручение гражданам.
Сравнительный анализ содержания пункта 2 Положения и пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" свидетельствует о том, что оба нормативных правовых актов предусматривают одинаковые обстоятельства отнесения гражданина к ветерану труда.
Пункт 4 Положения о порядке присвоения звания "Ветеран труда" и выдачи удостоверения "Ветеран труда" в Челябинской области устанавливает перечень документов, подтверждающих право граждан на присвоение звания "Ветеран труда", предусматривая в абзаце 2 подпункта 1 пункта 1, что учитываются такие ведомственные знаки отличия в труде, решение о награждении которыми принято перечисленными органами власти.
Оспариваемая заявителем правовая норма не противоречит статье 7 Федерального закона "О ветеранах", не содержащей никаких условий отнесения тех или иных знаков отличия к ведомственным.
Таким образом, субъект Российской Федерации в пределах своих полномочий правомерно предусмотрел в оспариваемой норме условия присвоения звания "Ветеран труда", а не категорию лиц, которые могут быть признаны таковыми.
Нарушений судом норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
С учетом изложенного Судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы, доводы которой основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, и отмены правильного решения суда.
Руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Челябинского областного суда от 7 апреля 2011 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Фоминова А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 июня 2011 г. N 48-Г11-20
Текст определения официально опубликован не был