Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 июня 2011 г. N 12-Г11-4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
в составе председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Калининой Л.А., Ксенофонтовой О.А.
при секретаре Аверине А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Президента Республики Марий Эл на решение Верховного суда Республики Марий Эл от 20 апреля 2011 г., которым удовлетворено заявление заместителя прокурора Республики Марий Эл в защиту интересов Российской Федерации, неопределённого круга лиц о признании недействующим с момента вынесения решения судом пункта 5 статьи 14 Закона Республики Марий Эл от 30 июля 2007 г. N 42-З "О бюджетных правоотношениях в Республике Марий Эл".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя Президента Республики Марий Эл Ковиной Н.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
согласно пункту 5 статьи 14 Закона Республики Марий Эл от 30 июля 2007 г. N 42-З "О бюджетных правоотношениях в Республике Марий Эл" (в редакции Закона Республики Марий Эл от 26 октября 2010 г. N 56-З "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Марий Эл по вопросам бюджетных и налоговых правоотношений") Управление Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл определено органом, уполномоченным принимать решения об изменении сроков уплаты налога на прибыль организаций по налоговой ставке, установленной для зачисления указанного налога в республиканский бюджет Республики Марий Эл, и региональных налогов в части изменения сроков уплаты указанных налогов в форме инвестиционного налогового кредита.
Заместитель прокурора Республики Марий Эл обратился в Верховный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании недействующим с момента вынесения решения судом данного пункта Закона, сославшись на его противоречие пункту 7 части 1 статьи 63 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктам 3 и 4 Положения о Федеральной Налоговой службе, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506.
В обоснование заявления заместитель прокурора указал, что оспариваемое им положение установлено с превышением субъектом Российской Федерации нормотворческой компетенции в области законодательства о налогах и сборах.
Президент и Государственное Собрание Республики Марий Эл, привлечённое к участию в деле Управление Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл возражали против удовлетворения заявления заместителя прокурора Республики Марий Эл.
Решением Верховного суда Республики Марий Эл от 20 апреля 2011 г. заявление заместителя прокурора Республики Марий Эл удовлетворено.
В кассационной жалобе Президент Республики Марий Эл просит решение Верховного суда Республики Марий Эл от 20 апреля 2011 г. отменить, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, принять новое решение по делу, которым отказать заместителю прокурора Республики Марий Эл в удовлетворении его заявленных требований.
Проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает доводы кассационной жалобы подлежащими удовлетворению.
Согласно статьям 1, 4, 6 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с Налоговым кодексом. Нормативный правовой акт о налогах и сборах признаётся судом не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации, если такой акт: издан органом, не имеющим в соответствии с Налоговым кодексом права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов; отменяет или ограничивает права налогоплательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, установленные Налоговым кодексом; вводит обязанности, не предусмотренные Налоговым кодексом, или изменяет определенное Налоговым кодексом содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены Налоговым кодексом; запрещает действия налоговых органов, таможенных органов, их должностных лиц, разрешённые или предписанные налоговым кодексом; разрешает или допускает действия, запрещённые данным Кодексом; изменяет установленные налоговым кодексом основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены Налоговым кодексом; изменяет содержание понятий и терминов, определённых в Налоговом кодексе, либо использует эти понятия и термины в ином значении, чем они используются в Налоговом кодексе; иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений Налогового кодекса.
Между тем из анализа оспариваемого пункта 5 статьи 14 Закона Республики Марий Эл от 30 июля 2007 г. N 42-З "О бюджетных правоотношениях в Республике Марий Эл" таких оснований не усматривается, региональный Закон принят законодательным (представительным) органом Республики Марий Эл, имеющим в соответствии с Налоговым кодексом право издавать подобного рода акты, с соблюдением установленного порядка издания и опубликования нормативного правового акта. При этом проект Закона Республики Марий Эл от 26 октября 2010 г. N 56-З "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Марий Эл по вопросам бюджетных и налоговых правоотношений" согласован с Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл (л.д. 110, 120-122).
Какие-либо действия, запрещённые Налоговым кодексом, оспариваемой нормой не разрешаются и не допускаются; норм, устанавливающих структуру, порядок формирования Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл в этой норме не имеется. Полномочия Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл, установленные Налоговым кодексом, оспариваемой нормой не отменяются и не ограничиваются. Не изменяется также и содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Оспариваемый пункт в полной мере соответствует и принципам формальной определённости. Неоднозначно толкуемых терминов и понятий в нём не содержится. Из его текста весьма ясно следует, что органом, уполномоченным принимать решения об изменении сроков уплаты налога на прибыль организаций по налоговой ставке, установленной для зачисления указанного налога в Республиканский бюджет Республики Марий Эл, и региональных налогов в части изменения сроков уплаты указанных налогов в форме инвестиционного налогового кредита, определено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл.
И поскольку по смыслу пункта 7 части 1 статьи 63 Налогового кодекса Российской Федерации, на противоречие которой поставлен вопрос прокурором, определение органа, уполномоченного принимать решения об изменении сроков уплаты налогов и сборов по налогу на прибыль организаций по налоговой ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, и региональным налогам в части решений об изменении сроков уплаты указанных налогов в форме инвестиционного налогового кредита, прямо отнесено к компетенции субъекта Российской Федерации, вывод суда о противоречии оспариваемой нормы федеральному законодательству по мотиву превышения субъектом Российской Федерации нормотворческой компетенции является ошибочным, основан на неправильном толковании норм материального закона, регулирующего спорное правоотношение.
Определение Управления Федеральной налоговой службы уполномоченным органом в целях выполнения задач, предусмотренных оспариваемой нормой, не может свидетельствовать о противоречии этой нормы пункту 7 части 1 статьи 63 Налогового кодекса, ибо из текста этой федеральной нормы не следует, что это должен быть только орган субъекта Российской Федерации, на чём фактически настаивает прокурор.
Напротив, толкование пункта 7 части 1 статьи 63 Налогового кодекса в системной взаимосвязи со статьями 9, 30, 31, 32, 34.2, 35, 61, 62, 64-68, 82 данного Кодекса, положениями части 3 статьи 26.22 Федерального закона от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 г., пункта 2 Правил взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации N 410 от 12 августа 2004 г. на нормы которых суд ссылается в решении, позволяет сделать вывод о том, что федеральный законодатель, предоставляя субъекту Российской Федерации право самостоятельно определять орган для целей, предусмотренных в пункте 7 части 1 статьи 63 Налогового кодекса, в то же время право субъекта Российской Федерации взаимодействовать с налоговыми органами не ограничивает.
Очевидно, что в такой ситуации субъект Российской Федерации не лишён был возможности по согласованию с Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл, в чью компетенцию непосредственно входит совершение юридически значимых действий, направленных на изменение объёма прав и обязанностей налогоплательщика, установить оспариваемое прокурором положение.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 361, 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Марий Эл от 20 апреля 2011 г. отменить, вынести новое решение, которым заместителю прокурора Республики Марий Эл в удовлетворении его заявления о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вынесения решения судом пункта 5 статьи 14 Закона Республики Марий Эл от 30 июля 2007 г. N 42-З "О бюджетных правоотношениях в республике Марий Эл" отказать.
Председательствующий: |
Пирожков В.Н. |
Судьи: |
Калинина Л.А. |
|
Ксенофонтова О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 июня 2011 г. N 12-Г11-4
Текст определения официально опубликован не был