Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 июля 2011 г. N 30-Г11-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Борисовой Л.В. и Горчаковой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Карачаево-Черкесской Республики о признании недействующим постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 17 ноября 2010 г. N 432 "Об утверждении республиканской целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Карачаево-Черкесской Республике на 2011-2015 годы" по кассационной жалобе Правительства Карачаево-Черкесской Республики на решение Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 19 мая 2011 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
17 ноября 2010 г. Правительством Карачаево-Черкесской Республики принято постановление N 432 "Об утверждении республиканской целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Карачаево-Черкесской Республике на 2011-2015 годы", опубликованное в печатном издании "День Республики" 27 ноября 2010 г., N 240-241(18111).
Пунктом 1 документа утверждена республиканская целевая программа "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Карачаево-Черкесской Республике на 2011-2015 годы" (далее - Программа).
Прокурор Карачаево-Черкесской Республики обратился в суд с заявлением об оспаривании указанного акта, ссылаясь на то, что он противоречит ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 86 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 26 июня 2008 г. N 46-РЗ "О бюджетном процессе в Карачаево-Черкесской Республике".
Верховным Судом Карачаево-Черкесской Республики постановлено приведённое выше решение, об отмене которого и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления просит в кассационной жалобе Правительство Карачаево-Черкесской Республики, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
Согласно п. 4 ст. 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны принимать нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с указанным Кодексом.
Статьёй 179 БК РФ установлено, что долгосрочные целевые программы, реализуемые за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации, утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (п. 1). Объём бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ утверждается законом о бюджете в соответствии с нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, утвердившим программу. Долгосрочные целевые программы, предлагаемые к финансированию с очередного финансового года, подлежат утверждению высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации не позднее одного месяца до дня внесения проекта закона о соответствующем бюджете в законодательный (представительный) орган (п. 2). По каждой долгосрочной целевой программе ежегодно проводится оценка эффективности её реализации. Порядок проведения и критерии указанной оценки устанавливаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. По результатам указанной оценки высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации не позднее чем за один месяц до дня внесения проекта закона о бюджете в законодательный орган может быть принято решение о сокращении начиная с очередного финансового года бюджетных ассигнований на реализацию программы или о досрочном прекращении её реализации (п. 3).
Аналогичные нормы предусмотрены ст. 86 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 26 июня 2008 г. N 46-РЗ "О бюджетном процессе в Карачаево-Черкесской Республике". В соответствии со ст. 92 данного документа проект республиканского закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год считается внесённым в срок, если он поступил в Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики не позднее 15 октября текущего года.
Судом установлено, что оспариваемое постановление, предполагающее финансирование утверждённой программы из республиканского бюджета на 2011 год, принято Правительством Карачаево-Черкесской Республики лишь 17 ноября 2011 г., то есть с нарушением установленного срока, в связи с чем денежные средства на реализацию программы не были заложены актом о бюджете Республики. Программа до настоящего времени не исполнялась.
При таких обстоятельствах вывод суда о несоответствии оспариваемого акта федеральному и республиканскому законодательству, имеющему большую юридическую силу, является правильным, а решение суда о признании указанного акта недействующим - законным и обоснованным.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признаёт нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Доводы о том, что процесс принятия целевой программы, равно как и процесс оценки эффективности её реализации, занимает достаточно длительное время, не являются предусмотренным законом основанием для отмены судебного постановления в кассационном порядке. При принятии оспариваемого постановления суд обязан исходить из действующего законодательства.
Другие доводы кассационной жалобы являлись предметом проверки суда первой инстанции и по мотивам, приведённым в решении, отвергнуты как несостоятельные.
Руководствуясь ст. 360, п. 1 ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 19 мая 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Карачаево-Черкесской Республики - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Н. Пирожков |
Судьи |
Л.В. Борисова |
|
Е.В. Горчакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 июля 2011 г. N 30-Г11-2
Текст определения официально опубликован не был