Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 3 августа 2011 г. N 11-Г11-24
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Борисовой Л.В. и Анишиной В.И.
при секретаре Аверине А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационному представлению участвующего в деле прокурора на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 30 мая 2011 года, которым отказано в удовлетворении заявления прокурора Республики Татарстан о признании недействующим Закона Республики Татарстан от 31 декабря 2010 года N 108-ЗРТ "О границах судебных участков мировых судей Республики Татарстан по Нурлатскому району и городу Нурлату Республики Татарстан".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., возражения против представления представителя Государственного Совета Республики Татарстан Курманова М.М., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменений, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Государственным Советом Республики Татарстан 23 декабря 2010 года принят и 31 декабря 2010 года Президентом республики подписан Закон Республики Татарстан N 108-ЗРТ "О границах судебных участков мировых судей Республики Татарстан по Нурлатскому району и городу Нурлату Республики Татарстан".
Закон опубликован 15 января 2011 года в газете "Республика Татарстан" N 7.
Прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании названного Закона недействующим, ссылаясь на его противоречие Федеральному закону от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации".
В обоснование требования указал на то, что согласно статье 4 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тысяч человек.
Оспариваемым Законом Республики Татарстан на территории Нурлатского района и города Нурлат Республики Татарстан создано два судебных участка. Однако по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан на территории Нурлатского района и города Нурлат по состоянию на 1 октября 2010 года проживает 60 444 человека, что предполагает создание трех судебных участков. Таким образом, количество населения превышает максимальную границу создания одного судебного участка, установленную Федеральным законом "О мировых судьях в Российской Федерации".
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 30 мая 2011 года в удовлетворении заявления прокурора отказано.
В кассационном представлении прокурор, участвующий в деле, ставит вопрос об отмене судебного решения, считая его незаконным и необоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене судебного решения и считает его правильным.
В соответствии с пунктом "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации вопросы судоустройства находятся в ведении Российской Федерации.
Конституционное право на судебную защиту обеспечивается судебной системой Российской Федерации, которая устанавливается Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации".
Согласно статье 4 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" к судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.
Аналогичные нормы содержатся и в части 1 статьи 40, статье 111 Конституции Республики Татарстан.
Согласно пунктам 1-4 статьи 4 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков.
Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованной с Верховным Судом Российской Федерации, или по инициативе Верховного Суда Российской Федерации, согласованной с соответствующим субъектом Российской Федерации.
Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.
Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок.
Федеральным законом от 29 декабря 1999 г. N 218 "Об общем количестве мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" в Республике Татарстан установлено 182 мировых судьи и соответствующее этому числу количество судебных участков.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона следует читать как "218-ФЗ"
Законом Республики Татарстан от 31 мая 2000 г. N 177 "О создании судебных участков и должностей мировых судей в Республике Татарстан" в районах и городах республиканского значения Республики Татарстан в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом создано 182 судебных участка и утверждено соответствующее им количество должностей мировых судей.
При таких обстоятельствах считать, что оспариваемым прокурором Законом должны были быть утверждены границы не 2-х, а 3-х судебных участков, то есть границы не 182-х, а 183-х участков, оснований нет, поскольку, как правильно указал в решении суд, определение количества участков не является предметом его регулирования.
Кроме того, суд обоснованно исходил из того, что федеральное законодательство создание участков мировых судей связывает как с численностью населения в границах судебного участка, независимо от административно-территориального деления, так и с возможностью субъекта Российской Федерации определить количество судебных участков в границах судебного района, который согласно статье 32 Федерального конституционного закона N 1-ФКЗ от 7 февраля 2011 года "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" соответствует административно-территориальной единице субъекта Российской Федерации.
Подобное толкование судом правовых положений полностью согласуется с содержащимися в пункте 4 статьи 4 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" положениями, которыми в качестве критерия образования судебного участка определена численность населения именно в административно-территориальной единице (менее 15 тысяч человек).
Правомерно учтено судом и то обстоятельство, что число мировых судей в количестве 182 человек было определено Законом Республики Татарстан "О создании судебных участков и должностей мировых судей в Республике Татарстан" в точном соответствии с требованиями пункта 4 статьи 4 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации", прежняя редакция которой предусматривала создание судебных участков из расчёта численности населения на одном участке от 15 до 30 тысяч человек.
Последующее же снижение федеральным законодателем верхнего предела численности населения с 30 до 23 тысяч не свидетельствует о незаконности утверждения границ 182 судебных участков, а может служить лишь поводом для выдвижения соответствующим субъектом законодательной инициативы об увеличении числа мировых судей.
При таком положении суд пришёл к правильному выводу о том, что Закон Республики Татарстан от 31 декабря 2010 г. N 108-ЗРТ "О границах судебных участков мировых судей Республики Татарстан по Нурлатскому району и городу Нурлату Республики Татарстан" не противоречит федеральному законодательству, и оснований для его признания недействующим не имеется.
Доводы кассационного представления прокурора основаны на неправильном толковании норм материального права, а потому не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения суда.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 30 мая 2011 года оставить без изменения, а кассационное представление участвующего в деле прокурора - без удовлетворения.
Председательствующий: |
Хаменков В.Б. |
Судьи: |
Борисова Л.В. |
|
Анишина В.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 3 августа 2011 г. N 11-Г11-24
Текст определения официально опубликован не был