Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 16 августа 2011 г. N КАС11-432
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.,
членов коллегии Корчашкиной Т.Е., Меркулова В.П.,
при секретаре Кулик Ю.А.,
с участием прокурора Засеевой Э.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общественной организации "Кировское областное общество охотников и рыболовов" о признании недействующим пункта 9 Порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 6 сентября 2010 г. N 344, по кассационной жалобе Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации на решение Верховного Суда Российской Федерации от 8 июня 2011 г., которым заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., объяснения представителя Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации Гуськова А.П., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:
приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 6 сентября 2010 г. N 344, зарегистрированным 8 октября 2010 г. в Министерстве юстиции Российской Федерации, регистрационный номер 18671, утвержден Порядок осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных (далее - Порядок). Названный нормативный правовой акт опубликован в "Российской газете" 15 октября 2010 г. N 234.
Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что при осуществлении государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания (далее - государственный мониторинг) определяется: 4.1. численность и распространение охотничьих ресурсов (по видам), размещение их в среде обитания (в разрезе охотничьих угодий и иных территорий, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов); 4.2. динамика изменения численности охотничьих ресурсов (по видам) с начала осуществления государственного мониторинга в субъекте Российской Федерации; 4.3. состояние охотничьих ресурсов (плодовитость, заболевания охотничьих ресурсов); 4.4. состояние среды обитания охотничьих ресурсов (площадь категорий среды обитания, указанных в пунктах 7.1.1-7.13 Порядка); 4.5. площадь охотничьих угодий (общедоступных, закрепленных) и иных территорий, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов (далее - иные территории); 4.6. площадь территорий, пригодных для обитания охотничьих ресурсов.
Пунктом 9 Порядка установлено, что ежегодно до 1 апреля лица, указанные в пунктах 7.2.2, 7.2.3 Порядка, представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, (далее - уполномоченный орган) данные, указанные в пункте 4 Порядка.
Пунктом 7.2.2 Порядка определено, что при осуществлении государственного мониторинга сбор сведений о численности и состоянии охотничьих ресурсов в закрепленных охотничьих угодьях осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения или у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - юридические лица и индивидуальные предприниматели).
Общественная организация "Кировское общество охотников и рыболовов" обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, о признании недействующим со дня принятия пункта 9 Порядка в части возложения на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обязанности по предоставлению ежегодно до 1 апреля в уполномоченный орган данных указанных в пункте 4 Порядка.
В подтверждение требования указала, что Порядок, в оспариваемой части, не соответствует положениям Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (статьи 1, 32, 33, 36) и неправомерно возлагает исполнение государственной функции по осуществлению государственного мониторинга на пользователей животным миром. Оспариваемый в части Порядок нарушает права, свободы, интересы неопределенного круга хозяйствующих в сфере охоты субъектов (юридических лиц и предпринимателей), так как невыполнение требований Порядка влечет их привлечение к административной ответственности.
Решением Верховного Суда Российской Федерации 8 июня 2011 г. заявление общественной организации "Кировское областное общество охотников и рыболовов" удовлетворено частично. Признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 9 Порядка в части, возлагающей на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обязанность представлять ежегодно до 1 апреля в уполномоченный орган данные, предусмотренные пунктами 4.4-4.6 этого Порядка, а также указанные в пункте 4.1 Порядка сведения о размещении охотничьих угодий в среде обитания (в разрезе охотничьих угодий и иных территорий, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов). В остальной части в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации просит об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявления. Полагает, что суд неправильно применил нормы материального права. На основании положений Федеральных законов "О животном мире" (статьи 10, 40, 14, 22), "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (статьи 40, 32-34) считает, что граждане и юридические лица, как непосредственно участвующие в охране и использовании животного мира, сохранении и восстановлении среды его обитания, обязаны проводить учет и оценку не только объектов животного мира, но и среды их обитания, как неотъемлемой части животного мира. Предоставление юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями данных о площади среды обитания охотничьих ресурсов позволяет проводить регулярные наблюдения за распространением, численностью, физическим состоянием объектов животного мира, структурой, качеством и площадью их обитания, а также осуществлять контроль и надзор за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями природоохранного законодательства.
В судебное заседание Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации общественная организация "Кировское областное общество охотников и рыболовов" и Министерство юстиции Российской Федерации не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены в установленном порядке, представили возражения на кассационную жалобу.
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда.
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, реализуя полномочия, предоставленные ему статьей 36 (часть 6) Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об охоте) и Положением о названном Министерстве, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404 (пункт 1, подпункт 5.2.51), своим приказом от 6 сентября 2010 г. N 344 утвердило Порядок осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных.
Верховный Суд Российской Федерации проанализировав пункт 9 Порядка на соответствие действующему законодательству, пришел к правильному выводу о том, что он, в части возлагающей на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обязанность представлять ежегодно до 1 апреля в уполномоченный орган предусмотренные пунктом 4.4 Порядка данные о площади среды обитания охотничьих ресурсов по установленным пунктами 7.1.1-7.1.13 Порядка категориям (леса, молодняки и кустарники, тундры, болота, лугово-степные комплексы, альпийские луга, пустыни, камни, сельскохозяйственные угодья, внутренние водоемы, пойменные комплексы, береговые комплексы, преобразованные и поврежденные участки, непригодные для ведения охотничьего хозяйства участки) и сведения, перечисленные в пунктах 4.5, 4.6 Порядка о площади охотничьих угодий и иных территорий, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов, площади территорий, пригодных для обитания охотничьих ресурсов, противоречит федеральному законодательству и нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В силу статьи 41 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов регулируются федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и названным Федеральным законом.
В соответствии со статьей 36 Федерального закона об охоте государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды обитания - особый вид государственного мониторинга, позволяющий обеспечить рациональное использование и сохранение охотничьих ресурсов при осуществлении отдельных видов деятельности, в том числе связанных с их добычей и ведением охотничьего хозяйства. Объектами наблюдения в ходе введения данного мониторинга являются как сами охотничьи ресурсы (их численность, распространение, размещение в среде обитания, динамика их изменения по видам), так и среда их обитания и охотничьи угодья (их состояние) (часть 1).
Государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания осуществляется органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных статьями 32-34 Федерального закона об охоте (часть 4).
В соответствии с Федеральным законом "О животном мире" пользователи животного мира обязаны осуществлять учет и оценку состояния используемых объектов животного мира, а также оценку состояния среды их обитания (часть вторая статья 40). При этом не установлены критерии оценки состояния среды обитания объектов животного мира.
Согласно части четвертой статьи 14 этого же Федерального закона пользователи объектов животного мира обязаны вести учет используемых объектов, объемов их изъятия и ежегодно представлять полученные данные федеральным органам исполнительной власти, ответственным за организацию и ведение учета соответствующих объектов животного мира, в порядке, установленном правилами учета. В последующем государственные органы проводят анализ этих сведений и организуют периодическое издание материалов учета и кадастра. Затем сводные данные и результаты их анализа включаются в ежегодный государственный доклад о состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации.
На основании вышеприведенных законоположений суд пришел к правильному выводу о том, что на пользователей животным миром не возложена обязанность по учету сведений (данных) о состоянии (по категориям) и площади среды обитания объектов животного мира и представлению их в соответствующий специально уполномоченный государственный орган по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
Принятое во исполнение статей 14, 15 Федерального закона "О животном мире" постановление Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1996 г. N 1342 "О порядке ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира" также не возлагает на пользователей животного мира обязанность по учету данных о среде обитания объектов животного мира и представлению их соответствующим федеральным органам исполнительной власти.
Так пунктом 3 названного постановления предусмотрено, что пользователи объектов животного мира обязаны вести учет используемых ими объектов, объемов их изъятия и ежегодно представлять полученные данные федеральным органам исполнительной власти, ответственным за организацию и ведение учета соответствующих объектов животного мира, в порядке, установленном правилами ведения учета.
При таких данных суд первой инстанции обоснованно признал незаконным пункт 9 Порядка в части, возлагающей на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обязанность представлять ежегодно до 1 апреля в уполномоченный орган данные, предусмотренные пунктами 4.4.-4.6 этого Порядка, а также указанные в пункте 4.1 Порядка сведения о размещении охотничьих ресурсов в среде обитания (в разрезе охотничьих угодий и иных территорий, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов).
Довод в кассационной жалобе о нарушении и неправильном применении судом норм материального и процессуального права ошибочен.
Выводы суда основаны на нормах материального права, предусмотренных статьёй 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований, для отмены решения суда в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 360, 361, 362, 363, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 8 июня 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.В. Манохина |
Члены коллегии |
Т.Е. Корчашкина |
|
В.П. Меркулов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 16 августа 2011 г. N КАС11-432
Текст определения официально опубликован не был