Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 июля 2011 г. N 14943/10
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Амосова С.М., Андреевой Т.К., Бациева В.В., Витрянского В.В., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Козловой О.А., Никифорова С.Б., Першутова А.Г., Сарбаша С.В. -
рассмотрел заявление муниципального унитарного предприятия "Северо-Байкальский регион" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Республики Бурятия от 12.07.2010 по делу N А10-1360/2010 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22.09.2010 по тому же делу.
Заслушав и обсудив доклад судьи Никифорова С.Б., Президиум установил следующее.
Муниципальное унитарное предприятие "Северо-Байкальский регион" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными уведомления Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия (далее - фонд) о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 17.04.2009, решения от 25.10.2009 N 224, действий по бесспорному взысканию инкассовым поручением от 07.12.2009 N 5564 завышенной суммы страховых взносов и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предприятия.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 12.07.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановлением от 22.09.2010 решение суда первой инстанции оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора названных судебных актов предприятие просит их отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, дело передать на новое рассмотрение.
По мнению предприятия, вывод судов о том, что оно не подтвердило в установленном порядке основной вид своей деятельности, не может служить основанием для взыскания страховых взносов по неосуществляемой экономической деятельности, поскольку это противоречит сущности обязательного социального страхования.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, Президиум считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Предприятие зарегистрировано в качестве юридического лица 02.12.2008, ему присвоен основной государственный регистрационный номер 1080317000730, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 30.06.2009 N 200.
Предприятие зарегистрировано в качестве страхователя в фонде 09.12.2008, о чем выдано извещение о регистрации в качестве страхователя от 09.12.2008.
Уведомлением от 09.12.2008 фонд сообщил предприятию об установлении ему с января 2008 года страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с заявленным основным видом деятельности "добыча руд и песков драгоценных металлов (золота, серебра и металлов платиновой группы)" в размере 3,7 процента, что соответствует 23-му классу профессионального риска.
Уведомлением от 16.04.2009 фонд сообщил предприятию об установлении ему с января 2009 года страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с заявленным основным видом деятельности "охота и разведение диких животных, включая предоставление услуг в этих областях" в размере 8,5 процента, что соответствует 32-му классу профессионального риска.
Фонд 14.10.2009 выставил предприятию требование N 232 об уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и пеней со сроком уплаты до 24.10.2009.
В связи с неисполнением предприятием этого требования решением фонда от 25.10.2009 N 224 с предприятия взысканы недоимка по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пени и штраф за неисполнение обязанностей в принудительном порядке. Согласно данному решению фонд производит взыскание недоимки по страховым взносам в сумме неуплаченных (не полностью уплаченных, не перечисленных, не полностью перечисленных) 136 313 рублей 68 копеек страховых взносов, 307 рублей 57 копеек пеней.
Фондом 07.12.2009 выставлено и исполнено инкассовое поручение N 5562 на взыскание с предприятия 136 621 рубля 25 копеек на основании упомянутого решения.
Не согласившись с действиями фонда по начислению и взысканию задолженности по страховым взносам, предприятие обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с настоящим заявлением.
Отказывая предприятию в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что поскольку у фонда отсутствовали сведения об осуществляемой страхователем деятельности, предприятие необходимые документы не представило, предприятие вправе было заниматься любым из заявленных видов деятельности в течение страхового года, фонд на основании пункта 5 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок), правомерно отнес его к тому виду деятельности, который из заявленных предприятием по сведениям в Едином государственном реестре юридических лиц имеет наиболее высокий класс профессионального риска, а именно "охота и разведение диких животных, включая предоставление услуг в этих областях", и установил тариф страхового взноса на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 8,5 процента.
Между тем суды не приняли во внимание следующее.
В силу статьи 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
Страховые тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска; страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком (статьи 21-22 Закона N 125-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (далее - Правила).
Основной вид деятельности страхователя - юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (пункт 11 Правил).
Согласно пункту 8 Правил экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами. Основной вид экономической деятельности коммерческой организации - это тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг (пункт 9 Правил).
В силу пункта 2 Порядка основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно.
Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что в случае, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля не представил документы, перечисленные в пункте 3 Порядка, исполнительный орган фонда относит данного страхователя к тому виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Суды согласились с фондом в том, что вид фактически осуществляемой предприятием деятельности может быть определен на основании документов, в которых указаны сведения о видах экономической деятельности предприятия.
Между тем вывод судов первой и кассационной инстанций является ошибочным.
В пункте 5 Порядка указано на "осуществляемые виды деятельности", поэтому вид фактически осуществляемой предприятием деятельности не может быть определен лишь на основании документов, в которых приведены сведения о видах экономической деятельности данного предприятия.
Фондом не представлены доказательства, при наличии которых он пришел к выводу о том, что фактически осуществляемой предприятием деятельностью является "охота и разведение диких животных, включая предоставление услуг в этих областях", что позволило ему назначить размер страхового тарифа, соответствующий 32-му классу профессионального риска.
Суды без достаточных оснований сочли, что предприятие осуществляет такой вид деятельности, как "охота и разведение диких животных, включая предоставление услуг в этих областях", что соответствует 32-му классу профессионального риска.
Следовательно, у судов не имелось оснований для отказа в удовлетворении заявленных предприятием требований.
При названных обстоятельствах в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обжалуемые судебные акты подлежат отмене как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции надлежит исследовать вопрос о том, какой вид деятельности фактически осуществляет предприятие, и применить нормы материального права, исходя из их толкования, содержащегося в данном постановлении.
Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в настоящем постановлении толкованием, могут быть пересмотрены на основании пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если для этого нет других препятствий.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 2 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 12.07.2010 по делу N А10-1360/2010 и постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22.09.2010 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Бурятия.
Председательствующий |
А.А. Иванов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон об обязательном соцстраховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваниях обязывает страхователей перечислять страховые взносы.
Последние дифференцированы по отраслям экономики в зависимости от класса профриска.
Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профриска предусматривают, что основной вид такой деятельности определяется самостоятельно страхователем.
Последний должен подтверждать его ежегодно, направляя документы в орган ФСС РФ до 15 апреля.
Если это не будет сделано, страхователь будет отнесен к тому виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профриска из осуществляемых им видов. Соответственно, в таком случае может быть пересмотрен и размер применяемого им страхового тарифа.
Такое правило предусматривает Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности.
Относительно применения данных норм Президиум ВАС РФ разъяснил следующее.
Исходя их указанных Правил, основной вид экономической деятельности коммерческой организации - это тот, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
В приведенных нормах используется фраза "осуществляемые виды деятельности".
Поэтому вид фактически осуществляемой предприятием деятельности не может быть определен лишь на основании документов, в которых приведены сведения о видах экономической деятельности данного страхователя.
Таким образом, если страхователь не подтвердил основной вид деятельности, орган ФСС РФ не вправе определить для него тот вид деятельности, который имеет наиболее высокий класс профриска, основываясь только на их перечне, указанном в документах. Для этого нужны доказательства, подтверждающие факт ведения страхователем подобной деятельности.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 июля 2011 г. N 14943/10
Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2011 г., N 10
Постановление размещено на сайте ВАС РФ www.arbitr.ru 24.08.2011
Номер дела в первой инстанции: А10-1360/2010
Истец: МУП Северо-Байкальский регион
Ответчик: Государственное учреждение- региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия, ГУ Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по РБ
Хронология рассмотрения дела:
17.12.2012 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5186/12
05.07.2011 Постановление Президиума ВАС РФ N 14943/10
12.04.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14943/10
24.02.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14943/10
02.02.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14943/10
22.09.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N А10-1360/2010
Хронология рассмотрения дела:
17.12.2012 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5186/12
05.07.2011 Постановление Президиума ВАС РФ N 14943/10
12.04.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14943/10
24.02.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14943/10
02.02.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14943/10
22.09.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N А10-1360/2010