Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 июля 2011 г. N 2518/11 Суд отменил ранее принятые по делу судебные решения и признал недействительными решение и предписание уполномоченного органа, поскольку суд необоснованно пришел к выводу о нарушении обществом закона при отборе финансовой организации для страхования своей гражданской ответственности при эксплуатации опасных производственных объектов вне зависимости от связи этих объектов с естественно-монопольным видом деятельности общества

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Закон о защите конкуренции устанавливает определенные правила по отбору финансовых организаций субъектами естественных монополий.

Они отбираются по результатам открытых конкурсов и аукционов, проводимых в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.

Это касается оказания ряда финансовых услуг, в т. ч. страхования ответственности.

В тоже время Закон о размещении заказов предусматривает ряд исключений.

В частности, он допускает возможность разместить заказ у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), если сумма контракта не превышает предельного размера расчетов наличными деньгами между юрлицами по одной сделке (с 22.07.2007 - не более 100 тыс. руб.).

При этом заказы на одноименные товаров, работы, услуги можно размещать в таком порядке на сумму, не превышающую указанный предельный размер расчетов, в течение квартала.

Президиум ВАС РФ разъяснил, как должны соотноситься приведенные нормы названных законов.

Во-первых, указанное исключение, позволяющее размещать заказы без проведения конкурса и аукциона, распространяется и на субъекты естественных монополий.

Во-вторых, является ошибочным вывод о том, что Закон о размещении заказов позволяет применять названное спецправило только тогда, когда договоры заключаются на срок, не превышающий квартал.

Как пояснил Президиум, данная оговорка "в течение квартала" направлена на то, чтобы пресечь искусственное разделение (дробление) единого заказа на группу однородных, сумма по каждому из которых не превышает предельного размера расчетов.

Соответственно, нет препятствий к тому, чтобы применять указанный исключительный порядок в случае, когда предельная сумма расчетов не превышается в договоре, заключаемом на год.

В-третьих, субъект естественной монополии подлежит особому регулированию только в сфере деятельности, являющейся производством (реализацией) товаров в условиях такой монополии.

С учетом этого финансовые услуги, не связанные с естественно-монопольной деятельностью субъекта, не подпадают под регулирование норм об обязательном конкурсном отборе, которые предусмотрены Законом о защите конкуренции.


Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 июля 2011 г. N 2518/11


Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2011 г., N 10


Постановление размещено на сайте ВАС РФ www.arbitr.ru 24.08.2011