Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 августа 2011 г. N 44-Г11-26
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Борисовой Л.В.,
судей - Анишиной В.И. и Горчаковой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационным жалобам Губернатора Пермского края и Законодательного Собрания Пермского края на решение Пермского краевого суда от 10 июня 2011 года, которым удовлетворено заявление заместителя прокурора Пермского края о признании недействующей статьи 25 Закона Пермской области от 5 марта 2004 года N 1294-270 "Об исполнительных органах государственной власти Пермской области".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
19 февраля 2004 года Законодательным Собранием Пермской области принят и 5 марта 2004 года подписан Губернатором Пермской области Закон N N 1294-270 "Об исполнительных органах государственной власти Пермской области" (далее - Закон).
Закон опубликован в изданиях "Звезда", N 43-44, 18 марта 2004 года; Бюллетень Законодательного Собрания и администрации Пермской области", N 4, часть II, 14 апреля 2004 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 указанного Закона Губернатору, его первым заместителям, заместителям, заместителям руководителя аппарата администрации, руководителям структурных подразделений аппарата администрации, руководителям исполнительных органов государственной власти области, их первым заместителям и заместителям выплачивается компенсация в размере назначенного им денежного содержания с учетом премии, не превышающей 25 процентов должностного оклада, до первого после увольнения с указанных должностей устройства на новое место работы или достижения пенсионного возраста, но не более одного календарного года со дня ухода с должности в следующих случаях: а) неназначения на должность после окончания срока полномочий; б) упразднения должности (ликвидации исполнительного органа государственной власти или структурного подразделения аппарата администрации области, сокращения численности или штата работников); в) удовлетворения заявления о добровольной отставке (расторжения трудового договора по инициативе работника) в случае, если они проработали в должности не менее одного года.
Выплата компенсации производится с зачетом выплат, предусмотренных статьей 16 Закона Пермской области "О государственной гражданской службе Пермской области".
В случае если на новом месте заработная плата лиц, перечисленных в пункте 1 данной статьи, ниже прежней, то им производится выплата компенсации до уровня прежнего денежного содержания (вознаграждения) с учетом премии, не превышающей 25 процентов должностного оклада, но не более одного календарного года со дня ухода с должности (пункт 2).
Выплата компенсации, предусмотренная в пункте 1 и пункте 2 настоящей статьи, производится за счет средств областного бюджета с учетом централизованной индексации (повышения) денежного содержания государственных гражданских служащих Пермской области (пункт 3).
Заместитель прокурора Пермского края обратился в суд с заявлением о признании недействующей статьи 25 Закона Пермской области от 5 марта 2004 года N 1294-270, ссылаясь на её противоречие федеральному законодательству, поскольку её положения устанавливают преимущества высвобожденным после окончания срока полномочий лицам, перечисленным в оспариваемой статье, когда как вопросы установления гарантий отдельным категориям граждан относятся к полномочиям федеральных органов государственной власти, регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации, который предусматривает предоставление гарантий работникам только в период исполнения ими трудовых обязанностей. Таким образом, оспариваемая норма Закона принята с превышением полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации.
Решением Пермского краевого суда от 10 июня 2011 года заявление заместителя прокурора Пермского края удовлетворено, статья 25 Закона Пермской области от 5 марта 2004 года N 1294-270 признана недействующей с момента вступления решения суда в законную силу.
В кассационных жалобах Губернатора Пермского края и Законодательного Собрания Пермского края ставится вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований, заявленных заместителем прокурора Пермского края.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
В соответствии пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76).
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации.
Предметом регулирования указанного Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (статья 2 Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).
Регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется, в том числе, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 8 части 1 статьи 5, статья 2 Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).
Особенности организации и правового регулирования государственной гражданской службы Пермского края определяются Законом Пермского края от 7 декабря 2006 года N 34-КЗ "О государственной гражданской службе Пермского края", статьей 14 которого предусмотрено, что гражданским служащим края предоставляются основные государственные гарантии, установленные статьей 52 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ и другими федеральными законами.
Кроме того, гражданским служащим края при определенных условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или нормативными правовыми актами губернатора края, может предоставляться право на дополнительные государственные гарантии, установленные статьей 53 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ.
Таким образом, вопросы установления основных и дополнительных государственных гарантий гражданских служащих урегулированы Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ.
Как следует из положений статьи 53 указанного Федерального закона гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, может предоставляться право на: 1) профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку с сохранением на этот период замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания; 2) транспортное обслуживание, обеспечиваемое в связи с исполнением должностных обязанностей, в зависимости от категории и группы замещаемой должности гражданской службы, а также компенсация за использование личного транспорта в служебных целях и возмещение расходов, связанных с его использованием, в случаях и порядке, установленных соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации; 3) замещение иной должности гражданской службы при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы в соответствии со статьей 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ; 4) единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации; 5) иные государственные гарантии.
Из правового анализа указанного выше законодательства следует, что дополнительные государственные гарантии предоставляются только в период прохождения службы гражданским служащим.
Разрешая заявленные заместителем прокурора Пермского края требования в части установления дополнительных гарантий гражданским служащим, суд исходил из того, что предусмотренная статьей 25 оспариваемого Закона гарантия в виде назначения денежного содержания введена с нарушением полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации в сфере правового регулирования государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 73 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.
Статьей 6 Трудового кодекса Российской Федерации к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ним отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих, в частности, обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам, включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников.
Кроме того, указанной статьей установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что вопросы установления гарантий относятся к полномочиям федеральных органов государственной власти и урегулированы, в том числе Трудовым кодексом Российской Федерации, который предусматривает предоставление гарантий работникам только в период исполнения трудовых обязанностей (статьи 164, 165). В рассматриваемом случае речь идет о предоставлении гарантии в виде выплаты денежной компенсации после увольнения с гражданской службы, что создает преимущества лицам, замещавшим государственные должности, предусмотренные частью 1 статьи 25 оспариваемого Закона, и выходит за пределы полномочий предоставленных субъекту Российской Федерации.
При этом, является обоснованным вывод суда о том, что законодатель субъекта Российской Федерации вышел за пределы предоставленных федеральным законодательством полномочий, установив льготы для лиц, замещавших государственные должности, к которым в частности относится должность губернатора Пермского края.
Полагая, что осуществленное субъектом Российской Федерации правовое регулирование, содержащееся в статье 25 Закона Пермской области от 5 марта 2004 года N 1294-270, осуществлено с превышением полномочий, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Пермского краевого суда от 10 июня 2011 года оставить без изменения, кассационные жалобы Губернатора Пермского края и Законодательного Собрания Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Борисова |
Судьи |
В.И. Анишина |
|
Е.В. Горчакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 августа 2011 г. N 44-Г11-26
Текст определения официально опубликован не был