Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 июля 2011 г. N 2133/11
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Бациева В.В., Валявиной Е.Ю., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Козловой О.А., Моисеевой Е.М., Нешатаевой Т.Н., Першутова А.Г., Сарбаша С.В.
рассмотрел заявление открытого акционерного общества "КАМАЗ" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Новосибирской области от 15.06.2010 по делу N А45-6990/2010, постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30.11.2010 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители заявителя - открытого акционерного общества "КАМАЗ" (истца) - Максютов М.М., Шуваров Р.Р.
Заслушав и обсудив доклад судьи Моисеевой Е.М., а также объяснения представителей участвующего в деле лица, Президиум установил следующее.
Открытое акционерное общество "КАМАЗ" (далее - общество "КАМАЗ") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "КамАЗТехобслуживание" (далее - общество "КамАЗТехобслуживание") о взыскании 500 000 рублей компенсации за незаконное использование товарных знаков истца и обязании ответчика исключить из своего фирменного наименования часть фирменного наименования "КАМАЗ" путем внесения изменения в учредительные документы.
Изменения, внесенные в учредительные документы ответчика в части изменения его фирменного наименования на общество с ограниченной ответственностью "КамТехОбслуживание" (далее - общество "КамТехОбслуживание"), зарегистрированы 25.06.2010.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено общество с ограниченной ответственностью "Новосибирский "Автоцентр КАМАЗ".
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 15.06.2010 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 30.11.2010 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции ставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора названных судебных актов общество "КАМАЗ" просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, нарушение единообразия судебной практики и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя, вывод судов об отсутствии нарушения исключительных прав истца в связи с тем, что его товарные знаки зарегистрированы в отношении товаров 12-го класса МКТУ и их защита не распространяется на документацию и печати, является необоснованным и не соответствует положениям статьи 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации. Кроме того, общество "КАМАЗ" также не согласно с выводом судов об отсутствии сходства до степени смешения между товарным знаком и фирменным наименованием истца и обозначениями, используемыми ответчиком. Заявитель просит принять новый судебный акт об удовлетворении его требований.
В отзыве на заявление общество "КамТехОбслуживание" просит оставить без изменения оспариваемые судебные акты, поскольку полагает, что суды сделали правильные выводы относительно отсутствия сходства товарных знаков истца и обозначений, использованных в печати и фирменном наименовании ответчика, аффилированности истца и ответчика, а также о неоднородности видов деятельности, осуществляемых истцом и ответчиком, и отсутствии вероятности введения потребителей в заблуждение относительно лица, оказывающего услуги.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующего в деле лица, Президиум считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, общество "КАМАЗ" является обладателем исключительных прав на следующие товарные знаки:
товарный знак по свидетельству от 29.02.1988 N 82555 с приоритетом от 13.07.1987, содержащий изобразительный элемент в виде бегущей лошади и словесный элемент KAMAZ в латинской транскрипции, в отношении товаров 12-го класса МКТУ - автомобили, двигатели (автомобильные), узлы, агрегаты и запасные части к автомобилям;
товарный знак по свидетельству на общеизвестный товарный знак от 11.07.2005 N 35 с приоритетом от 31.12.1999, содержащий изобразительный элемент в виде бегущей лошади и словесный элемент KAMAZ в латинской транскрипции, в отношении товаров 12-го класса МКТУ - автомобили, большегрузные автомобили, двигатели (автомобильные), узлы, агрегаты и запасные части к автомобилям;
товарный знак по свидетельству от 01.11.2002 N 226725 с приоритетом от 31.08.2001, содержащий изобразительный элемент в виде бегущей лошади, изображенной на щите, в отношении товаров 12-го класса МКТУ - автомобили грузовые, микролитражные, трех- и четырехколесные, шасси транспортных средств;
товарный знак по свидетельству от 06.02.1974 N 48465 с приоритетом от 18.05.1973, содержащий словесный элемент "КАМАЗ" в русской транскрипции, в отношении товаров 12-го класса МКТУ - автомобили, двигатели (автомобильные), узлы, агрегаты и запасные части к автомобилям;
товарный знак по свидетельству на общеизвестный товарный знак от 11.07.2005 N 37 с приоритетом от 31.12.1999, содержащий словесный элемент "КАМАЗ" в русской транскрипции, в отношении товаров 12-го класса МКТУ - автомобили, двигатели (автомобильные), узлы, агрегаты и запасные части к автомобилям.
В период с 01.02.2010 по 26.02.2010 общество "КамАЗТехобслуживание" при осуществлении деятельности по техническому обслуживанию автотранспортных средств, торговле автотранспортными средствами, автомобильными деталями, узлами и принадлежностями на своей официальной документации и печати использовало изобразительный элемент в виде бегущей лошади, в фирменном наименовании (до регистрации 25.06.2010 изменений в учредительные документы юридического лица) - обозначение "КамАЗ", сходные до степени смешения с принадлежащими обществу "КАМАЗ" товарными знаками и фирменным наименованием. Эти обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с иском о защите исключительных прав на товарные знаки и фирменное наименование.
Факт использования изобразительного элемента в виде бегущей лошади и обозначения "КамАЗТехобслуживание" подтверждены материалами дела и не оспариваются ответчиком.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды исходили из того, что истцом не представлены доказательства использования принадлежащего ему товарного знака на товарах, производимых ответчиком, или использования ответчиком товарного знака истца способами, предусмотренными пунктом 2 статьи 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом суды сочли, что использование спорных обозначений на оттиске печати или на фирменном бланке не нарушает исключительных прав истца на товарные знаки и фирменное наименование.
Суды также пришли к выводу, что обозначения, используемые ответчиком, не являются сходными до степени смешения с товарными знаками истца и его фирменным наименованием, поскольку изображение бегущей лошади на печати ответчика и его фирменных бланках не совпадает с изображением лошади на товарных знаках истца (лошадь изображена в зеркальном отображении); обозначение "КамАЗ" является лишь составляющей частью сложного слова "КамАЗТехобслуживание" и выполнено в другом стиле. Обозначение "КАМАЗ", зарегистрированное истцом как товарный знак, написано заглавными жирными буквами с оригинальной буквой "З" на конце. При этом истец и ответчик имеют разные организационно-правовые формы и рынки деятельности. Доказательств того, что указанные обозначения ассоциируются у потребителей с обществом "КАМАЗ" и их использование ответчиком нарушает исключительные права истца, суду не представлено.
Кроме того, суды признали истца и ответчика входящими в одну группу лиц (аффилированными лицами), что исключает причинение убытков истцу. Этот вывод суды сделали, исходя из следующего. Официальные дилеры общества "КАМАЗ" на территории Новосибирской области были аттестованы ответчиком, а не истцом. Единоличным исполнительным органом ООО "Новосибирский "Автоцентр КАМАЗ", пятьдесят процентов доли в уставном капитале которого принадлежат обществу "КАМАЗ", на протяжении длительного времени была Ярыгина Л.Л., в то время как единоличным исполнительным органом общества "КамТехОбслуживание" является ее супруг - Ярыгин А.С., а участниками названного общества являются она и ее дочь.
Однако данные выводы судов противоречат положениям главы 76 Гражданского кодекса Российской Федерации, сложившейся судебной практике и правовым позициям Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сфере защиты интеллектуальной собственности по следующим основаниям.
Согласно статье 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, перечисленными в пункте 2 этой статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.
Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака:
1) на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;
2) при выполнении работ, оказании услуг;
3) на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;
4) в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;
5) в сети "Интернет", в том числе в доменном имени и при других способах адресации.
Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.
Следовательно, использование товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения другими лицами на деловой документации (фирменных бланках и печати) при выполнении работ, оказании услуг является нарушением исключительного права владельца товарного знака. Вывод судов о том, что истцом не представлены доказательства размещения спорных обозначений именно на товарах, поэтому не доказан факт их использования, не соответствует действующему законодательству.
Кроме того, в силу пункта 3 статьи 1474 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица включено в Единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.
Разрешая вопрос о сходстве спорных обозначений, суды не учли различительную способность товарного знака истца и его фирменного наименования, зарегистрированного ранее наименования ответчика, вероятность введения потребителей в заблуждение относительно лица, оказывающего услуги, а также особый правовой статус средств индивидуализации истца: общество "КАМАЗ" является всемирно известным производителем автомобилей "КАМАЗ" и запасных частей к ним; товарные знаки по свидетельствам N 35 и N 37 зарегистрированы как общеизвестные, то есть эти товарные знаки в результате интенсивного использования стали на указанную в заявлении дату широко известны в Российской Федерации среди соответствующих потребителей в отношении товаров заявителя.
Пунктами 2 и 3 статьи 1508 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правовая охрана общеизвестного товарного знака действует бессрочно, распространяется также на товары, неоднородные с теми, в отношении которых он признан общеизвестным, если использование другим лицом этого товарного знака в отношении названных товаров будет ассоциироваться у потребителей с обладателем исключительного права на общеизвестный товарный знак и может ущемить законные интересы такого обладателя.
Вывод судов о различии фирменных наименований истца и ответчика в силу различия их организационно-правовых форм не соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 17 информационного письма от 13.12.2007 N 122 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности", согласно которой различие организационно-правовой формы как части фирменного наименования истца и ответчика само по себе не свидетельствует об отсутствии нарушения права на фирменное наименование.
Истец не обязан представлять в суд доказательства, свидетельствующие о факте введения потребителей в заблуждение, как указали суды. Согласно пункту 3 статьи 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации для признания нарушения достаточно представить доказательства, свидетельствующие о вероятности смешения двух конкурирующих обозначений.
В настоящем деле использование ответчиком товарного знака истца может создавать большую вероятность смешения у потребителей двух предприятий, поскольку даже суды сделали вывод о связанности этих лиц, о наличии у ответчика статуса аффилированного лица, что не подтверждается материалами дела и категорически отрицается самим истцом.
Кроме того, уже после отказа в удовлетворении иска ответчик 25.06.2010 добровольно внес изменения в учредительные документы, изменив фирменное наименование с ООО "КамАЗТехобслуживание" на ООО "КамТехОбслуживание".
Наличие связей между единоличным исполнительным органом ООО "Новосибирский "Автоцентр КАМАЗ" (третьего лица) Ярыгиной Л.Л. и ответчиком свидетельствует о злоупотреблении правом с ее стороны, поскольку общество "КАМАЗ" не было извещено об учреждении ею общества "КамАЗТехобслуживание", использующего в своей деятельности обозначения, сходные до степени смешения со средствами индивидуализации истца, без его разрешения, и в силу статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" является недобросовестной конкуренцией.
Таким образом, оспариваемые судебные акты, которыми действия ответчика не признаны нарушением исключительных прав истца, нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права и противоречат правовым позициям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам применения законодательства об интеллектуальной собственности, поэтому в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.
Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в настоящем постановлении толкованием, могут быть пересмотрены на основании пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если для этого нет других препятствий.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 15.06.2010 по делу N А45-6990/2010, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2010 и постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30.11.2010 отменить.
Исковые требования открытого акционерного общества "КАМАЗ" удовлетворить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "КамТехОбслуживание" 500 000 рублей компенсации за незаконное использование товарных знаков истца.
Председательствующий |
А.А. Иванов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Поводом для обращения компании в суд послужил факт использования обществом ее товарного знака (в т. ч. как составной части фирменного наименования).
Президиум ВАС РФ счел требования обоснованными и пояснил следующее.
В силу ГК РФ лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право его использования любым способом, не противоречащим закону.
Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя обозначения, сходные с его товарным знаком, в отношении продукции, для индивидуализации которой он зарегистрирован.
Также подобное не допускается в отношении однородных товаров, если в результате этого возникнет вероятность смешения.
Следовательно, использование товарного знака (или обозначения, сходного с ним до степени смешения) другими лицами на деловой документации (фирменных бланках и печати) при выполнении работ, оказании услуг также является нарушением исключительного права его владельца.
При этом в подобной ситуации не требуется доказывать факт размещения спорных обозначений именно на товарах.
В данном деле у истца и ответчика разные организационно-правовые формы и рынки деятельности.
Однако, исходя из ранее сформулированных разъяснений Президиума ВАС РФ, различие организационно-правовой формы как части фирменного наименования истца и ответчика само по себе не свидетельствует о том, что нет нарушения исключительного права.
Кроме того, товарный знак истца имеет особый правовой статус. Компания - всемирно известный производитель автомобилей и запчастей к ним.
Исходя из ГК РФ, правовая охрана общеизвестного товарного знака действует бессрочно.
Она распространяется также на товары, неоднородные с теми, в отношении которых он признан общеизвестным, если подобное его использование другим лицом будет ассоциироваться у потребителей с правообладателем и может ущемить его интересы.
С учетом этого истцу не требовалось доказывать факт введения потребителей в заблуждение. Достаточно подтвердить вероятность смешения двух конкурирующих обозначений (что и было сделано).
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 июля 2011 г. N 2133/11
Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2011 г., N 11
Постановление размещено на сайте ВАС РФ www.arbitr.ru 07.09.2011
Номер дела в первой инстанции: А45-6990/2010
Истец: ОАО "КАМАЗ"
Ответчик: ООО "КамАЗТехобслуживание"
Третье лицо: ООО "Новосибирский "Автоцентр КАМАЗ"
Хронология рассмотрения дела:
28.07.2011 Постановление Президиума ВАС РФ N 2133/11
21.04.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2133/11
10.03.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2133/11
15.02.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2133/11
30.11.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А45-6990/2010
27.08.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-7270/10