Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 августа 2011 г. N ВАС-7518/11
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 17.08.2011 г.
Полный текст решения изготовлен 22.08.2011 г.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Шилохвоста О.Ю.,
судей Ксенофонтовой Н.А., Прониной М.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кушнаренко Б.М.
рассмотрел в открытом судебном заседании заявление открытого акционерного общества "Татнефть" (г. Альметьевск Республики Татарстан) от 19.05.2011 N 1697/16-01 о признании абзацев третьего и седьмого пункта 30, абзацев второго и четвертого пункта 47 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (далее - Минрегион России) от 15.02.2011 N 47, не соответствующими нормативному правовому акту, имеющего большую юридическую силу, и недействующими.
В судебном заседании приняли участие представители:
от заявителя - открытого акционерного общества "Татнефть" - Девитаев А.Р. по доверенности от 26.12.2008 N 19739/16-01, Дудкин С.А. по доверенности от 02.08.2011 N 10882/16-01, Федотов Г.А. по доверенности от 17.03.2011 N 3770/16-01;
от Минрегиона России - Багдасарян Г.А. по доверенности от 01.08.2011 N 21-С, Павлова Е.В. по доверенности от 03.02.2011 N 7-С, суд установил:
открытое акционерное общество "Татнефть" (далее - общество) обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением от 19.05.2011 N 1697/16-01 о признании абзацев третьего и седьмого пункта 30, абзацев второго и четвертого пункта 47 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Минрегиона России от 15.02.2011 N 47, не соответствующими пункту 6 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 (далее - Основы ценообразования), имеющих большую юридическую силу, и недействующими (далее - заявление).
Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (далее - Методические указания) утверждены приказом Минрегиона России от 15.02.2011 N 47 в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" и предназначены для использования органами регулирования (органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления в области государственного регулирования тарифов и надбавок), регулируемыми организациями для расчета с применением регулируемых тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса.
Текст Методических указаний опубликован в печатном издании "Российская газета" от 25.03.2011, N 63.
Абзацы третий и седьмой пункта 30 Методических указаний предусматривают выделение в системах холодного водоснабжения таких видов товаров (услуг), как техническая вода (абзац третий) и услуги по транспортированию воды (для организаций, участвующих только на отдельных стадиях технологического процесса) (абзац седьмой).
Абзацем вторым пункта 47 Методических указаний в системах холодного водоснабжения установлены тарифы на техническую воду, которые рассчитываются для организации коммунального комплекса, осуществляющей водоснабжение потребителей, исходя из величины финансовых потребностей, связанных с подъемом и механической очисткой воды, транспортировкой неочищенной воды, а также с учетом расходов на покупку технической (неочищенной) воды и оплаты услуг сторонних организаций, связанных с транспортировкой технической воды.
Абзацем четвертым пункта 47 Методических указаний в системах холодного водоснабжения установлены тарифы на холодную воду для организаций, участвующих только на отдельных этапах производственного процесса, осуществляющих продажу воды организациям коммунального комплекса, оказывающих услуги по подъему воды, по транспортированию воды (включая услуги по повышению давления).
Как следует из письменных объяснений и выступлений представителей общества в судебном заседании, общество владеет на праве собственности Камским водозабором, системой трубопроводов и станций очистки воды, предназначенных для питьевых нужд, а также системой трубопроводов технического назначения, станций подготовки технической воды, не участвующих в технологическом процессе подготовки питьевой воды. С использованием указанных технических комплексов общество осуществляет:
забор, подготовку, транспортировку и передачу питьевой воды организациям коммунального комплекса муниципальных образований юго-востока Республики Татарстан, осуществляющим холодное и горячее водоснабжение потребителей;
транспортировку питьевой воды, поставляемой ЗАО "Челныводоканал" с Белоусовского водозабора до систем водоснабжения указанных организаций коммунального комплекса;
поставку технической воды организациям нефтяной промышленности, химической промышленности, машиностроения, производителям электрической и тепловой энергии, сельхозпроизводителям, а также садоводческим товариществам, приобретающим техническую воду для полива растений.
В подтверждение довода о нарушении оспариваемым нормативным правовым актом прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности общество указывает, что приведенные положения Методических указаний возлагают на него обязанность по обращению в орган регулирования и прохождения административной процедуры по установлению тарифов на товары и услуги (на техническую воду и на услуги по транспортировке воды), цена которых до введения в действие названных Методических указаний определялась обществом своей волей и в своем интересе по соглашению со своими контрагентами по договорам поставки технической воды и договорам оказания услуг по транспортировке питьевой воды. При этом общество полагает, что техническая вода и услуги по транспортировке питьевой воды не относятся к товарам и услугам организаций коммунального комплекса, тарифы на которые подлежат государственному регулированию в соответствии с пунктом 6 Основ ценообразования.
В судебном заседании представители общества поддержали требование о признании оспариваемого в части нормативного правового акта не соответствующим положениям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, и недействующим.
Минрегион России в письменных возражениях на заявление и его представители в судебном заседании не согласились с требованием общества, ссылаясь на соответствие положений оспариваемого в части нормативного правового акта законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Исследовав материалы дела и выслушав объяснения представителей общества и Минрегиона России, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Оспариваемый в части нормативный правовой акт принят Минрегионом России в пределах предоставленных ему полномочий и во исполнение иных нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.
В подтверждение довода о несоответствии оспариваемого в части нормативного правового акта иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, общество указывает на то, что в подпункте 1 пункта 6 Основ ценообразования к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся тарифы на холодную воду, тогда как предусмотренные абзацами вторым и четвертым пункта 47 Методических указаний тариф на техническую воду и тарифы на холодную воду для организаций, участвующих только на отдельных этапах производственного процесса, осуществляющих продажу воды организациям коммунального комплекса, оказывающих услуги по подъему воды, по транспортированию воды (далее - тариф на услуги по транспортировке питьевой воды), в названной норме Основ ценообразования не упоминается.
При этом общество не учитывает следующее. Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса установлены Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон о тарифах).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 1 Закона о тарифах государственному регулированию подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
При этом к организациям коммунального комплекса относятся юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, осуществляющие эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Система коммунальной инфраструктуры представляет собой совокупность производственных, имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, технологически связанных между собой, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.
К потребителям товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов относятся лица, приобретающие по договору воду, услуги по водоотведению и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд. При этом в жилищном секторе потребителями товаров и услуг указанных организаций в сфере водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов являются:
а) в многоквартирных домах - товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений;
б) в жилом доме - собственник этого дома или уполномоченное им лицо, предоставляющее коммунальные услуги.
К общим принципам регулирования тарифов и надбавок пункт 1 статьи 3 Закона о тарифах относит:
достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса;
установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ;
полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ.
Под производственной программой организации коммунального комплекса в Законе о тарифах понимается программа деятельности указанной организации по обеспечению производства ею товаров (оказания услуг) в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, которая включает мероприятия по реконструкции эксплуатируемой этой организацией системы коммунальной инфраструктуры и (или) объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов (подпункт 4 статьи 2).
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 4 Закона о тарифах к полномочиям Правительства Российской Федерации в области регулирования тарифов и надбавок отнесено утверждение Основ ценообразования.
Утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 (с последующими изменениями и дополнениями) Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, разработанные в соответствии с Законом о тарифах, определяют, в частности, принципы и методы регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
В соответствии со статьей 3 Закона о тарифах пунктом 2 Основ ценообразования предусмотрено, что установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса осуществляется исходя из необходимости обеспечения финансовых потребностей для реализации производственной программы.
Пунктом 4 Основ ценообразования предусмотрено, что тарифы и надбавки рассчитываются в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утверждаемыми Минрегионом России, которые, в частности, определяют:
1) условия, с учетом которых осуществляется выбор метода регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса;
2) правила расчета тарифов и надбавок;
3) правила дифференциации тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к тарифам, а также правила применения одноставочного или двухставочного тарифа;
4) правила расчета финансовых потребностей для реализации организацией коммунального комплекса производственных и инвестиционных программ, в том числе затрат (расходов), не учтенных при установлении тарифов и надбавок в предыдущий период регулирования;
5) критерии сопоставимости организаций коммунального комплекса и правила определения организаций коммунального комплекса, отвечающих таким критериям.
Таким образом, имеющими большую юридическую силу Основами ценообразования к компетенции Минрегиона при утверждении Методических указаний прямо отнесено определение правил расчета финансовых потребностей для реализации организацией коммунального комплекса производственных программ.
Пунктом 20 Методических указаний для целей расчета тарифов и надбавок в сфере холодного водоснабжения, которое представляет собой технологический процесс, обеспечивающий забор, подготовку (очистку), транспортировку и передачу потребителям холодной воды, установлена величина прогнозируемого объема производства товаров (услуг), исходя из которой осуществляется формирование финансовых потребностей.
Финансовые потребности по реализации производственной программы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения в соответствии с пунктом 28 Методических указаний определяются по стадиям технологического процесса, осуществляемым данной организацией, отдельно по водоснабжению, отдельно по водоотведению, а также с выделением расходов, связанных с производством и реализацией отдельных видов товаров (услуг).
К стадиям технологического процесса в системах холодного водоснабжения, определенным подпунктом 1 пункта 29 Методических указаний, относятся:
- подъем воды;
- очистка воды;
- транспортирование воды.
Подпунктом 1 пункта 30 Методических указаний в системах холодного водоснабжения выделяются следующие виды товаров (услуг):
- техническая вода;
- питьевая вода;
- услуги по подъему воды (для организаций, участвующих только на отдельных стадиях технологического процесса);
- услуги по очистке воды (для организаций, участвующих только на отдельных стадиях технологического процесса);
- услуги по транспортированию воды (для организаций, участвующих только на отдельных стадиях технологического процесса).
Выделенные оспариваемыми в части Методическими указаниями стадии технологического процесса корреспондируют общему понятию водоснабжения как технологического процесса, обеспечивающего забор, подготовку, транспортировку и передачу абонентам питьевой воды, установленного пунктом 1 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, имеющих большую юридическую силу. Доводами общества соответствие выделенных Методическими указаниями технологических стадий приведенному нормативному определению водоснабжения не опровергается. Содержащееся в письменных пояснениях общества указание о том, что оно не согласно с отнесением деятельности по транспортировке питьевой воды к деятельности организаций коммунального комплекса в сфере водоснабжения именно в силу приведенного нормативного определения понятия водоснабжения, не обосновано, как того требует статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ссылками на нормы действующего законодательства. При этом в судебном заседании представитель общества не возражал, что отнесение указанной деятельности к деятельности организаций коммунального комплекса соответствует статье 1 Закона о тарифах.
Стадии технологического процесса в системах холодного водоснабжения, определяющие состав и величину финансовых потребностей, необходимых для реализации производственных программ соответствующих организаций коммунального комплекса, обеспечение которых, в свою очередь, в силу статьи 3 Закона о тарифах и пункта 2 Основ ценообразования является одним из принципов установления тарифов, предопределяют и выделение пунктом 47 Методических указаний следующих тарифов в системах холодного водоснабжения:
1) Тарифы на техническую воду. Рассчитываются для организации коммунального комплекса, осуществляющей водоснабжение потребителей, исходя из величины финансовых потребностей, связанных с подъемом и механической очисткой воды, транспортировкой неочищенной воды, а также с учетом расходов на покупку технической (неочищенной) воды и оплаты услуг сторонних организаций, связанных с транспортировкой технической воды.
2) Тарифы на питьевую воду. Рассчитываются для организации коммунального комплекса, осуществляющей водоснабжение потребителей, исходя из величины финансовых потребностей по всем стадиям технологического процесса, а также с учетом расходов на покупку воды питьевого качества и оплаты услуг сторонних организаций, связанных с очисткой воды, транспортировкой воды.
3) Тарифы на холодную воду для организаций, участвующих только на отдельных этапах производственного процесса, осуществляющих продажу воды организациям коммунального комплекса, оказывающих услуги по подъему воды, по транспортированию воды (включая услуги по повышению давления).
Таким образом, выделение Методическими указаниями стадий технологического процесса холодного водоснабжения, видов товаров (услуг), производимых (реализуемых) организацией коммунального комплекса (в т.ч. технической воды и услуг по транспортировке питьевой воды в оспариваемых обществом положениях пункта 30), тарифов на техническую воду и на транспортировку питьевой воды (в оспариваемых обществом положениях пункта 47) опосредует установление правил расчета финансовых потребностей для реализации указанной организацией соответствующей производственной программы.
Доводы представителя общества не опровергают правомерность определения финансовых потребностей исходя из технологических стадий единого процесса холодного водоснабжения. Возможность по общему правилу осуществления холодного водоснабжения как единого технологического процесса, минуя какую-либо из выделенных в Методических указаниях стадий, включая стадии, устанавливаемые оспариваемыми положениями пункта 30, общество не обосновало ни ссылками на действующее законодательство, ни какими-либо иными доказательствами.
Настаивая на своей позиции о недопустимости отдельного регулирования тарифов на услуги по транспортировке питьевой воды в рамках государственного регулирования тарифов на водоснабжение, общество не учитывает, что выделение как самих стадий технологического процесса, так и обеспечивающих необходимые финансовые потребности для реализации соответствующих производственных программ на каждой из этих стадий тарифов вызвано возможностью осуществления стадий технологического процесса как одной организацией коммунального комплекса, но и несколькими такими организациями, участвующими только на отдельных этапах производственного процесса, осуществляющими продажу воды организациям коммунального комплекса, оказывающими услуги по подъему воды, по транспортированию воды (включая услуги по повышению давления). С учетом содержащегося в статье 1 Закона о тарифах понятия организации коммунального комплекса правомерность осуществления одними организациями всех стадий технологического процесса, а другими организациями - только отдельных этапов производственного процесса, обществом надлежащим образом не опровергнута.
Обществом также надлежащим образом не обоснован отстаиваемый им вывод о допустимости исходя из пункта 6 Основ ценообразования государственного регулирования тарифов только тех организаций коммунального комплекса, которые самостоятельно осуществляют все стадии технологического процесса холодного водоснабжения. При этом представители общества не отрицают, что расходы организаций, задействованных на отдельных стадиях соответствующего технологического процесса, даже в случае определения такими организациями цены своих услуг по соглашению со своими контрагентами, должны, исходя из действующего законодательства о тарифном регулировании, включаться в цену услуг по холодному водоснабжению, оплачиваемых их конечными потребителями. Обоснованность возложения на таких потребителей разного бремени имущественных расходов в зависимости от того, получают ли они услугу водоснабжения от ресурсоснабжающей организации, осуществляющей все стадии технологического процесса, или каждая из этих стадий осуществляется самостоятельной организацией коммунального комплекса общество ссылками на действующие нормативные акты не подтвердило.
Суд не принимает как ошибочную ссылку заявителя на ограничение пунктом 5 Основ ценообразования сферы государственного регулирования тарифов на холодное водоснабжения, как она определена статьей 1 Закона о тарифах, только тарифами на питьевую воду. Указанная ссылка противоречит общему правилу о соотношении Основ ценообразования и Закона о тарифах, как нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу. Позиция общества также противоречит систематическому толкованию подпункта 17 с подпунктами 1, 2 и 7 статьи 2 Закона о тарифах, из которых не следует, что понятия приобретения воды и услуг водоснабжения, опосредуют разный объем имущественных благ, получаемых их приобретателями.
Таким образом, из материалов дела следует, что заявитель, осуществляющий с использованием принадлежащего ему водозабора и системы трубопроводов и станций очистки воды, предназначенных для питьевых нужд, деятельность по забору, подготовке, транспортировке и передаче питьевой воды организациям коммунального комплекса муниципальных образований юго-востока Республики Татарстан, осуществляющим холодное и горячее водоснабжение потребителей, является организацией коммунального комплекса в сфере холодного водоснабжения.
Доводы заявителя о том, что его деятельность по поставке технической воды организациям нефтяной промышленности, химической промышленности, машиностроения, производителям электрической и тепловой энергии, сельхозпроизводителям, а также садоводческим товариществам, приобретающим техническую воду для полива растений, с использованием системы трубопроводов технического назначения, станций подготовки технической воды, не участвующих в технологическом процессе подготовки питьевой воды, в силу оспариваемого в части нормативного правового акта необоснованно отнесены к подлежащей государственному регулированию деятельности организаций коммунального комплекса в сфере холодного водоснабжения, ссылками на нормативные правовые акты не подтверждены.
Обращенное к обществу требование органа регулирования субъекта Российской Федерации о предоставлении сведений в целях установления тарифа на техническую воду, на которое ссылались представители общества в судебном заседании, само по себе не означает, что его деятельность по поставке технической воды перечисленным потребителям с использованием указанной системы трубопроводов, отвечает требованиям, предъявляемым Законом о тарифах к организациям коммунального комплекса, включая требование об эксплуатации такими организациями систем коммунальной инфраструктуры.
Как следует из пояснений представителя общества в судебном заседании, своим правом на обжалование в установленном порядке указанных действий органа регулирования субъекта Российской Федерации общество не воспользовалось, а его обращение в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с настоящим заявлением носит превентивный характер в целях недопущения установлении для общества незаконного тарифа.
С учетом изложенного, оспариваемые абзацы третий и седьмой пункта 30, а также абзацы второй и четвертый пункта 47 Методических указаний не могут рассматриваться вне взаимосвязи с иными положениями названных Методических указаний, которыми в соответствии с нормами имеющих большую юридическую силу Закона о тарифах и Основ ценообразования урегулирован порядок определения финансовых потребностей, необходимых для реализации программ организаций коммунального комплекса, подлежащих возмещению при установлении тарифов на товары и услуги соответствующих организаций. Ввиду неопровержения доводами общества правомерности установленного Методическими указаниями порядка определения указанных финансовых потребностей, а также с учетом мнения общества о соответствии выделенных Методическими указаниями (включая оспариваемые нормы) стадий технологического процесса холодного водоснабжения положениям статьи 1 Закона о тарифах, у суда отсутствуют основания для признания оспариваемого в части нормативного правового акта не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. Толкование пункта 5 Основ ценообразования как нормы, допускающей государственное регулирование тарифов в сфере холодного водоснабжения только для тех организаций коммунального комплекса, которые задействованы на всех стадиях технологического процесса холодного водоснабжения, противоречит нормам имеющего большую юридическую силу Закона о тарифах.
Поясняя свои доводы о нарушении оспариваемым в части нормативным правовым актом прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности представители общества в судебном заседании указали, что к таким правам не относятся его права на возмещение затрат, понесенных как в связи с осуществлением регулируемой деятельности, так и в связи с прохождением административной процедуры установления соответствующих тарифов. Из письменных объяснений общества также следует, что тарифы, предусмотренные абзацем вторым и четвертым пункта 47 Методических указаний на момент обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением ему не установлены, и расчеты со своими контрагентами за техническую воду и услуги по транспортировке питьевой воды общество осуществляет по свободным (нерегулируемым) ценам, установленным по соглашению сторон.
Оценив приведенные доводы в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд отклоняет их за необоснованностью. С учетом неразрывности технологического процесса водоснабжения, как технологического процесса, обеспечивающего забор, подготовку, транспортировку и передачу абонентам питьевой воды, суд отмечает, что государственное регулирование тарифов обеспечивающих водоснабжение организаций коммунального комплекса, установлено имеющими большую юридическую силу нормативными правовыми актами, в том числе статьями 1 и 2 Закона о тарифах, а не оспариваемыми положениями Методических указаний. Довод представителя заявителя, пояснившего в судебном заседании, что установленные в будущем для него тарифы на техническую воду и на транспортировку питьевой воды могут не покрыть затрат общества на поддержание в работоспособном состоянии соответствующих технологических комплексов не могут быть приняты судом как носящие предположительный характер.
Таким образом, поскольку обязанность общества как организации коммунального комплекса обращаться в регулирующий орган за установлением тарифов в сфере водоснабжения основана не на оспариваемых в части Методических указаниях, суд не усматривает нарушение этим нормативным правовым актом прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что в силу части 1 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является одним из условий обращения в арбитражный суд с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 167, 170, 176, 194, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, решил:
1. Признать абзацы третий и седьмой пункта 30, абзацы второй и четвертый пункта 47 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Минрегиона России от 15.02.2011 N 47, соответствующими Основам ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, имеющим большую юридическую силу.
2. В удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Татнефть" (г. Альметьевск Республики Татарстан) отказать.
3. Решение может быть пересмотрено Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в порядке надзора по заявлению, поданному в течение трех месяцев с момента вступления его в законную силу.
Председательствующий судья |
О.Ю. Шилохвост |
Судья |
Н.А. Ксенофонтова |
Судья |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.