Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 31 августа 2011 г. N 44-Г11-30
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Меркулова В.П.,
судей Борисовой Л.В. и Горчаковой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Пермского края об оспаривании Закона Пермского края от 6 марта 2007 г. N 8-ПК "О Законодательном Собрании Пермского края" по кассационным жалобам Законодательного Собрания Пермского края и губернатора Пермского края на решение Пермского краевого суда от 17 июня 2011 г., которым признана недействующей ст. 29 Закона Пермского края от 6 марта 2007 г. N 8-ПК "О Законодательном Собрании Пермского края". В остальной части заявление оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
первый заместитель прокурора Пермского края обратился в суд с заявлением о признании недействующими абз. 4 ч. 5, абз. 3 ч. 6 ст. 17, а также ст. 29 регионального акта по основанию их противоречия федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Пермским краевым судом постановлено приведённое выше решение, об отмене которого в части признания недействующей ст. 29 документа и принятии в этой части нового решения об отказе в удовлетворении заявления просят в кассационных жалобах заявители.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного постановления.
Установлено, что Законодательным Собранием Пермского края принят Закон Пермского края от 6 марта 2007 г. N 8-ПК "О Законодательном Собрании Пермского края" (с последующими изменениями), опубликованный в "Российской газете", 13 марта 2007 г., N 50.
В соответствии со ст. 29 документа председатель Законодательного Собрания, первый заместитель председателя Законодательного Собрания, заместитель председателя Законодательного Собрания, депутаты, работающие на постоянной профессиональной основе, руководитель аппарата Законодательного Собрания и его заместитель, руководители структурных подразделений аппарата Законодательного Собрания и их заместители получают компенсацию в размере назначенного им денежного содержания с учётом премии, не превышающей 25 процентов должностного оклада, до первого после окончания срока полномочий (после увольнения) устройства на новое место работы или достижения пенсионного возраста в течение одного года в следующих случаях:
а) неизбрания или неназначения на должность после окончания срока (досрочного прекращения) полномочий Законодательного Собрания и избрания нового состава Законодательного Собрания;
б) упразднения должностей в связи с изменением структуры Законодательного Собрания, изменением структуры аппарата Законодательного Собрания;
в) удовлетворения заявления о досрочном прекращении полномочий (увольнения), если они проработали в должности не менее одного года.
В случае, если на новом месте работы лица, перечисленные выше, получают заработную плату ниже прежней, то им производится доплата до уровня прежней заработной платы, но не более одного года со дня ухода с должности. Выплаты производятся из средств краевого бюджета.
В силу ст. 25 Устава Пермского края председатель Законодательного Собрания, его первый заместитель и заместитель, депутаты, работающие на постоянной профессиональной основе, являются лицами, замещающими государственные должности Пермского края. Социальные льготы для лиц, замещающих государственные должности, устанавливаются законом Пермского края в соответствии с федеральным законодательством.
Иные лица, указанные в ст. 29 Закона Пермского края от 6 марта 2007 г. N 8-ПК, являются государственными гражданскими служащими.
Правоотношения, по поводу которых возник спор, регламентированы на федеральном уровне Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ), Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о государственной гражданской службе), иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации вопросы установления общих принципов организации органов государственной власти отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. "н" ч. 1 ст. 72). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч.ч. 2 и 5 ст. 76).
Частью 1 ст. 13 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ закреплено, что гарантии депутатской деятельности устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации.
По смыслу данной нормы, не являются гарантиями депутатской деятельности льготы и преимущества, установленные лицам, утратившим статус депутатов органов государственной власти субъекта.
В связи с этим является правильным вывод суда о том, что ст. 29 Закона Пермского края от 6 марта 2007 г. N 8-ПК создает не предусмотренные федеральным законом преимущества лицам, утратившим статус председателя Законодательного Собрания, первого заместителя председателя Законодательного Собрания, заместителя председателя Законодательного Собрания, депутатов Законодательного Собрания Пермского края (работавших на постоянной профессиональной основе).
Установление этих преимуществ выходит за пределы полномочий субъекта Российской Федерации. Вопросы оплаты труда и установления гарантий отдельным категориям работников относятся к полномочиям федеральных органов государственной власти. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесённым к ведению федеральных органов государственной власти.
Что касается иных лиц, указанных в ст. 29 оспариваемого документа, имеющих статус государственных гражданских служащих, то на них распространяются нормы Федерального закона о государственной гражданской службе, а в части отношений, не урегулированной этим актом, действуют нормы Трудового кодекса Российской Федерации.
Вопросы установления основных и дополнительных государственных гарантий гражданских служащих урегулированы ст.ст. 52 и 53 Федерального закона о государственной гражданской службе.
В соответствии со ст. 53 упомянутого Федерального закона гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных этим Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, может предоставляться право на:
профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку с сохранением на этот период замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания;
транспортное обслуживание, обеспечиваемое в связи с исполнением должностных обязанностей, а также компенсация за использование личного транспорта в служебных целях и возмещение расходов, связанных с его использованием, в случаях и порядке, установленных соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;
замещение иной должности гражданской службы при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы в соответствии со ст. 31 данного Федерального закона;
единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
иные государственные гарантии.
На основании п. 9 ст. 31 Федерального закона о государственной гражданской службе при увольнении с гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырёхмесячного денежного содержания.
При этом указанным Федеральным законом не предусмотрена возможность установления нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации дополнительных гарантий для гражданских служащих при увольнении с гражданской службы.
В ст. 14 Закона Пермского края от 7 декабря 2006 г. N 34-КЗ "О государственной гражданской службе Пермского края" (с последующими изменениями и дополнениями) закреплено, что гражданским служащим края при определённых условиях, предусмотренных Федеральным законом о государственной гражданской службе, может предоставляться право на дополнительные государственные гарантии, установленные ст. 53 упомянутого Федерального закона.
Сравнительный анализ оспариваемого документа с федеральными нормами приводит к выводу о том, что ст. 29 Закона Пермского края от 6 марта 2007 г. N 8-ПК принята с превышением полномочий, предоставленных органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере установления общих принципов организации органов государственной власти, и не соответствует действующему законодательству Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признаёт нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применён закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным.
Кассационные жалобы Законодательного Собрания Пермского края и губернатора Пермского края не содержат ссылки на доводы и обстоятельства, предусмотренные законом в качестве оснований для отмены судебного акта в кассационном порядке (ст. 362 ГПК РФ).
С учётом изложенного и руководствуясь ст. 360, п. 1 ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Пермского краевого суда от 17 июня 2011 г. оставить без изменения, кассационные жалобы губернатора Пермского края и Законодательного Собрания Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
Меркулов В.П. |
Судьи |
Борисова Л.В. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 31 августа 2011 г. N 44-Г11-30
Текст определения официально опубликован не был