Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 31 августа 2011 г. N 74-Г11-20
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Калининой Л.А., Горчаковой Е.В.
при секретаре Алёшиной П.В.
рассмотрела дело по кассационному представлению прокурора Республики Саха (Якутия) на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 1 июля 2011 г., которым прокурору отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими частей 1 и 3 статьи 21 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) от 10 июля 2002 г. 35-З N 401-II "О государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения - Бацева Ю.Н., просившего решение оставить без изменения, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение отмене, как незаконного и необоснованного, Судебная коллегия установила:
части 1 и 3 статьи 21 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) от 10 июля 2002 г. 35-З N 401-II (в редакции от 16 июня 2011 г.) "О Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)" изложены в следующей редакции, а именно:
"Статья 21.1. Конституция Республики Саха (Якутия), конституционные законы Республики Саха (Якутия) о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Саха (Якутия), о порядке внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Саха (Якутия), о Президенте Республики Саха (Якутия), о Государственном Собрании (Ил Тумэн), о Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве, о Правительстве Республики Саха (Якутия) принимаются большинством не менее двух третей голосов от установленного числа народных депутатов Республики Саха (Якутия).
3. Конституционные законы Республики Саха (Якутия) принимаются не менее чем двумя третями голосов от установленного числа народных депутатов Республики Саха (Якутия). Законы Республики Саха (Якутия) принимаются большинством голосов от установленного числа народных депутатов Республики Саха (Якутия)."
Первый заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании недействующими частей 1 и 3 статьи 21 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) от 10 июля 2002 г. 35-З N 401-II "О Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)" в части, предусматривающей принятие конституционных законов Республики не менее чем двумя третями голосов от установленного числа народных депутатов Республики Саха (Якутия) по вопросам, не предусмотренным федеральным законодательством.
В обоснование заявления указал на то, что в этой части оспариваемые им положения не соответствуют предписаниям пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно которому законы субъекта Российской Федерации должны приниматься большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
Таким образом, по мнению прокурора, субъект Российской Федерации не наделён полномочиями по установлению другого порядка принятия законодательных актов, чем это предусмотрено названным Федеральным законом.
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) возражало против удовлетворения заявления прокурора.
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 1 июля 2011 г. первому заместителю прокурора Республики Саха (Якутия) в удовлетворении заявления отказано.
В кассационном представлении заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) просит решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) отменить, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационного представления, Судебная коллегия полагает их подлежащими удовлетворению.
Как следует из обстоятельств дела, Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", включая законодательство субъекта Российской Федерации в систему правовых регуляторов, одновременно определил объём и границы нормотворческих полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Так, по смыслу статьи 7 этого Федерального закона, установление порядка принятия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов - прерогатива федерального законодателя.
При этом по общему правилу, сформулированному названной статьёй, законы субъекта Российской Федерации принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
В частности, конституция (устав) субъекта Российской Федерации, поправки к ней (к нему) принимаются большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов.
Квалифицированное большинство голосов (2/3) от установленного числа депутатов также необходимо: при повторном принятии закона, отклонённого другой палатой законодательного органа субъекта Российской Федерации, если такое одобрение требуется в соответствии с конституцией субъекта Российской Федерации (пункт 5 статьи 7); при повторном одобрении закона в ранее принятой редакции в случае его отклонения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 8); при принятии постановления о недоверии высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации, руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта (пункт 3 статьи 19).
Поскольку из анализа оспариваемых частей 1 и 3 статьи 21 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) "О Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)" в системной взаимосвязи с поименованными положениями Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" следует, что субъект Российской Федерации расширяет случаи, при которых закон субъекта Российской Федерации принимается квалифицирующим большинством, и как следствие свидетельствует о превышении субъектом своих нормотворческих полномочий.
Во всяком случае, норм, дающих право устанавливать иной порядок принятия законов, чем это установлено федеральным законом, на противоречие которому поставлен вопрос прокурором, не усматривается.
В такой ситуации суждения суда первой инстанции о соответствии федеральному законодательству оспариваемых норм Судебная коллегия полагает ошибочными, основанными на неправильном толковании норм материального закона, что является поводом для отмены решения в кассационном порядке.
Иное означало бы умаление общих принципов организации и функционирования государственной власти субъекта Российской Федерации.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 361, 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 1 июля 2011 г. отменить, вынести новое решение, которым признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению с момента вступления в законную силу настоящего решения части 1 и 3 статьи 21 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) от 10 июля 2002 35-З N 401-II "О Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)" в части принятия конституционных законов Республики Саха (Якутия) не менее чем двумя третями голосов от установленного числа народных депутатов Республики Саха (Якутия) по вопросам, не предусмотренным федеральным законодательством.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 31 августа 2011 г. N 74-Г11-20
Текст определения официально опубликован не был