Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 сентября 2011 г. N 44-Г11-31
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Меркулова В.П., судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Пермского края о признании недействующими отдельных положений Закона Пермского края от 30 июля 2007 г. N 78-ПК "О Контрольно-счетной палате Пермского края" по кассационным жалобам Законодательного Собрания Пермского края и губернатора Пермского края на решение Пермского краевого суда от 23 июня 2011 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю. о законности решения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Закон Пермского края от 30 июля 2007 г. N 78-ПК "О Контрольно-счетной палате Пермского края" принят Законодательным Собранием Пермского края 19 июля 2007 г., подписан губернатором края 30 июля 2007 г., первоначальный текст документа официально опубликован в газете "Звезда" 2 августа 2007 г., N 121 (далее - Закон).
В названный закон вносились изменения.
Статьей 35 Закона (в редакции от 7 октября 2009 г.), регламентирующей социальные гарантии, предусмотрено, что председатель Контрольно-счетной палаты, заместители председателя и аудиторы Контрольно-счетной палаты получают компенсацию в размере назначенного им на момент окончания срока полномочий (увольнения) денежного вознаграждения (содержания) с учетом премии, не превышающей 25 процентов должностного оклада, до первого после окончания срока полномочий (после увольнения) устройства на новое место работы или достижения пенсионного возраста, но не более одного календарного года со дня ухода с должности, в случае:
а) неназначения на должность после окончания срока полномочий (досрочного прекращения, за исключением случаев освобождения от должности на основании приговора суда, вступившего в законную силу);
б) упразднения должностей в связи с изменением структуры Контрольно-счетной палаты;
в) удовлетворения заявления о досрочном прекращении полномочий (увольнения), если они проработали в должности не менее одного года (часть 1).
Если на новом месте работы лица, перечисленные в части 1 указанной статьи, получают заработную плату ниже прежней, то им производится выплата компенсации до уровня назначенного им на момент окончания срока полномочий (увольнения) денежного вознаграждения (содержания), но не более одного календарного года со дня ухода с должности (часть 2).
Выплаты, предусмотренные указанной статьей, производятся из средств краевого бюджета с учетом централизованной индексации (повышения) денежного содержания государственных гражданских служащих Пермского края (часть 3).
Заместитель прокурора Пермского края обратился в суд с заявлением о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей приведенной правовой нормы, указав в обоснование требований, что региональный законодатель вышел за пределы своих полномочий, устанавливая в нарушение статей 6, 164, 165 Трудового кодекса Российской Федерации гарантии определенной категории лиц в виде выплаты денежных сумм после прекращения служебных отношений.
Обжалуемым решением заявление удовлетворено.
В кассационных жалобах ставится вопрос об отмене решения суда ввиду неправильного применения норм материального права и принятии нового судебного постановления об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение законным.
В соответствии пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что вопросы установления денежной компенсации после увольнения с гражданской службы, а также прекращения полномочий государственной должности относятся к полномочиям федеральных органов государственной власти.
Как следует из Устава Пермского края (часть 1 статьи 25), указа губернатора Пермского края от 3 августа 2007 г. N 56 "О перечнях должностей государственной гражданской службы Пермского края в Контрольно-счетной палате Пермского края", должность председателя Контрольно-счетной палаты является государственной должностью Пермского края, должности его заместителей и аудиторов относятся к должностям государственной гражданской службы Пермского края, материальное и социальное обеспечение которых производится в соответствии с Законом Пермского края от 7 декабря 2006 г. N 34-К3 "О государственной гражданской службе Пермского края" (статья 34 Закона).
На федеральном уровне отношения, связанные с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (статья 2).
Проанализировав положения названного Федерального закона (часть 9 статьи 31, статьи 4, 6, 52, 53), а также статью 14 Закона Пермского края от 7 декабря 2006 г. N 34-К3 "О государственной гражданской службе Пермского края", суд правильно указал, что дополнительные государственные гарантии предоставляются только в период прохождения гражданской службы, что действующим федеральным законодательством не предусмотрена возможность установления нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации дополнительных гарантий для гражданских служащих после прекращения гражданской службы.
При этом суд первой инстанции также принял во внимание положения Трудового кодекса Российской Федерации, которые разграничивают полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (статья 6), предусматривают предоставление гарантий работникам только в период исполнения трудовых обязанностей (статьи 164, 165).
Согласно статьи 73 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной этим Федеральным законом.
Статьей 6 Трудового кодекса Российской Федерации к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ним отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих, в частности, обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам, включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, как следует из приведенной нормы, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, исключительно по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти.
Установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора (служебного контракта) в зависимости от должностного положения, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
На момент принятия судом решения отсутствуют положения действующего федерального законодательства, предоставляющие субъекту Российской Федерации право выплаты денежной компенсации государственным гражданским служащим, а также лицам, замещающим государственные должности, после прекращения исполнения профессиональных обязанностей.
При таком положении Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Доводы кассационных жалоб основаны на неправильном толковании норм материального права, в силу чего являются несостоятельными и не могут повлечь отмену правильного судебного постановления.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Пермского краевого суда от 23 июня 2011 г. оставить без изменения, кассационные жалобы Законодательного Собрания Пермского края и губернатора Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.П. Меркулов |
Судьи |
Е.В. Горчакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 сентября 2011 г. N 44-Г11-31
Текст определения официально опубликован не был