Решение Верховного Суда РФ от 26 сентября 2011 г. N ГКПИ11-937
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 29 ноября 2011 г. N КАС11-661 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации
в составе судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
при секретаре Александрове В.О.,
с участием прокурора Степановой Л.E.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Лусинина А.Л. о признании частично недействующим первого предложения абзаца первого пункта 33 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2005 г. N 111 (далее - Правила), установил:
абзацем первым пункта 33 Правил предусмотрено, что в поезде дальнего следования, имеющем в составе вагоны повышенной комфортности, пассажиру предоставляется платное сервисное обслуживание, стоимость которого включается в стоимость проезда. При этом пассажиру, имеющему право бесплатного проезда или проезда со скидкой, в вагонах с 2-местными купе (СВ) и в вагонах с 4-местными купе такое сервисное обслуживание предоставляется при условии внесения соответствующей платы.
Гражданин Лусинин А.Л. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим первого предложения абзаца первого пункта 33 Правил.
Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат пункту 2 статьи 16 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и нарушают права пассажиров. Пункт 33 Правил предусматривает включение в стоимость билета оплаты по договору перевозки и оплаты за сервисное обслуживание, которое является дополнительной услугой, без оплаты ее он не может заключить договор перевозки.
В суде Лусинин A.Л. поддержал заявленные требования и пояснил, что оспариваемые положения нормативного правового акта неправомерно предоставляют перевозчику право включать дополнительную услугу в стоимость проезда.
Правительство Российской Федерации извещено о времени и месте судебного заседания, представило в суд письменные объяснения, из содержания которых следует, что оспариваемые положения нормативного правового акта не содержат норм, противоречащих законодательству.
Выслушав объяснения Лусинина А.Л., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" правила оказания услуг по перевозкам пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утверждаются Правительством Российской Федерации (статья 3).
Правительство Российской Федерации, реализуя полномочия, возложенные на него федеральным законом, 2 марта 2005 г. постановлением N 111 утвердило Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Данный нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации N 10, 7 марта 2005 г., "Российской газете" от 18 марта 2005 г.
Правила регулируют отношения, возникающие между перевозчиками и физическими лицами - пассажирами, грузоотправителями (отправителями) и грузополучателями (получателями) при оказании услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Тарифы, сборы и плата на железнодорожном транспорте, не регулируемые в соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Федерального закона, устанавливаются на договорной основе и контролируются государством в соответствии с законодательством о конкуренции и об ограничении монополистической деятельности на товарных рынках (пункт 2 статьи 8).
Федеральным законом от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" к сфере естественной монополии отнесены железнодорожные перевозки (статья 4). Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования и контроля, утверждаются Правительством Российской Федерации (статья 6).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 г. N 643 "О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" утвержден перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством. В соответствии с указанным перечнем государственному тарифному регулированию подлежат услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении (за исключением перевозок в вагонах категории "СВ" и "купе"). Таким образом, тарифному регулированию подлежат услуги по перевозкам пассажиров в плацкартных и общих вагонах.
Правительство Российской Федерации в пункте 33 Правил определило право перевозчика на включение в стоимость проезда пассажира в поезде дальнего следования, имеющем в составе вагоны повышенной комфортности, платного сервисного обслуживания. Данная сфера услуг не подлежит государственному тарифному регулированию в соответствии с законодательством о естественных монополиях, и перевозчики вправе самостоятельно определять состав таких услуг и их стоимость.
Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" в пункте 2 статьи 16 запрещает обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Нарушением прав потребителей является навязывание в той или иной мере дополнительных услуг и товаров.
Основы функционирования железнодорожного транспорта предполагают своевременное и качественное обеспечение граждан перевозками железнодорожным транспортом. Законодатель предоставил Правительству Российской Федерации полномочие издавать правила перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом. Эти правила являются обязательными для сторон при заключении и исполнении публичных договоров. Абзац первый пункта 33 Правил условий приобретения пассажиром билетов на поезд дальнего следования не содержит. Данная норма определяет право перевозчика предоставить платное сервисное обслуживание, которое включается в стоимость проезда в поезде дальнего следования, имеющем в составе вагоны повышенной комфортности. С учетом изложенного, доводы заявителя о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта Закону Российской Федерации "О защите прав потребителей" являются несостоятельными.
Доводы заявителя о том, что билеты без питания в поезде дальнего следования, имеющем в составе вагоны повышенной комфортности, заканчиваются первыми, за несколько дней до отправления поезда можно приобрести только билеты с сервисным обслуживанием, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку пассажир не лишен возможности приобретения билета на поезд в вагоне "эконом-класса" или на проезд в плацкартном и общем вагоне.
Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации в сфере регулирования гражданских отношений, возникающих при оказании услуг по перевозкам пассажиров на железнодорожном транспорте, и не нарушает права пассажиров, заявление не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление Лусинина A.Л. о признании частично недействующим первого предложения абзаца первого пункта 33 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2005 г. N 111, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Романенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оспаривались положения, касающиеся оказания услуг по ж/д перевозкам пассажиров.
Исходя из них, в поезде дальнего следования, который имеет в составе вагоны повышенной комфортности, пассажиру предоставляется платное сервисное обслуживание.
Стоимость такого обслуживания в этом случае включается в цену проезда.
По мнению заявителя, эти положения противоречат Закону о защите прав потребителей.
Они предусматривают включение в стоимость билета платы за сервисное обслуживание, которое по сути является дополнительной услугой. Без внесения денег за нее невозможно заключить договор перевозки.
ВС РФ не согласился с такими доводами и указал следующее.
Исходя из законодательства о естественных монополиях, тарифному регулированию подлежат услуги по ж/д перевозкам пассажиров лишь в плацкартных и общих вагонах.
Между тем в оспариваемых нормах установлено право перевозчика на включение платного сервисного обслуживания в стоимость проезда пассажира в поезде дальнего следования, который имеет в составе вагоны повышенной комфортности.
Данная сфера услуг не подлежит государственному тарифному регулированию в соответствии с законодательством. Следовательно, перевозчики вправе самостоятельно определять их состав и стоимость.
Закон о защите прав потребителей запрещает обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением других.
Навязывание в той или иной мере дополнительных услуг и товаров является нарушением.
В то же время оспариваемые нормы не содержат условия приобретения пассажиром билетов на поезд дальнего следования.
Эти положения лишь определяют право перевозчика предоставить платное сервисное обслуживание, которое включается в стоимость проезда в указанном случае.
Решение Верховного Суда РФ от 26 сентября 2011 г. N ГКПИ11-937
Текст решения официально опубликован не был
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 29 ноября 2011 г. N КАС11-661 настоящее решение оставлено без изменения