Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 сентября 2011 г. N 73-Г11-8
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Горчаковой Е.В., Калининой Л.А.,
при секретаре Алёшиной П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Давыдова В.П. на решение Верховного суда Республики Бурятия от 5 июля 2011 года, которым отказано в удовлетворении требований Давыдова В.П. о признании противоречащим федеральному законодательству постановления Правительства Республики Бурятия от 9 ноября 2006 года N 359 "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в форме денежных выплат".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пирожкова В.Н., возражения на кассационную жалобу представителя Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия Шатаева A.M., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Правительством Республики Бурятия 9 ноября 2006 года принято постановление N 359 "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в форме денежных выплат", которым утверждено Положение о порядке предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по приобретению твердого топлива в форме денежных выплат.
Названное постановление официально опубликовано в издании "Бурятия" от 14 ноября 2006 года N 213.
Пунктом 1 Положения о порядке предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по приобретению твердого топлива в форме денежных выплат, предписано, что данное положение определяет порядок предоставления отдельным категориям граждан установленных федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по приобретению твердого топлива.
Согласно пункту 9 рассматриваемого положения размер денежных выплат определяется в соответствии с федеральными законами, законами Республики Бурятия, дающими основание для предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по приобретению твердого топлива.
Если фактическое потребление коммунальных услуг, определяемое исходя из размера жилого помещения и показаний приборов учета, менее установленных нормативов, то меры социальной поддержки предоставляются в пределах фактически занимаемого жилого помещения и фактического потребления коммунальных услуг.
При предоставлении мер социальной поддержки без применения норм жилой площади и нормативов потребления коммунальных услуг размер денежной выплаты определяется исходя из доли расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, в составе общих расходов, приходящихся на всех граждан, зарегистрированных в данном жилом помещении.
Давыдов В.П., являющийся инвалидом 2 группы, обратился в суд с заявлением о признании несоответствующим федеральному закону постановления Правительства Республики Бурятия от 9 ноября 2006 года N 359, в обоснование своих требований ссылаясь на то, что установленный в оспариваемом акте порядок компенсации ему, как инвалиду, расходов по коммунальным услугам не соответствует положениям Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов".
По мнению заявителя, установленный порядок влечет необоснованное уменьшение размера причитающихся ему выплат и ставит выплату такой компенсации в зависимость от фактического потребления им коммунальных услуг. Вместе с тем, законодатель установил единый федеральный минимум мер социальной поддержки инвалидов, который Правительство Республики Бурятия незаконно уменьшило, чем ущемило его права.
Решением Верховного суда Республики Бурятия от 5 июля 2011 года отказано в удовлетворении требований Давыдова В.П. о признании противоречащим федеральному законодательству постановления Правительства Республики Бурятия от 9 ноября 2006 года N 359 "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в форме денежных выплат".
В кассационной жалобе Давыдов В.П. просит об отмене судебного решения, считая его незаконным и необоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены или изменения решения суда в связи со следующим.
Согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью (статья 2); в Российской Федерации как социальном государстве обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются гарантии социальной защиты, гарантируется социальное обеспечение в случаях, предусмотренных законом (статьи 7 и 39); в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (статья 55, часть 2); защита прав и свобод человека и социальная защита, включая социальное обеспечение, являются предметами совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72 пункты "б", "ж" части 1).
По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Такие законы и подзаконные акты, согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно преамбуле Федерального закона Российской Федерации от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", предусмотренные данным Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов, являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона N 181-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, данного Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право принятия в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (подпункт 2 статьи 5 рассматриваемого закона).
Статьей 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предписано осуществить необходимые организационные меры, обеспечивающие предоставление льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, в том числе, по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с Правилами, утвержденными названным постановлением (пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 27 июля 1997 года N 901).
Из системного анализа приведенных положений федерального законодательства следует, что постановление от 9 ноября 2006 года N 359 "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в форме денежных выплат" принято Правительством Республики Бурятия в пределах предоставленных ему полномочий.
Статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что инвалидам и семьям, имеющим детей- инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В развитие данных предписаний федерального закона оспариваемым постановлением Правительства Республики Бурятия предусмотрено, что если фактическое потребление коммунальных услуг, определяемое исходя из размера жилого помещения и показаний приборов учета, менее установленных нормативов, то меры социальной поддержки предоставляются в пределах фактически занимаемого жилого помещения и фактического потребления коммунальных услуг (пункт 9 Положения о порядке предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по приобретению твердого топлива в форме денежных выплат).
Довод жалобы о том, что Правительством Республики Бурятия уменьшен федеральный минимум социальной поддержки категории граждан, к которой относится заявитель, не влечет отмену оспариваемого судебного акта.
Так, из анализа норм федерального законодательства, в частности, Федерального закона от 12 января 1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федерального закона от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", Федерального закона от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии 1957 года на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", следует, что федеральным законодателем не устанавливается единый минимум социальной поддержки той или иной категории граждан, а предусматриваются определенные меры такой поддержки, которые определяются в процентном соотношении к сумме оплаты за жилье и коммунальные услуги.
Судом установлено, что Давыдов В.П. имеет приборы учета горячей и холодной воды, в связи с чем ему предоставляется мера социальной поддержки как инвалиду в форме денежной выплаты в размере 50 процентов от размера оплаты коммунальных услуг, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг в соответствии с показаниями приборов учета, что не противоречит требованиям федерального законодательства.
Несостоятельным также является указание в кассационной жалобе на постановление Конституционного суда Республики Бурятия от 17 сентября 2008 года по делу о проверке конституционности пункта 1 постановления Правительства Республики Бурятии от 19 марта 2007 года N 79 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Бурятия от 9 ноября 2006 года N 359 "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в форме денежных выплат", принятого по жалобе Давыдова В.П., в связи с которым, по мнению заявителя, являются незаконными изменения, внесенные подпунктом 1.1.2 пункта 1 постановления от 19 марта 2007 года N 79 в пункт 9 Положения о порядке предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по приобретению твердого топлива в форме денежных выплат, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 9 ноября 2006 года N 359.
Как следует из содержания упомянутого постановления Конституционного суда Республики Бурятия, подпункт 1.1.2 пункта 1 постановления Правительства Республики Бурятия от 19 марта 2007 года N 79 признан соответствующим Конституции Республики Бурятия, в связи с чем доводы жалобы в данной части не свидетельствуют о незаконности решения суда.
Иные доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании закона, регулирующего спорные правоотношения, в связи с чем не могут повлечь отмену постановленного судебного решения.
Позиция суда первой инстанции аргументирована ссылками на нормы права и подтверждается материалами дела, в связи с чем у Судебной коллегии не имеется оснований для признания решения суда незаконным и необоснованным и его отмены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного суда Республики Бурятия от 5 июля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Давыдова В.П. - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Н. Пирожков |
Судьи |
Е.В. Горчакова |
|
Л.А. Калинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 сентября 2011 г. N 73-Г11-8
Текст определения официально опубликован не был