Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 сентября 2011 г. N 49-Г11-60
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
в составе председательствующего Пирожкова В.Н., судей Анишиной В.И., Горчаковой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационным жалобам Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан и представителя президента Республики Башкортостан Гадилова М.В. на решение Верховного суда Республики Башкортостан от 4 июля 2011 года, которым удовлетворено заявление прокурора Республики Башкортостан о признании недействующими пунктов 43, 57, 62 приложения "Размер потенциально возможного дохода индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента на территории Республики Башкортостан" к Закону Республики Башкортостан от 1 октября 2007 года N 465-3 "О применении индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента на территории Республики Башкортостан".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пирожкова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан 27 сентября 2007 года принят и 1 октября 2007 года подписан президентом Республики Башкортостан Закон N 465-з "О применении индивидуальными предпринимателями упрощённой системы налогообложения на основе патента на территории Республики Башкортостан" с приложением "Размер потенциально возможного годового дохода индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощённую систему налогообложения на основе патента на территории Республики Башкортостан".
Закон официально опубликован в издании "Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан" от 20 октября 2007 года N 20 (266) ст. 1001.
Государственным Собранием Республики Башкортостан 16 декабря 2008 года принят и 17 декабря 2008 года подписан президентом Республики Башкортостан Закон от N 82-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О применении индивидуальными предпринимателями упрощённой системы налогообложения на основе патента на территории Республики Башкортостан".
Статьей 1 Закона Республики Башкортостан N 465-3 установлена возможность применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента на территории Республики Башкортостан.
В статье 2 этого же закона определены размеры потенциально возможного годового дохода индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощённую систему налогообложения на основе патента на территории Республики Башкортостан, в зависимости от места ведения предпринимательской деятельности по каждому виду предпринимательской деятельности согласно приложению к рассматриваемому закону.
Пункт 43 приложения к Закону N 465-з "Размер потенциально возможного годового дохода индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощённую систему налогообложения на основе патента на территории Республики Башкортостан" содержит размеры потенциально возможного годового дохода индивидуальных предпринимателей по виду предпринимательской деятельности - автотранспортные услуги, которые различаются в зависимости от того, оказываются ли автотранспортные услуги по перевозке грузов (на единицу автотранспортного средства, используемого для перевозки грузов) или автотранспортные услуги по перевозке пассажиров (на единицу посадочного места).
В пункте 57 названного приложения установлены размеры дохода для индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по передаче во временное владение и (или) в пользование гаражей, собственных жилых помещений, а также жилых помещений, возведённых на дачных земельных участках: комнат и жилых помещений, возведённых на дачных земельных участках, 1-комнатных, 2-комнатных, 3-комнатных и более 3-комнатных квартир и коттеджей, а также гаражей.
Пункт 62 упомянутого приложения определяет размеры дохода для индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги общественного питания через объекты организаций общественного питания, имеющие залы обслуживания посетителей и не имеющие такие залы.
Прокурор Республики Башкортостан обратился в суд с заявлением, в котором просил признать недействующими приведенные положения пунктов 43, 57 и 62 приложения к Закону N 465-з "Размер потенциально возможного годового дохода индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощённую систему налогообложения на основе патента на территории Республики Башкортостан", ссылаясь на их противоречие статье 346.25.1 Налогового кодекса РФ, предусматривающей, что размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода устанавливается на календарный год законами субъектов Российской Федерации по каждому из видов предпринимательской деятельности, по которому разрешается применение индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента, при этом допускается дифференциация такого годового дохода с учетом особенностей и места ведения предпринимательской деятельности индивидуальными предпринимателями на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Таким образом, возможность установления законом субъекта Российской Федерации дифференциации годового дохода в зависимости от вида осуществляемой деятельности Налоговым кодексом РФ не предусмотрена. Несмотря на это, оспариваемым законом Республики Башкортостан размер потенциально возможного годового дохода индивидуальных предпринимателей дифференцирован по подвидам деятельности: для деятельности по оказанию автотранспортных услуг в зависимости от вида перевозок, для деятельности по оказанию услуг общественного питания через объекты организации общественного питания в зависимости от наличия (отсутствия) залов обслуживания посетителей, для деятельности по оказанию услуг по передаче во временное владение и (или) пользование гаражей, собственных жилых помещений, а также жилых помещений, возведенных на дачных участках, в зависимости от размера указанных объектов недвижимости.
Решением Верховного суда Республики Башкортостан от 4 июля 2011 года заявление прокурора удовлетворено, признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления в законную силу решения суда пункты 43, 57, 62 приложения к Закону Республики Башкортостан N 465-з "О применении индивидуальными предпринимателями упрощённой системы налогообложения на основе патента на территории Республики Башкортостан" "Размер потенциально возможного годового дохода индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощённую систему налогообложения на основе патента на территории Республики Башкортостан".
В кассационных жалобах Государственное Собрание Курултай Республики Башкортостан и представитель президента Республики Башкортостан Гадилов М.В. ставят вопрос об отмене судебного решения, считая его незаконным и необоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно статье 1 Налогового кодекса РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из данного кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах; законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с Налоговым кодексом РФ (пункт 4 статьи 1).
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.25.1 Налогового кодекса РФ индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, указанные в пункте 2 данной статьи, вправе перейти на упрощенную систему налогообложения на основе патента.
Пунктом 2 рассматриваемой статьи в качестве видов предпринимательской деятельности, при осуществлении которых индивидуальные предприниматели вправе перейти на упрощенную систему налогообложения на основе патента, указаны автотранспортные услуги (подпункт 38), передача во временное владение и (или) в пользование гаражей, собственных жилых помещений, а также жилых помещений, возведенных на дачных земельных участках (подпункт 56) и услуги общественного питания (подпункт 62).
На основании пункта 6 статьи 346.25.1 Налогового кодекса РФ годовая стоимость патента определяется как соответствующая налоговой ставке, предусмотренной пунктом 1 статьи 346.20 названного кодекса, процентная доля установленного по каждому виду предпринимательской деятельности, предусмотренному пунктом 2 указанной статьи, потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода.
Размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода устанавливается на календарный год законами субъектов Российской Федерации по каждому из видов предпринимательской деятельности, по которому разрешается применение индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента. При этом допускается дифференциация такого годового дохода с учетом особенностей и места ведения предпринимательской деятельности индивидуальными предпринимателями на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 7.1 статьи 346.25.1).
Из системного анализа изложенных предписаний закона следует, что Налоговым кодексом РФ предусмотрено право субъектов Российской Федерации путем принятия соответствующих законов устанавливать размер потенциально возможного к получению годового дохода индивидуального предпринимателя по тем видам деятельности, которые предусмотрены указанным кодексом, с возможностью дифференциации годового дохода с учетом особенностей и места ведения предпринимательской деятельности на территории субъекта РФ. Вместе с тем, правом самостоятельно определять какие-либо виды деятельности, при осуществлении которых индивидуальные предприниматели могут перейти на упрощенную систему налогообложения на основе патента, субъекты Российской Федерации Налоговым кодексом РФ не наделены.
При таких обстоятельствах правильным является вывод суда о противоречии оспариваемых норм действующему федеральному законодательству.
Доводы о том, что законодателем Республики Башкортостан в оспариваемом акте не устанавливаются подвиды экономической деятельности, а определена дифференциация базовой доходности с учетом особенностей ведения предпринимательской деятельности, предоставляющей различный ассортимент оказываемых услуг (автотранспортные услуги по перевозке грузов и перевозке пассажиров, услуги общественного питания через объекты общественного питания, имеющие залы для обслуживания и без них и т.п.) выводов суда не опровергают, поскольку основаны на ошибочном толковании закона.
В частности, из Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, утвержденного приказом Ростехрегулирования от 22 ноября 2007 года N 329-ст, следует, что деятельность по оказанию услуг пассажирского автотранспорта и грузового автотранспорта, услуги по передаче во временное владение и (или) в пользование гаражей, собственных жилых помещений, а также жилых помещений, возведённых на дачных земельных участках: комнат и жилых помещений, возведённых на дачных земельных участках, 1-комнатных, 2-комнатных, 3-комнатных и более 3-комнатных квартир и коттеджей, а также гаражей, а также услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания, имеющие залы обслуживания посетителей, и через объекты, не имеющие залов обслуживания посетителей, представляют собой самостоятельные виды деятельности, которые субъекты Российской Федерации не могут устанавливать при решении вопроса о возможности применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента. Перечень таких видов предпринимательской деятельности установлен пунктом 2 статьи 346.25.1 Налогового кодекса РФ и законом субъекта РФ дополнен быть не может.
В свою очередь к особенностям ведения предпринимательской деятельности относятся ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность осуществления деятельности, режим работы и т.п.; к местам ведения предпринимательской деятельности - городские округа, городские поселения, сельские поселения и т.д. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 14 января 2010 года N 03-11-03/1/01.
Позиция суда первой инстанции аргументирована ссылками на нормы права и подтверждается материалами дела, в связи с чем у Судебной коллегии не имеется оснований для признания решения суда незаконным и необоснованным и его отмены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного суда Республики Башкортостан от 4 июля 2011 года оставить без изменения, кассационные жалобы Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан и представителя президента Республики Башкортостан Гадилова М.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 сентября 2011 г. N 49-Г11-60
Текст определения официально опубликован не был