Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 сентября 2011 г. N 42-Г11-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Горчаковой Е.В., Ксенофонтовой О.А.
при секретаре Алёшиной П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Правительства Республики Калмыкия на решение Верховного суда Республики Калмыкия от 19 июля 2011 года, которым частично удовлетворены требования Литвиненко Н.Ф. о признании недействующими пунктов 3 и 16 Порядка установления размера, условий и возмещения расходов, связанных с предоставлением компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений сельской местности, рабочих поселков (поселков городского типа), утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 18 мая 2011 года N 134.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пирожкова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Правительства Республики Калмыкия от 18 мая 2011 года N 134 утвержден Порядок установления размера, условий и возмещения расходов, связанных с предоставлением компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений сельской местности, рабочих поселков (поселков городского типа) (далее - Порядок).
Названное постановление официально опубликовано в издании "Хальмг Унн" от 25 мая 2011 года N 85.
Пунктом 3 Порядка установлено, что денежная компенсация педагогическим работникам предоставляется в размере 100 процентов стоимости оплаты жилого помещения, отопления и освещения, рассчитанной на получателя льготы в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Республики Калмыкия, и нормативов потребления указанных услуг, утверждаемых уполномоченными органами исполнительной власти Республики Калмыкия, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и в соответствии с ценами на твердое топливо, установленными уполномоченным органом исполнительной власти Республики Калмыкия.
Согласно пункту 16 рассматриваемого нормативного акта в случае изменения состава семьи, основания получения денежной компенсации, либо иных обстоятельств, влияющих на объем и условия предоставляемой денежной компенсации, педагогические работники обязаны известить орган социальной защиты населения в течение десяти дней со дня наступления указанных изменений и представить документы, подтверждающие изменения.
Литвиненко Н.Ф., являющийся бывшим педагогическим работником (в настоящее время - пенсионером), проживающим в сельской местности, обратился в суд с заявлением о признании недействующими с 1 января 2011 года пунктов 3 и 16 названного Порядка, ссылаясь на противоречие оспариваемых положений статье 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании".
По мнению заявителя, установив такой порядок предоставления компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг, Правительство Республики Калмыкия нарушило право педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности, на получение компенсации в размерах, покрывающих их затраты на оплату жилья и коммунальных услуг в полном объеме и без какого-либо ограничения, предоставленное им федеральным законодательством.
Решением Верховного суда Республики Калмыкия от 19 июля 2011 года требования Литвиненко Н.Ф. частично удовлетворены.
Признан недействующим пункт 3 Порядка установления размера, условий и возмещения расходов, связанных с предоставлением компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений сельской местности, рабочих поселков (поселков городского типа), утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 18 мая 2011 года N 134 с 18 мая 2011 года.
Признан недействующим пункт 16 упомянутого Порядка в части слов "состава семьи" с 18 мая 2011 года.
В кассационной жалобе Правительство Республики Калмыкия просит об отмене судебного решения, считая его незаконным и необоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.
Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" в абзаце третьем пункта 5 статьи 55 слова "на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)" исключены, а словосочетание "законодательными актами субъектов Российской Федерации" заменены на "законодательством субъекта Российской Федерации".
С учетом внесенных изменений норма статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", регламентирующая права работников образовательных учреждений и меры их социальной поддержки, предусматривает, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Удовлетворяя заявление, суд правильно исходил из того, что федеральным законодательством установлено право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) без каких-либо ограничений, в частности, размером занимаемой жилой площади и нормативами потребления коммунальных услуг. Субъекты Российской Федерации, реализуя свои полномочия по определению размера, условий и порядка возмещения расходов, возникающих в связи с предоставлением педагогическим работникам мер социальной поддержки, не могут снижать определенный федеральным законодательством уровень их социальной поддержки.
Как следует из оспариваемых пунктов 3 и 16 Порядка установления размера, условий и возмещения расходов, связанных с предоставлением компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений сельской местности, рабочих поселков (поселков городского типа), утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 18 мая 2011 года N 134, предоставляемые педагогическим работникам меры социальной поддержки по оплате жилой площади, отопления и освещения зависят от размера жилой площади и количества проживающих с педагогическим работником членов семьи, что не обеспечивает полного возмещения расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, на которое педагогические работники имеют право в соответствии с федеральным законодательством.
При таком положении дел правильным является вывод суда об удовлетворении заявленных требований. Позиция суда первой инстанции аргументирована ссылками на нормы права и подтверждается материалами дела, в связи с чем у Судебной коллегии не имеется оснований для признания решения суда незаконным и необоснованным и его отмены.
Доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании закона, регулирующего спорные правоотношения, в связи с чем не могут повлечь отмену постановленного судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного суда Республики Калмыкия от 19 июля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Республики Калмыкия - без удовлетворения
Председательствующий |
В.Н. Пирожков |
Судьи |
Е.В. Горчакова |
|
О.А. Ксенофонтова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 сентября 2011 г. N 42-Г11-3
Текст определения официально опубликован не был