Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Конституционного Суда РФ от 17 октября 2011 г. N 22-П "По делу о проверке конституционности частей первой и второй статьи 133 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.А. Тихомировой, И.И. Тихомировой и И.Н. Сардыко"

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Согласно ч. 1 ст. 133 УПК РФ право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством полностью независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда. В ч. 2 данной статьи определены категории лиц, имеющих право на реабилитацию.

Эти нормы неконституционны в той мере, в какой они по сложившейся правоприменительной практике служат основанием для отказа лицу, в отношении которого выдвигалось частное обвинение, в возмещении государством вреда, причиненного незаконными и (или) необоснованными судебными решениями.

Только суд (судья) может возложить уголовную ответственность и назначить наказание. Это порождает обязанность государства возместить вред, причиненный при отправлении правосудия (независимо от того, является ли судебное решение следствием незаконности уголовного преследования либо результатом заблуждения или злоупотребления самого суда). В законодательстве нет положений, исключающих ответственность государства за неправомерные действия (бездействие) и решения суда по той лишь причине, что уголовное преследование осуществлялось в частном порядке.

На практике возможность возместить вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти (их должностных лиц), фактически признается только для подозреваемых и обвиняемых, уголовное преследование которых осуществлялось в публичном и частно-публичном порядке. Немотивированные различия в основаниях реабилитации лиц, относящихся к одной категории, нарушают конституционный принцип равенства.

В федеральное законодательство должны быть внесены соответствующие поправки.


Постановление Конституционного Суда РФ от 17 октября 2011 г. N 22-П "По делу о проверке конституционности частей первой и второй статьи 133 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.А. Тихомировой, И.И. Тихомировой и И.Н. Сардыко"



Текст Постановления опубликован в "Российской газете" от 26 октября 2011 г. N 240, в Собрании законодательства Российской Федерации от 24 октября 2011 г. N 43 ст. 6123, в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", 2011 г., N 6