Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 5 октября 2011 г. N 36-Г11-98
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Калининой Л.A. и Ксенофонтовой О.А.
при секретаре Алешиной П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации Смоленской области на решение Смоленского областного суда от 1 августа 2011 года, которым признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу абзацы 2, 3, 4, 5 пункта 5.1 раздела 5; абзацы 3, 4, 5 пункта 5.2 раздела 5 Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утвержденной постановлением администрации Смоленской области от 2 марта 2011 года N 119, в части установления нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевых нормативов финансового обеспечения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой О.А., объяснения представителей администрации Смоленской области Павленко Ю.В. и Козловой И.Н., поддержавших доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
прокурор Смоленской области обратился в Смоленский областной суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими абзацев 2, 3, 4, 5 пункта 5.1 раздела 5; абзацев 3, 4, 5 пункта 5.2 раздела 5 Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утвержденной постановлением администрации Смоленской области от 2 марта 2011 года N 119, полагая, что они противоречат ст. 20.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, пункту 8 статьи 3 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", базовым положениям Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утвержденной постановлением Правительства РФ от 4 октября 2010 года N 782, поскольку установленные ими нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевые нормативы занижены по сравнению с федеральной программой, что нарушает права граждан Российской Федерации, проживающих на территории Смоленской области, на получение медицинской помощи в объеме, гарантированном федеральной программой.
Решением Смоленского областного суда от 1 августа 2011 года заявление прокурора удовлетворено.
В кассационной жалобе администрации Смоленской области ставится вопрос об отмене указанного решения как незаконного и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении заявления прокурора.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 16 статьи 5 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом РФ от 22 июля 1993 года N 5487-1, к полномочиям федеральных органов государственной власти в области охраны здоровья граждан относятся разработка и утверждение программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающей в себя базовую программу обязательного медицинского страхования.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан относятся разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающей в себя программу обязательного медицинского страхования (пункт 4 статьи 6 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан).
Согласно статье 20.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи определяет виды, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, а также порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь.
В программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи предусматриваются условия оказания медицинской помощи, критерии качества и доступности медицинской помощи.
Утверждение программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи является полномочием Правительства РФ.
В соответствии с программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования.
Территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи могут определять дополнительные условия, виды и объемы оказания медицинской помощи.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", вступившего в силу с 1 января 2011 года, обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования (пункт 1).
Базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им за счет средств обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации медицинской помощи и устанавливающая единые требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования (пункт 8 статьи 3 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-Ф3).
В соответствии с пунктом 4 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ в период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года территориальная программа обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации может включать в себя оказание медицинской помощи при отдельных заболеваниях и состояниях здоровья, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, без соблюдения условия выполнения нормативов, установленных базовой программой обязательного страхования, при сохранении объема финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования не ниже уровня 2010 года, в том числе в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год утверждена постановлением Правительства РФ от 4 октября 2010 года N 782.
Разделом V названной Федеральной программы установлены нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения, порядок формирования и структура тарифов на медицинскую помощь.
Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в соответствии с Программой, рассчитаны исходя из расходов на ее оказание и в среднем составляют:
на 1 вызов скорой, в том числе специализированной (санитарно- авиационной), медицинской помощи - 1710,1 руб.;
на 1 посещение амбулаторно-поликлинических учреждений и других медицинских организаций или их соответствующих структурных подразделений (включая оказание неотложной медицинской помощи) - 218,1 руб., в том числе 169,5 руб. - за счет средств обязательного медицинского страхования;
на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров - 478 руб., в том числе 470,5 руб. - за счет средств обязательного медицинского страхования;
на 1 койко-день в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях - 1380,6 руб., в том числе 1167 руб. - за счет средств обязательного медицинского страхования.
Подушевые нормативы финансового обеспечения, предусмотренные Программой, установлены в расчете на 1 человека в год (без учета расходов федерального бюджета) и составляют в среднем 7633,4 руб., из них:
4102,9 руб. - за счет средств обязательного медицинского страхования;
3530,5 руб. - за счет средств соответствующих бюджетов, предусматриваемых на оказание скорой, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), медицинской помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, медицинской помощи при заболеваниях, передающихся половым путем, туберкулезе, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, в том числе связанных с употреблением психоактивных веществ, а также на содержание медицинских организаций, участвующих в обязательном медицинском страховании, и финансовое обеспечение деятельности медицинских организаций, не участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, указанных в последнем абзаце раздела III Программы.
Разделом I Федеральной программы предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на 2011 год, в которых органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе при условии финансового обеспечения территориальной программы с учетом предусмотренных Федеральной программой соответствующих нормативов определять в территориальной программе дополнительные условия и объемы оказания медицинской помощи.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 4 октября 2010 года N 782 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год" постановлением администрации Смоленской области от 2 марта 2011 года N 119 утверждена Территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год.
Пунктом 5.1 раздела 5 названной Территориальной программы установлены нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, которые в среднем составляют:
на 1 вызов скорой, в том числе специализированной (санитарно- авиационной), медицинской помощи - 831,93 руб. (абзац 2);
на 1 посещение амбулаторно-поликлинических учреждений и других медицинских организаций или их соответствующих структурных подразделений (включая оказание неотложной медицинской помощи) - 142,51 руб., в том числе 139,88 руб. - за счет средств обязательного медицинского страхования (абзац 3);
на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров - 303,38 руб., в том числе 298,8 руб. - за счет средств обязательного медицинского страхования (абзац 4);
на 1 койко-день в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях - 972,27 руб., в том числе 879,99 руб. - за счет средств обязательного медицинского страхования (абзац 5).
Абзацем 3 пункта 5.2 установлены подушевые нормативы финансового обеспечения в расчете на 1 человека в год (без учета расходов федерального бюджета), составляющие в среднем 5792,80 руб., из них
3722,42 руб. - за счет средств обязательного медицинского страхования (абзац 4);
2070,38 руб. - за счет средств областного бюджета, предусматриваемых на оказание скорой, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), медицинской помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, медицинской помощи при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, в том числе связанных с употреблением психоактивных веществ, а также на оплату коммунальных услуг медицинских организаций, участвующих в обязательном медицинском страховании, и финансовое обеспечение деятельности медицинских организаций, не участвующих в реализации Территориальной программы обязательного медицинского страхования (абзац 5).
Сравнительный анализ положений двух программ свидетельствует об установлении субъектом Российской Федерации (Смоленской областью) заниженных по сравнению с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утвержденной постановлением Правительства РФ от 4 октября 2010 года N 782, нормативов объема медицинской помощи.
Учитывая, что в силу положений Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год территориальные программы субъектов Российской Федерации должны соответствовать Федеральной программе, а органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе определять дополнительные условия, виды и объемы оказания медицинской помощи, но не уменьшать гарантированный объем бесплатной медицинской помощи, следует согласиться с выводом суда о противоречии оспариваемых норм Территориальной программы требованиям федерального законодательства.
Доводы кассационной жалобы о формировании Территориальной программы с дефицитом финансового обеспечения и наличии у субъектов Российской Федерации возможности корректирования объемов медицинской помощи с учетом особенностей возрастно-полового состава, уровня и структуры заболеваемости населения субъекта Российской Федерации, климатогеографических условий региона и транспортной доступности медицинских организаций (со ссылкой на письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 декабря 2010 года N 20-2/10/2-12028) не могут явиться основанием к отмене решения суда, поскольку реализация права граждан на гарантированный объем бесплатной медицинской помощи не должна зависеть от наличия средств в бюджете субъекта Российской Федерации, а письмо Минздравсоцразвития РФ не может противоречить федеральному закону.
Ссылка в кассационной жалобе на часть 4 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", вступившего в силу с 1 января 2011 года, предоставляющую субъектам Российской Федерации право включать в территориальные программы обязательного медицинского страхования в период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года оказание медицинской помощи при отдельных заболеваниях и состояниях здоровья, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, без соблюдения условия выполнения нормативов, установленных базовой программой обязательного медицинского страхования, о незаконности принятого судом решения не свидетельствует, поскольку указанная норма применима к заболеваниям и состояниям здоровья, не включенным в базовую программу обязательного медицинского страхования. Оспариваемыми прокурором нормами установлены общие нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевые нормативы финансового обеспечения.
Не усматривая оснований к отмене решения суда по доводам кассационной жалобы, руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Смоленского областного суда от 1 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Смоленской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Калинина Л.A. |
|
Ксенофонтова О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 5 октября 2011 г. N 36-Г11-98
Текст определения официально опубликован не был