Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 сентября 2011 г. N 47-Г11-28
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Еременко Т.И.,
судей Калининой Л.A. и Ксенофонтовой О.А.
при секретаре Алешиной П.В. рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Оренбургской области на решение Оренбургского областного суда от 5 июля 2011 года, которым признан недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу Закон Оренбургской области от 29 декабря 2010 года N 4184/987-1V-ОЗ "О внесении изменений в Закон Оренбургской области "Об областной целевой программе "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области" на 2008-2012 годы".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой О.А., объяснения представителя Законодательного Собрания Оренбургской области Камалиевой С.И., поддержавшей позицию Правительства Оренбургской области, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
первый заместитель прокурора Оренбургской области обратился в Оренбургский областной суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению Закона Оренбургской области от 29 декабря 2010 года N 4184/987-1V-ОЗ "О внесении изменений в Закон Оренбургской области "Об областной целевой программе "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области" на 2008-2012 годы", полагая, что он принят в нарушение требований статьи 179 Бюджетного кодекса РФ, которая с учетом внесенных в нее изменений относит вопрос разработки и утверждения целевых программ с 1 января 2009 года к компетенции исполнительного органа власти. Между тем, изменения в Закон Оренбургской области "Об областной целевой программе "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области" внесены не Правительством Оренбургской области, а Законодательным Собранием Оренбургской области.
Решением Оренбургского областного суда от 5 июля 2011 года заявление первого заместителя прокурора Оренбургской области удовлетворено.
В кассационной жалобе Правительства Оренбургской области ставится вопрос об отмене указанного решения как постановленного с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда подлежащим отмене.
Удовлетворяя заявление прокурора, суд исходил из того, что после внесения изменений в статью 179 Бюджетного кодекса РФ законодательный орган Оренбургской области не вправе был вносить изменения в долгосрочную целевую программу, поскольку с 1 января 2009 года вопросы разработки, утверждения и изменения долгосрочных целевых программ находятся в компетенции исполнительных органов государственной власти.
Согласиться с выводом суда не представляется возможным в силу следующего.
Из материалов дела следует, что 20 декабря 2010 года Законодательным Собранием Оренбургской области принят, 29 декабря 2010 года Губернатором Оренбургской области подписан Закон Оренбургской области N 4184/987-1V-ОЗ, которым внесены изменения в Закон Оренбургской области "Об областной целевой программе "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области" на 2008-2012 годы", утвердивший названную целевую программу.
Предметом регулирования оспариваемого Закона, как правильно установлено судом, являются бюджетные отношения, связанные с финансированием и реализацией областной целевой программы.
Согласно статье 179 Бюджетного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ) долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счёт средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Указанная редакция статьи 179 Бюджетного кодекса РФ действует с 1 января 2009 года (пункт 3 статьи 5 Федерального закона от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ).
В соответствии с ранее действовавшей редакцией долгосрочные целевые программы разрабатывались органом исполнительной власти, органом местного самоуправления и подлежали утверждению соответствующим законодательным (представительным) органом, представительным органом местного самоуправления.
Долгосрочная целевая программа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области" на 2008-2012 годы" утверждена Законом Оренбургской области от 7 ноября 2008 года N 2557/540-1V-ОЗ, принятым до вступления в действие изменений, внесенных в статью 179 Бюджетного кодекса РФ.
Изменения в Закон Оренбургской области от 7 ноября 2008 года внесены также законом, что соответствует статье 56 Закона Оренбургской области "О правовых актах органов государственной власти Оренбургской области", предусматривающей оформление изменений, вносимых в правовой акт Оренбургской области, правовым актом того же вида, в каком издан основной документ.
Учитывая, что Закон Оренбургской области от 7 ноября 2008 года N 2557/540-1V-ОЗ принят до внесения изменений в статью 179 Бюджетного кодекса РФ, принимая во внимание положение подпункта "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", относящее законодательное регулирование к полномочиям законодательного (представительного) органа государственной власти субъектов Российской Федерации, и отсутствие в Бюджетном кодексе РФ переходных положений, касающихся применения законов субъектов Российской Федерации, которыми были утверждены целевые программы, финансирование которых не завершено, Судебная коллегия не усматривает противоречия оспариваемого Закона статье 179 Бюджетного кодекса РФ.
Принимая решение, Судебная коллегия учитывает также отсутствие спора по вопросу внесения изменений в Закон Оренбургской области "Об областной целевой программе "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области" на 2008-2012 годы" между законодательной и исполнительной властью Оренбургской области.
Так, представитель Губернатора Оренбургской области, являющегося председателем Правительства, участвуя в судебном заседании, возражал против удовлетворения заявления прокурора. Кассационная жалоба на решение суда подана Правительством Оренбургской области, о нарушении полномочий которого ставился вопрос прокурором.
Отказывая в удовлетворении заявления прокурора, Судебная коллегия принимает во внимание тот факт, что финансирование мероприятий, предусмотренных программой в 2008-2010 годах, завершено, изменения, касающиеся финансирования мероприятий программы в 2011-2012 годах, внесены постановлением Правительства Оренбургской области от 5 мая 2011 года N 292-пп "О внесении изменений в областную целевую программу "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области" на 2008-2012 годы", т.е. с соблюдением требований статьи 179 Бюджетного кодекса РФ.
Учитывая изложенное, Судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявления первого заместителя прокурора Оренбургской области.
Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Оренбургского областного суда от 5 июля 2011 года отменить, приняв по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления первого заместителя прокурора Оренбургской области о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению Закона Оренбургской области от 29 декабря 2010 года N 4184/987-1V-ОЗ "О внесении изменений в Закон Оренбургской области "Об областной целевой программе "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области на 2008-2012 годы".
Председательствующий |
Еременко Т.И. |
Судьи |
Калинина Л.A. |
|
Ксенофонтова О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 сентября 2011 г. N 47-Г11-28
Текст определения официально опубликован не был