Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 сентября 2011 г. N 47-Г11-30
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Ксенофонтовой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению исполняющего обязанности прокурора Оренбургской области в интересах неопределённого круга лиц о признании противоречащими федеральному законодательству недействующими и не подлежащими применению пунктов 1, 2 статьи 1, абзацев первого и второго пункта 3 статьи 1 Закона Оренбургской области от 28 сентября 2010 г. N 3790/885-IV-ОЗ "О внесении изменений в Закон Оренбургской области "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области государственными полномочиями Оренбургской области по осуществлению и финансовому обеспечению оздоровления и отдыха детей" по кассационному представлению прокурора, участвующего в деле, на решение Оренбургского областного суда от 4 июля 2011 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Закон Оренбургской области от 18 декабря 2009 г. N 3272/752-IV-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области государственными полномочиями Оренбургской области по осуществлению и финансовому обеспечению оздоровления и отдыха детей" (далее - Закон от 18 декабря 2009 г.) в редакции, действующей до октября 2010 г., устанавливал правовые, организационные и финансовые основы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по осуществлению и финансовому обеспечению как оздоровления, так и отдыха детей без указания, в какое конкретное время.
Статья 4 названного закона предусматривала наделение органов местного самоуправления следующими государственными полномочиями:
1) по осуществлению оздоровления и отдыха детей на базе:
загородных стационарных детских оздоровительных лагерей (далее - детские оздоровительные лагеря);
лагерей круглосуточного пребывания (в том числе палаточных), созданных на базе муниципальных учреждений социального обслуживания, образовательных, лечебно-профилактических, спортивных и иных учреждений (далее - детские оздоровительные лагеря);
лагерей дневного пребывания, созданных на базе муниципальных учреждений социального обслуживания, образовательных, лечебно- профилактических, спортивных и иных учреждений;
2) финансовому обеспечению полной или частичной оплаты стоимости:
путёвок в детские оздоровительные лагеря, исходя из средней стоимости путёвки, установленной Правительством Оренбургской области;
набора продуктов питания для детей в лагерях с дневным пребыванием из расчёта стоимости набора продуктов питания, установленной Правительством Оренбургской области;
проезда организованных групп детей и сопровождающих их лиц к местам отдыха, оздоровления и обратно, исходя из фактически сложившихся цен в Оренбургской области;
3) выплате компенсации родителям (законным представителям) за самостоятельно приобретённые путёвки в детские оздоровительные лагеря, исходя из средней стоимости путёвки, установленной Правительством области.
В Закон от 18 декабря 2009 г. внесены изменения Законом Оренбургской области от 28 сентября 2010 г. N 3790/885-IV-ОЗ "О внесении изменений в Закон Оренбургской области "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области государственными полномочиями Оренбургской области по осуществлению и финансовому обеспечению оздоровления и отдыха детей" (далее - Закон от 28 сентября 2010 г.).
Закон от 28 сентября 2010 г. принят постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 15 сентября 2010 г. N 3790, опубликован в издании "Южный Урал" 16 октября 2010 г., N 118-124 (спецвыпуск N 91 с документами Законодательного Собрания Оренбургской области).
Пунктами 1, 2 статьи 1 Закона от 28 сентября 2010 г. в статье 1 Закона от 18 декабря 2009 г. слова "по осуществлению и финансовому обеспечению оздоровления и отдыха детей" заменены словами "по финансовому обеспечению отдыха детей в каникулярное время", в названии и по всему тексту Закона от 18 декабря 2009 г. слова "осуществление и", "оздоровление и" в соответствующих падежах исключены; после слов "отдых детей" в соответствующих падежах дополнительно указаны слова "в каникулярное время".
В соответствии с абзацами первым и вторым пункта 3 статьи 1 Закона от 28 сентября 2010 г. пункты 1 и 2 статьи 4 Закона от 18 декабря 2009 г. изложены в следующей редакции:
"1) по финансовому обеспечению отдыха детей в каникулярное время на базе;
2) финансовое обеспечение отдыха детей в каникулярное время включает в себя:
полную или частичную оплату стоимости путёвок в детские оздоровительные лагеря, исходя из средней стоимости путёвки, установленной Правительством Оренбургской области;
оплату стоимости набора продуктов питания для детей в лагерях с дневным пребыванием из расчёта стоимости набора продуктов питания, установленной Правительством Оренбургской области;
полную или частичную оплату проезда организованных групп детей и сопровождающих их лиц к местам отдыха и обратно, исходя из фактически сложившихся цен в Оренбургской области;
частичную выплату компенсации родителям (законным представителям) за самостоятельно приобретенные путёвки в детские оздоровительные лагеря, исходя из средней стоимости путёвки, установленной Правительством области".
Исполняющий обязанности прокурора Оренбургской области обратился в суд в заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и не подлежащими применению приведённых норм Закона от 28 сентября 2010 г., указав в обоснование заявленных требований, что оспариваемые нормы Закона от 28 сентября 2010 г. приняты с превышением полномочий, предоставленных законодательным органам субъектов Российской Федерации.
Ссылался на положения статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации", согласно которым органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют мероприятия по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление, сохранению и развитию учреждений, деятельность которых направлена на отдых и оздоровление детей.
Кроме того, указал, что в силу подпункта 24.3 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" вопросы организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время) относятся к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Полагает, что организация отдыха детей в каникулярное время, включающая и финансовое обеспечение, в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относится к вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов.
Обжалуемым решением в удовлетворении заявления отказано.
В кассационном представлении ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, и направлении дела на новое рассмотрение.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Отказывая в удовлетворении заявления исполняющего обязанности прокурора Оренбургской области, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт действующему законодательству не противоречит, издан органом государственной власти субъекта в пределах его компетенции, поскольку федеральным законом не установлен прямой запрет на наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по решению вопросов, указанных в подпункте 24.3 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Согласно пунктам "е", "ж", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы воспитания, образования, защиты семьи и детства, семейное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области защиты семьи и детства, а также по вопросам воспитания и образования, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов субъектов Российской Федерации. Такие законы согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно положениям пункта 11 части 1 статьи 15 и пункта 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района и городского округа относится организация отдыха детей в каникулярное время.
Как следует из содержания подпункта 24.3 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999г. N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", введённого Федеральным законом от 17 декабря 2009 г. N 326-ФЗ, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится решение вопросов не только организации отдыха детей (за исключением организации отдыха в каникулярное время), но и обеспечения отдыха и оздоровления детей.
Аналогичное положение содержится и в части 2 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 1996 г. N 124-ФЗ в редакции от 17 декабря 2009 г. "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
В абзаце седьмом статьи 1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации" законодатель отдых детей и их оздоровление определяет как совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований.
Приведённые нормы федерального законодательства свидетельствуют о правильности вывода суда первой инстанции о том, что полномочия по финансовому обеспечению отдыха детей в каникулярное время являются государственными полномочиями субъекта Российской Федерации, что финансовое обеспечение отдыха детей не может быть признано составляющей частью полномочий органов местного самоуправления по организации отдыха детей в каникулярное время.
Проанализировав статью 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", регламентирующую порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, положения Закона от 18 декабря 2009 г. в редакции Закона от 28 сентября 2010 г., суд обоснованно сделал вывод о соответствии оспариваемых правовых норм действующему федеральному законодательству, о том, что Законодательное Собрание Оренбургской области, наделяя органы местного самоуправления государственными полномочиями по решению вопросов финансового обеспечения отдыха детей в каникулярное время, за пределы предоставленных ему полномочий не вышло.
Поскольку противоречий нормам федерального законодательства, в том числе приведённым заявителем в обоснование требований, не установлено, решение суда является законным.
В кассационном представлении не содержится доводов, опровергающих выводы суда.
С учётом изложенного Судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационного представления и отмены правильного решения суда.
Руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Оренбургского областного суда от 4 июля 2011 г. оставить без изменения, кассационное представление участвующего в деле прокурора - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Ксенофонтова О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 сентября 2011 г. N 47-Г11-30
Текст определения официально опубликован не был