Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 октября 2011 г. N 49-Г11-68
Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 19 сентября 2012 г. N 6-ПВ12ПР настоящее определение отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Ерёменко Т.И.,
судей Борисовой Л.B. и Калининой Л.A.
при секретаре Аверине А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Башкортостан о признании недействующими пп. 1 и 2 Указа Президента Республики Башкортостан от 9 марта 2011 г. N УП-93 "О мерах по совершенствованию структуры исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан" по кассационной жалобе Президента Республики Башкортостан на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 22 июля 2011 г., которым заявление прокурора Республики Башкортостан удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.B., объяснения представителей Президента Республики Башкортостан Новикова С.В., Пешкова А.Ю., Валиева А.Г., поддержавших доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
прокурор Республики Башкортостан обратился в суд с заявлением о признании недействующими пп. 1 и 2 Указа Президента Республики Башкортостан от 9 марта 2011 г. N УП-93 "О мерах по совершенствованию структуры исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан", ссылаясь на то, что в оспариваемой части региональный акт противоречит федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Верховным Судом Республики Башкортостан постановлено приведённое выше решение, об отмене которого и принятии нового акта об отказе в удовлетворении заявления просит в кассационной жалобе Президент Республики Башкортостан, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального права и норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу, что имеются основания для отмены решения суда.
Удовлетворяя требование прокурора, суд посчитал, что спор возник по поводу регулирования отношений в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Республики Башкортостан, применил к спорным правоотношениям Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о размещении заказов) и пришёл к выводу о несоответствии оспариваемого акта федеральным нормам, имеющим большую юридическую силу.
С данным выводом суда согласиться нельзя. Суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и, как следствие, применил закон, не подлежащий применению, и не применил закон, подлежащий применению по данному делу.
Суду представлен и в материалах дела имеется Указ Президента Республики Башкортостан от 9 марта 2011 г. N УП-93 "О мерах по совершенствованию структуры исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан" (далее - Указ Президента Республики Башкортостан), официально опубликованный в печатном издании "Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан" 16 июня 2011 г., N 12 (354).
Из наименования, преамбулы и содержания документа следует, что предметом его регулирования являются отношения в области организации системы исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 этого акта Государственный комитет Республики Башкортостан по размещению государственных заказов является республиканским органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд и нужд бюджетных учреждений Республики Башкортостан.
Пунктом 2 этого же акта упомянутому органу исполнительной власти Республики Башкортостан переданы функции Министерства экономического развития Республики Башкортостан по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов.
Правоотношения в указанной сфере на федеральном уровне регламентированы Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ), иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. "н" ч. 1 ст. 72). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч.ч. 2 и 5 ст. 76).
Подпунктом "ж" п. 1 ст. 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ закреплён принцип самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий.
Согласно ст. 17 указанного Федерального закона в субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 82 и 87 Конституции Республики Башкортостан Президент Республики Башкортостан является главой и высшим должностным лицом Республики Башкортостан, издаёт указы и определяет структуру исполнительных органов государственной власти этого субъекта Российской Федерации.
Осуществляя принадлежащие ему полномочия, Президент Республики Башкортостан принял оспариваемый прокурором Указ от 9 марта 2011 г. N УП-93 "О мерах по совершенствованию структуры исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан".
Данный документ не противоречит Федеральному закону от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ и иным нормативным правовым актам в области организации системы органов государственной власти, имеющим большую юридическую силу.
Поскольку судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, применён закон, не подлежащий применению, и не применён закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, решение суда является незаконным и подлежит отмене в соответствии с требованиями пп. 1 и 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ.
В силу ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
С учётом изложенного Судебная коллегия считает возможным, не передавая дело в суд первой инстанции, принять новое судебное постановление об отказе в удовлетворении указанного заявления.
При разрешении данного дела не имеет правового значения довод прокурора о том, что происходит совмещение функций контрольного и уполномоченного органов в одном органе государственной власти. Оспариваемым Указом Президента Республики Башкортостан права и обязанности упомянутых органов исполнительной власти Республики не определены, в связи с чем не подлежат исследованию судом при рассмотрении указанного заявления.
Руководствуясь ст. 360, п. 3 ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 22 июля 2011 г. отменить.
Принять новое решение, которым отказать прокурору Республики Башкортостан в удовлетворении заявления о признании недействующими пп. 1 и 2 Указа Президента Республики Башкортостан от 9 марта 2011 г. N УП-93 "О мерах по совершенствованию структуры исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан".
Председательствующий |
Ерёменко Т.И. |
Судьи |
Борисова Л.B. |
|
Калинина Л.A. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 октября 2011 г. N 49-Г11-68
Текст определения официально опубликован не был
Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 19 сентября 2012 г. N 6-ПВ12ПР настоящее определение отменено