Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 октября 2011 г. N 49-Г11-65
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Ерёменко Т.И.,
судей Борисовой Л.B. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Аверине А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Башкортостан о признании недействующим (в части) постановления Правительства Республики Башкортостан от 20 июля 2007 г. N 200 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" по кассационной жалобе Правительства Республики Башкортостан на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 5 августа 2011 г., которым заявление прокурора Республики Башкортостан удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., объяснения представителя Правительства Республики Башкортостан Калеевой Н.О., поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
прокурор Республики Башкортостан обратился в суд с заявлением о признании недействующими п. 1, абз. 3 п. 2, пп. 3, 6 и 8 постановления Правительства Республики Башкортостан от 20 июля 2007 г. N 200 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также п. 6 приложения N 4 к названному акту, ссылаясь на то, что региональный документ в оспариваемой части противоречит федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Верховным Судом Республики Башкортостан постановлено приведённое выше решение, об отмене которого в части и принятии нового акта об отказе в удовлетворении заявления просит в кассационной жалобе Правительство Республики Башкортостан, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. Заявитель жалобы выразил несогласие с тем, что признаны недействующими п. 1 документа и п. 6 приложения N 4 к нему.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на федеральном уровне осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ), Федеральным законом от 6 октября 1999 г.г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ), иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. "ж" ч. 1 ст. 72). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (чч. 2 и 5 ст. 76).
В соответствии с подп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании п. 6 этой же статьи законами субъекта Российской Федерации в порядке, определённом федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, о которых возник спор.
Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации осуществляется законами субъекта Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации не допускается. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов (ч.ч. 2 и 5 ст. 19). При этом закон субъекта Российской Федерации должен содержать: вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями; перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления; способ (методику) расчёта нормативов для определения общего объёма субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, порядок отчётности, порядок контроля, а также иные вопросы, предусмотренные ч.ч. 6, 6.1 ст. 19 упомянутого Федерального закона.
Из изложенного следует, что на основании актов исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления не могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации. Также упомянутые органы субъекта Российской Федерации не вправе регламентировать вопросы, связанные с передачей указанных полномочий органам местного самоуправления.
Установлено, что постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 июля 2007 г. N 200 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Постановление Правительства Республики Башкортостан), опубликованным в печатном издании "Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан" 11 сентября 2007 г., N 17 (263), принято решение о предоставлении органами местного самоуправления Республики жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
При этом регламентированы вопросы финансирования расходов по исполнению переданного государственного полномочия субъекта Российской Федерации, расчёты нормативов на выделение средств из республиканского бюджета, а также иные вопросы, связанные с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации.
Сопоставив оспариваемые прокурором положения указанного документа, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что данное нормативное правовое регулирование осуществлено Правительством Республики Башкортостан с превышением полномочий, предоставленных высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации действующим законодательством.
В силу императивного указания, содержащегося в п. 1 Постановления Правительства Республики Башкортостан, органы местного самоуправления обязаны предоставлять жилые помещения по договорам социального найма площадью не более 33 кв. м для одиноко проживающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 42 кв. м - на семью из двух человек, являющихся детьми-сиротами, 18 кв. м - на каждого члена семьи при её численности три человека и более, являющихся детьми-сиротами.
Указанное установление, как верно отмечено судом в решении, противоречит требованиям ч. 2 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) о том, что норма предоставления площади жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооружённых Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Нормой предоставления по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (ч. 1 ст. 50 ЖК РФ).
Частью 3 ст. 50 ЖК РФ определено, что федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в ч. 3 ст. 49 этого Кодекса категориям граждан, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что на основании приведённого положения иные, отличные от предусмотренных ч. 2 ст. 50 ЖК РФ нормы предоставления жилой площади указанным выше категориям граждан могут устанавливаться субъектами Российской Федерации, не имеет правового значения для разрешения данного дела. Указанное полномочие предоставлено законодательным органам государственной власти субъекта Российской Федерации, к числу которых не принадлежит Правительство Республики Башкортостан, осуществившее оспариваемое регулирование.
Также несостоятельным является и утверждение о незаконности судебного постановления в части признания недействующим п. 6 приложения 4 к Постановлению Правительствам Республики Башкортостан.
Указанное приложение содержит Порядок постановки на регистрационный учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилого помещения (далее - Порядок). Пункт 6 Порядка предоставляет органам опеки и попечительства право самостоятельно производить действия по постановке на учёт указанных граждан. Какие именно действия, документ не конкретизирует.
Такая редакция не соответствует действующему законодательству, а также требованиям ясности, определённости нормативного правового регулирования. Органы опеки и попечительства не наделены полномочиями по постановке на регистрационный учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Это право принадлежит иным органам, осуществляющим свою деятельность в сфере реализации жилищных прав граждан.
Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признаёт нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применён закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве основания для отмены решения суда в кассационном порядке.
Руководствуясь ст. 360, п. 1 ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 5 августа 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий |
Ерёменко Т.И. |
Судьи |
Борисова Л.B. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 октября 2011 г. N 49-Г11-65
Текст определения официально опубликован не был