Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 октября 2011 г. N 39-Г11-21
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Пирожкова В.Н.,
судей - Анишиной В.И. и Горчаковой Е.В.,
при секретаре - Алешиной П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя Казакова В.В. и Казакова С.В., Акутиной Т.В. на решение Курского областного суда от 28 июля 2011 года, которым отказано в удовлетворении заявления Акутиной Т.В. о признании недействующим абзаца 4 части 1 статьи 3 Закона Курской области от 21 июня 2006 года N 30-ЗКО "О размере и порядке выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством)" (в редакции Закона Курской области от 14 июля 2010 года N 48-ЗКО).
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., объяснения представителя губернатора Курской области по доверенности Лукьянчиковой С.А., возражавшей против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Курской областной Думой принят Закон Курской области от 21 июня 2006 года N 30-ЗКО "О размере и порядке выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством)" (далее - Закон), опубликованный в печатных изданиях "Курская правда", N 99, 11 июля 2006 года; "Курские ведомости", N 7, июль, 2006 года.
Законом Курской области от 14 июля 2010 года N 48-ЗКО, опубликованным в печатном издании "Курская правда", N 82, 20 июля 2010 года, в указанный выше Закон внесены изменения, в том числе статья 3 Закона изложена в новой редакции.
Статьей 3 Закона установлено, что размер денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), определяется исходя из установленных Администрацией Курской области норм материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в областных государственных образовательных учреждениях всех типов и видов, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социального обслуживания Курской области, и ежемесячно составляет (с учетом денежных средств на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек и книг):
на ребенка в возрасте от 12 до 18 лет - 5000 рублей.
Размер денежных средств, указанных в части 1 данной статьи, индексируется 1 раз в год. Индекс устанавливается законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год (часть 2).
Казаков В.В. и Казаков С.В. обратились в Курский областной суд с заявлением о признании не соответствующим федеральному законодательству и недействующим с момента принятия абзаца 4 части 1 статьи 3 Закона Курской области от 15 июня 2006 года N 30-ЗКО (в редакции Закона Курской области от 14 июля 2010 года N 48-ЗКО).
В обоснование заявленных требований указали, что являются сиротами, до 8 октября 2010 года находились под опекой, на их содержание выплачивались средства в соответствии с оспариваемыми нормами закона Курской области. Считают что, оспариваемые положения нормативного правового акта нарушают право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полное государственное обеспечение, так как денежные средства, выплаченные на их содержание опекуну, не соответствовали принципу полного возмещения затрат на питание, комплект одежды, обуви, мягкого инвентаря, общежития и медицинского обслуживания, предоставление которых по установленным нормативам гарантируется федеральным законодательством.
В связи с изложенным заявители полагают, что абзац 4 части 1 статьи 3 обжалуемого Закона противоречит Федеральному закону от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, Федеральному закону от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", поскольку оспариваемой нормой размер опекунского пособия не был увеличен в надлежащем объеме, чтобы обеспечить в полной мере компенсацию затрат, увеличившихся в связи с ростом цен на указанные товары и услуги в Курской области.
Решением Курского областного суда от 28 июля 2011 года в удовлетворении заявления Акутиной Т.В. отказано.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся, в том числе, защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом приоритетной формой устройства детей-сирот в Российской Федерации признано семейное устройство.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости.
До 1 января 2005 года выплату денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государство производило исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона, и они являлись расходными обязательствами, как Российской Федерации, так и субъекта Российской Федерации.
После издания Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в статью 150 Семейного кодекса Российской Федерации были внесены изменения - с 1 января 2005 года на содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и в размере, установленном законами субъектов Российской Федерации. В настоящее время указанное положение закреплено в пункте 3 статьи 148 Семейного кодекса Российской Федерации, введенном Федеральным законом от 24 апреля 2008 года N 49-ФЗ.
В силу подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изменениями от 18 октября 2007 года) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).
Таким образом, вышеназванными федеральными законами субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать и исполнять за счет собственных доходов выплату денежных средств в порядке и размере, которые установлены соответствующими законами субъектов Российской Федерации, при условии, что совокупный объем финансирования соответствующих мер социальной поддержки не будет уменьшен и детям-сиротам за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей будет обеспечено предоставление бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости.
Следовательно, законодательство субъекта Российской Федерации не должно противоречить нормам, установленным в частности статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в которой предусмотрено, что в Российской Федерации устанавливается принцип полного государственного обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, независимо от форм их устройства и включает в себя предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости.
Во исполнение предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий Курской областной Думой принят Закон Курской области от 21 июня 2006 года N 30-ЗКО "О размере и порядке выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством)", который в соответствии с частью 3 статьи 148 Семейного кодекса Российской Федерации определяет размер и порядок выплаты опекуну (попечителю) денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством) (преамбула Закона).
В силу статьи 1 указанного Закона содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), предусматривает обеспечение его питанием, одеждой, обувью, мягким инвентарем, а также денежными средствами на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек и книг.
Отказывая в удовлетворении требований заявителей, суд установил, что Законом Курской области от 14 июля 2010 года N 48-ЗКО внесены изменения в статью 3 оспариваемого Закона, при этом размер опекунского пособия на содержание детей - мальчиков в возрасте 12-18 лет увеличен с 4 574 рублей до 5 000 рублей. При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу, что при принятии положений обжалуемого Закона были соблюдены условия, установленные Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, которые не допускают при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, уменьшения совокупного объема финансирования выплат и ухудшения условий их предоставления, в том числе установления в меньшем размере.
Также частью 2 статьи 3 оспариваемого закона субъекта Российской Федерации предусмотрен порядок индексации указанного пособия: "Размер денежных средств, указанных в части 1 настоящей статьи, индексируется 1 раз в год. Индекс устанавливается законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год".
Ссылки заявителей на то обстоятельство, что размер опекунского пособия установлен без учета норм материального обеспечения детей и не гарантирует реализацию принципа полного государственного обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются необоснованными, поскольку помимо оспариваемого Закона, в целях реализации положений Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органами государственной власти Курской области приняты законодательные и иные нормативные правовые акты, в том числе Закон Курской области от 13 июня 2007 года N 59-ЗКО "О мерах по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", постановление Администрации Курской области от 4 сентября 2008 года N 283 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которые устанавливают дополнительные меры, направленные на полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности, бесплатное обучение и питание по месту учебы, бесплатное медицинское обслуживание, бесплатное общежитие, бесплатное транспортное обслуживание.
На основе анализа приведенного законодательства Судебная коллегия приходит к выводу, что доводы заявительницы о равнозначности понятия полного государственного обеспечения детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и размера пособия, выплачиваемого опекуну (попечителю) на содержание ребенка, не основаны на законе и фактических обстоятельствах дела. Оспариваемая норма не может быть признана противоречащей федеральному законодательству в части обеспечения полного государственного обеспечения детей-сирот, поскольку федеральное законодательство устанавливает принцип предоставления бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости, что не исключает предоставления определенных товаров и услуг бесплатно в натуральной форме, как это и предусмотрено законодательством Курской области.
Таким образом, суд первой инстанции, установив, что оспариваемая норма не противоречит федеральному законодательству, обоснованно принял решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Курского областного суда от 28 июля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Казакова В.В. и Казакова С.В., Акутиной Т.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Анишина В.И. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 октября 2011 г. N 39-Г11-21
Текст определения официально опубликован не был