Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 октября 2011 г. N 58-Г11-23
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Анишиной В.И. и Ксенофонтовой О.А.
при секретаре Алешиной П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе ЗАО "Али" на решение Хабаровского краевого суда от 18 августа 2011 года, которым отказано в удовлетворении заявления ЗАО "Али" о признании недействующим и не подлежащим применению постановления правительства Хабаровского края от 25 ноября 2008 года N 273-ПР "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Хабаровском крае" в части утверждения средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов Хабаровского края по строкам 982, 992 по пятому виду разрешенного использования земельного участка.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой О.А., объяснения представителя министерства имущественных отношений Хабаровского края Квасницкого В.К., возражавшего против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
ЗАО "Али" обратилось в Хабаровский краевой суд с заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению постановления правительства Хабаровского края от 25 ноября 2008 года N 273-ПР "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Хабаровском крае" в части утверждения средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов Хабаровского края по строкам 982, 992 по пятому виду разрешенного использования земельного участка, указав, что в этих строках определена кадастровая стоимость принадлежащего обществу на праве постоянного бессрочного пользования земельного участка.
По мнению заявителя, при проведении государственной кадастровой оценки земель и утверждении ее результатов органом исполнительной власти Хабаровского края не соблюдены требования законодательства, что привело к установлению недостоверных и необоснованных значений удельного показателя кадастровой стоимости 1 квадратного метра земельного участка и его кадастровой стоимости в целом, и как следствие к нарушению прав общества и возложению на него дополнительной обязанности по оплате завышенной стоимости при выкупе участка.
Решением Хабаровского краевого суда от 18 августа 2011 года в удовлетворении заявления ЗАО "Али" отказано.
В кассационной жалобе ЗАО "Али" ставится вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права и вынесении нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.
В соответствии с пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4). Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5). В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков (пункт 8). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10). Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли РФ по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).
Приказом Минэкономразвития и торговли РФ от 15 февраля 2007 года N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, приказом от 28 июня 2007 года N 215 - Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель".
Согласно пункту 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает, в частности, следующие административные процедуры: подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации; формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков; выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктами 9.4, 9.8, 9.9 Административного регламента определено, что после получения от Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации отчета Роснедвижимость проводит его проверку на соответствие методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки. В случае принятия решения о соответствии отчета методическим указаниям Роснедвижимость направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки. После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Руководитель Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации обеспечивает соответствие представленных на утверждение органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, согласованным Роснедвижимостью, после чего происходит утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Проанализировав приведенные нормы, суд пришел к правильному выводу о том, что государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Хабаровского края произведена в соответствии с требованиями федерального законодательства, с соблюдением установленной законом процедуры.
Судом установлено, что отчет, составленный исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земель, проверен Росреестром (ранее Роснедвижимость), на который в соответствии с Административным регламентом возложена соответствующая обязанность, и получил положительное заключение последнего. В материалах дела имеется акт проверки отчета (проверка проводилась в период с 23 января 2009 года по 13 февраля 2009 года), свидетельствующий о соответствии отчета Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года N 39 (л.д. 29, 30).
Оспариваемым постановлением правительства Хабаровского края от 25 ноября 2008 года N 237-ПР утверждены те результаты государственной кадастровой оценки земель, которые получили положительное заключение Росреестра.
Полагая, что вывод суда основан на законе и подтверждается материалами дела, Судебная коллегия не усматривает оснований для несогласия с ним.
Доводы кассационной жалобы ЗАО "Али" не могут явиться основанием к отмене решения, поскольку касаются несоответствия оспариваемых норм постановления Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года N 39, и не опровергают имеющегося в решении вывода суда о том, что проверка правильности проведения работ по государственной кадастровой оценке земель, соблюдения требований названных Методических указаний осуществляется Росреестром.
Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Хабаровского краевого суда от 18 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу ЗАО "Али" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Анишина В.И. |
|
Ксенофонтова О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 октября 2011 г. N 58-Г11-23
Текст определения официально опубликован не был