Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 октября 2011 г. N 80-Г11-8
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Т.И. Ерёменко,
судей Е.В. Горчаковой и Л.B. Борисовой
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Ильиной Е.Н. о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими в части пунктов 5 и 6 Порядка и условий предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому, утвержденных постановлением Правительства Ульяновской области от 28 февраля 2011 года N 78-П "О предоставлении социальных услуг населению в Ульяновской области" по кассационной жалобе Ильиной Е.Н. на решение Ульяновского областного суда от 8 августа 2011 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И.Еременко, объяснения представителя по доверенности, поддержавшего доводы частной жалобы и заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Н.Я. Селяниной, полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Правительством Ульяновской области 28 февраля 2011 года принято постановление N 78-П "О предоставлении социальных услуг населению в Ульяновской области", которым утвержден Порядок и условия предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому.
Постановление Правительства Ульяновской области N 78-П от 28 февраля 2011 года подписано Губернатором - Председателем Правительства Ульяновской области и официально опубликовано в газете "Ульяновская правда" N 23 от 04 марта 2011 года.
Ильина Е.Н., будучи инвалидом 2-й группы, обратилась в Ульяновский областной суд с заявлением об оспаривании пункта 5 и 6 названного Порядка и условий предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому в части приложения к заявлению таких документов, как справки о составе семьи формы N 8 и справки от каждого члена семьи (родственников) заявителя с места работы (службы, учебы) о размерах заработной платы и других доходов (для заявителей, проживающих в семьях или имеющих родственников, обязанных в соответствии с законодательством их содержать), проведения обследования условий проживания заявителя.
В обоснование своего заявления Ильина Е.Н. сослалась на то, что оспариваемые нормы приняты Правительством Ульяновской области в нарушение требований Федерального закона от 02 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", Федерального Закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федерального Закона от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", поскольку указанными нормативными правовыми актами не предусматривается необходимость представления данных документов и проведения обследования условий проживания заявителя. Пунктом 6 в оспариваемой части устанавливается противоправное вторжение в жилище человека.
В судебном заседании Правительство Ульяновской области просило суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решением Ульяновского областного суда от 8 августа 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Ильина Е.Н. просит указанное решение суда отменить ввиду нарушения судом норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене обжалуемого решения суда.
Согласно п. "ж" ч. 1, ч. 2 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.
Основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 10.12.1995 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 7 указанного Федерального закона государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам, определенным настоящим Федеральным законом в порядке и на условиях, которые устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статья 9 данного Федерального закона предусматривает социальное обслуживание на дому, которое осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании. Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально- бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с пунктом 5 статьи 17 Федерального закона от 02.08.1995 года N 122-ФЗ социальное обслуживание на дому осуществляется в порядке, определяемом органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" социальное обслуживание осуществляется социальными службами бесплатно и за плату. Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 16 настоящего Федерального закона.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 16 предусмотрено, что бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания, предоставляется гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, - если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для субъекта Российской Федерации, в котором они проживают.
Таким образом, при решении вопроса о наличии права на бесплатное либо платное социальное обслуживание заявителя учреждениями государственной системы социального обслуживания необходимо выяснение таких обстоятельств, как наличие родственников, обязанных в соответствии с законодательством содержать их, возможность данных лиц обеспечить помощь и уход за заявителем с учетом места жительства, материального положения.
Поскольку оспариваемое в настоящем деле постановление принято Правительством Ульяновской области в пределах предоставленных полномочий, противоречий нормам федерального законодательства не установлено, оснований для признания Порядка и условий предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 28 февраля 2011 года N 78-П "О предоставлении социальных услуг населению в Ульяновской области" не имеется.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования в суде первой инстанции и не нашли подтверждения.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ульяновского областного суда от 8 августа 2011 года - оставить без изменения, а кассационную жалобу Ильиной Е.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.И. Ерёменко |
Судьи |
Е.В. Горчакова |
|
Л.B. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 октября 2011 г. N 80-Г11-8
Текст определения официально опубликован не был