Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию граждан А.Л. Доколина и Б.Г. Лисянского вопрос о возможности принятия их жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации граждане А.Л. Доколин и Б.Г. Лисянский оспаривают конституционность положений следующих постановлений Правительства Российской Федерации:
от 16 декабря 2009 года N 1024 "Об индексации в 2010 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (пункт 1);
от 21 декабря 2007 года N 914 "Об индексации в 2008-2010 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в первоначальной редакции) (пункт 1);
от 3 сентября 2008 года N 655 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации" (пункт 2 Изменений);
от 24 декабря 2008 года N 992 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации" (пункт 2 Изменений);
от 7 июля 2009 года N 545 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации" (пункт 4 Изменений).
По мнению заявителей, указанные положения постановлений Правительства Российской Федерации противоречат статьям 2, 7 (части 1 и 2), 15 (части 1 и 2), 17 (часть 1), 18, 19 (части 1 и 2), 35 (части 1-3), 39 (части 1 и 2), 42, 46 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, поскольку устанавливают размеры компенсационных выплат, которые должны предоставляться гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, что позволяет правоприменительным органам отказывать в индексации данных выплат тем гражданам, которым размеры соответствующих выплат определены на основании решений судов общей юрисдикции и превышают предусмотренные законодательством.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации закрепляет обязанность государства возмещать ущерб, причиненный здоровью или имуществу граждан экологическими правонарушениями (статья 42). Обеспечивая выполнение этой обязанности применительно к гражданам, пострадавшим в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, федеральный законодатель предусмотрел систему мер, направленных на возмещение им вреда, причиненного здоровью в результате этой катастрофы, и иные меры социальной поддержки, включая денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров и ежегодную компенсацию за вред здоровью.
В соответствии с пунктом 13 части первой статьи 14 и частью первой статьи 39 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" размер данных компенсаций для инвалидов II группы составляет 300 и 500 рублей соответственно.
Частью третьей статьи 5 указанного Закона Российской Федерации предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные данным Законом (за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами), ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение названного требования Правительство Российской Федерации своим постановлением от 16 декабря 2009 года N 1024 утвердило правила (порядок) индексации на 2010 год установленных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" размеров компенсаций и иных выплат. Это постановление направлено на конкретизацию размеров индексации и на определение сроков ее проведения и не осуществляет самостоятельного (независимо от закона) регулирования индексации размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в силу чего не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан.
Не нарушают прав граждан и положения данного постановления Правительства Российской Федерации об установлении конкретных размеров компенсационных выплат, поскольку Правительство Российской Федерации, не определяя самостоятельно размеры соответствующих выплат, а применяя указанный в Законе Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" критерий индексации, лишь индексирует предусмотренные названным Законом размеры выплат для удобства правоприменения.
Кроме того, как следует из представленных материалов, ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью заявителям выплачиваются на основании судебных решений в размерах, значительно превышающих установленные законодательством (А.Л. Доколину - в размерах 2057 руб. 83 коп. и 3429 руб. 71 коп. соответственно и Б.Г. Лисянскому - в размерах 1905 руб. 40 коп. и 3175 руб. 66 коп. соответственно).
Настаивая на том, чтобы к данным выплатам применялся критерий индексации, предусмотренный для компенсаций, установленных законодательством в твердых суммах (300 и 500 рублей), заявители по существу ставят вопрос об изменении правового регулирования, что не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, равно как не входит в его полномочия и проверка соответствия постановлений Правительства Российской Федерации федеральному закону.
Что же касается вопроса о конституционности постановлений Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2007 года N 914, от 3 сентября 2008 года N 655, от 24 декабря 2008 года N 992, от 7 июля 2009 года N 545, то вопреки требованиям части второй статьи 96 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" заявителями не представлены документы, подтверждающие применение оспариваемых нормативных правовых актов в их конкретных делах.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы граждан Доколина Александра Лаврентьевича и Лисянского Бориса Георгиевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 20 октября 2011 г. N 1349-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Доколина Александра Лаврентьевича и Лисянского Бориса Георгиевича на нарушение их конституционных прав положениями постановлений Правительства Российской Федерации, касающихся индексации размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)
Текст Определения официально опубликован не был