Указание оперативного характера ЦБР от 13 февраля 2002 г. N 18-Т
"О планировании инспекционной деятельности"
Указанием оперативного характера ЦБР от 28 октября 2002 г. N 144-Т настоящее Указание оперативного характера отменено
См. также Инструкцию ЦБР от 23 февраля 1996 г. N 34 "О порядке проведения проверок кредитных организаций и их филиалов уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)"
Банк России рассмотрел предложения территориальных учреждений Банка России (далее по тексту - территориальные учреждения) по проведению инспекционных проверок кредитных организаций на 2002 год и предлагает в срок до 15 марта внести в них уточнения, исходя из следующего.
1. План инспекционных проверок следует рассматривать как инструмент, служащий задаче наиболее эффективной организации инспекционной деятельности.
Исходя из этого план должен:
1.1. Предусматривать проведение инспекционных проверок кредитных организаций, необходимость осуществления которых определяется:
1.1.1. результатами текущего анализа их финансового состояния, включающих оценку:
- общей финансовой устойчивости;
- степени подверженности банка различным рискам;
- качества функционирования систем управления рисками;
- качества функционирования системы внутреннего контроля;
- достоверности отчетности;
- выполнения требований действующего законодательства и нормативных актов Банка России;
1.1.2. установленной периодичностью проверок кредитных организаций;
1.1.3. результатами предшествующих инспекционных проверок.
1.2. Составляться на финансовый год.
1.3. Базироваться на принципе концентрации ресурсов текущего надзора (инспектирования и документарного надзора) на:
1.3.1. выявлении в процессе текущего анализа сфер повышенного риска, угрожающих, в том числе потенциально, устойчивости кредитных организаций;
1.3.2. проверке на месте характера и уровня рисков, качества управления ими, уровня организации и степени эффективности внутреннего контроля;
1.3.3. проверке состояния учета и достоверности отчетности, исходя из приоритета содержания над формой;
1.3.4. общей оценке ситуации в кредитной организации, содержащей выводы и предложения по характеру надзорного реагирования и(или) режиму надзора.
1.4. Обеспечивать проведение проверки всех сфер деятельности, подверженных повышенным рискам, в каждой кредитной организации, как правило, не реже 1 раза в год, а в кредитных организациях, отнесенных в соответствии с Указанием Банка России от 31.03.2000 N 766-У "О критериях определения финансового состояния кредитных организаций" ко 2 категории по финансовой устойчивости, - в более частые сроки.
1.5. Предусматривать резерв рабочего времени персонала инспектирования для проведения внеплановых проверок, необходимость осуществления которых выявляется в течение года.
1.6. Предусматривать единый временной период проверок головного офиса и филиалов кредитной организации в случаях, когда филиалы включены в состав проверяемых объектов кредитной организации. При том проверки головных офисов и филиалов кредитных организаций должны проводиться в одни и те же сроки.
О проведении проверок кредитных организаций, имеющих филиалы, см. Инструкцию ЦБР от 11 сентября 1997 г. N 65
Примечание. Комплексная инспекционная проверка кредитных организаций, имеющих филиалы, должна охватывать по количеству не менее 20% действующих филиалов. При этом инспекционные проверки филиалов, удельный вес активов которых в суммарных активах кредитной организации составляет менее 3% проверяются по усмотрению территориального учреждения, при удельном весе активов филиалов от 3% до 5% их рекомендуется проверять, а филиалы, удельный вес активов которых в активах кредитной организации в целом составляет 5% и более, подлежат проверке в обязательном порядке.
2. Планы инспекционных проверок не должны содержать пунктов по проведению "комплексных" проверок филиалов, а также проверок филиалов на предмет их "финансового состояния", поскольку попытки "комплексно проверить" или отдельно оценить финансовое состояние филиала кредитной организации являются методически несостоятельными.
В то же время в ходе текущего анализа деятельности филиалов необходимо обращать внимание на выявление недостатков и/или неблагоприятных тенденций в их деятельности, которые могут свидетельствовать как о состоянии дел непосредственно в филиале, так и проблемах в деятельности банка в целом. Соответствующая информация направляется проверяющим территориальным учреждением в территориальное учреждение по месту нахождения головного офиса кредитной организации для принятия надзорных решений.
3. Инициатива планирования инспекционных проверок кредитных организаций, головные офисы и филиалы которых расположены в разных регионах (далее по тексту - межрегиональные проверки), может исходить как от территориальных учреждений по месту нахождения головного офиса, так и от территориальных учреждений по месту нахождения филиалов. При этом решение о включении кредитной организации в план проверок может приниматься только территориальным учреждением по месту нахождения головного офиса. В связи с этим план межрегиональных проверок кредитных организаций должен быть согласован между территориальным учреждением по месту нахождения головного офиса и территориальным(и) учреждением(ями) по месту нахождения филиала(ов).
О возникших в ходе согласования нерешенных вопросах, а также о необходимости привлечь к проверкам специалистов других территориальных учреждений следует информировать Банк России (Департамент банковского регулирования и контроля) для принятия решения по организации проверок. При этом Банком России может быть принято решение о целесообразности привлечения к проверкам кредитных организаций и(или) филиалов специалистов инспектирования любых территориальных учреждений (далее - прикомандированные специалисты).
Примечание: Участие прикомандированных специалистов в проверках допускается с соблюдением гарантий, установленных статьей 259 Трудового кодекса Российской Федерации для отдельных категорий работников при направлении их в служебные командировки.
4. Планы инспекционных проверок должны включать проверки выполнения требований Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" и быть в максимально возможной степени скоординированы с проверками соблюдения кредитными организациями требований валютного законодательства и требований Банка России по обязательному резервированию.
См. также Рекомендации по проведению инспекционных проверок кредитных организаций по вопросам соблюдения требований Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем", утвержденные письмом ЦБР от 6 марта 2002 г. N 27-Т
5. Изложенные в пунктах 1 - 4 подходы должны использоваться и при организации проверок Сбербанка России. При этом целесообразно проводить одновременно инспекционные проверки территориальных банков Сбербанка России и подотчетных им отделений по направлениям деятельности, рекомендованным Московским главным территориальным управлением и территориальным учреждением по месту нахождения территориального банка Сбербанка России.
6. Информация о филиалах кредитных организаций, в которых намечены к проведению проверки в рамках межрегиональных инспекционных проверок, а также о сроках их проведения доводится до территориальных учреждений по месту нахождения соответствующих филиалов территориальными учреждениями по месту нахождения головного офиса. В тех случаях, когда Банк России принимает решение по организации проверок, соответствующая информация доводится до заинтересованных территориальных учреждений, включая информацию о привлечении специалистов инспектирования данного территориального учреждения к проверкам кредитных организаций (филиалов), расположенных в других регионах (по предварительному согласованию с территориальным учреждением, специалисты которого привлекаются к проверке), а также об участии специалистов других территориальных учреждений Банка России в проверках кредитных организаций (филиалов) данного региона.
7. После получения всей необходимой информации для составления плана инспекционных проверок, включая в соответствующих случаях информацию из Банка России, территориальным учреждением формируется проект плана инспекционных проверок на год. Работа по формированию проекта плана проводится территориальными учреждениями в IV квартале отчетного года и должна быть завершена до начала планируемого года. Указанный проект высылается в Банк России (Департамент банковского регулирования и контроля) на согласование. Согласованный проект плана инспекционных проверок утверждается руководителем территориального учреждения. Копия утвержденного плана не позднее 20 января очередного года направляется в Банк России (Департамент банковского регулирования и контроля).
Контроль за выполнением плана осуществляется территориальным учреждением Банка России и Департаментом банковского регулирования и контроля.
8. В течение года территориальные учреждения вправе вносить мотивированные изменения в утвержденные планы инспекционных проверок. Информация о внесении изменения в план инспекционной проверки должна направляться в Банк России (Департамент банковского регулирования и контроля) в течение 5 дней с момента принятия территориальным учреждением такого решения и содержать краткие обоснования изменения плана.
Если возникает необходимость в проведении не предусмотренной планом межрегиональной проверки, ее проведение согласовывается территориальным учреждением по месту нахождения головного офиса кредитной организации с территориальным(ми) учреждением(ями) по месту нахождения филиала(ов). В экстренных случаях допускается согласование такой проверки непосредственно с Банком России. В этом случае вместе с предложением о проведении такой проверки в Банк России (Департамент банковского регулирования и контроля) представляется обоснование необходимости ее проведения.
Примечание: В отдельных случаях, когда проведение межрегиональной проверки не терпит отлагательств допускается начало ее проведения территориальным учреждением по месту нахождения головного офиса без предварительного согласования с территориальными учреждениями по месту нахождения филиалов, в том числе без решения вопросов синхронизации проверок по времени проведения. В таких случаях информация о решении руководителя территориального учреждения провести проверку доводится до Банка России (Департамента банковского регулирования и контроля) с соответствующим обоснованием. Решение о проведении таких проверок может быть принято только руководителем территориального учреждения либо лицом, исполняющим его обязанности.
9. Акты проверок филиалов в пятидневный срок после их подписания направляются с сопроводительным письмом в территориальное учреждение по месту нахождения головного офиса кредитной организации для рассмотрения по существу, подготовки сводной справки (общего акта) по итогам проверки и принятия надзорных решений. В сопроводительном письме должны содержаться выводы о результатах проверки, информация об устранении (неустранении) филиалом выявленных в ходе проверки нарушений, а также возможные предложения надзорного характера.
Территориальное учреждение по месту нахождения головного офиса кредитной организации несет полную ответственность за адекватное и своевременное принятие надзорных решений.
Территориальное учреждение по месту нахождения головного офиса кредитной организации в течение двух недель со дня получения последнего акта инспекционной проверки филиала, включенного в план, составляет на основании актов инспекционных проверок головного офиса и филиалов кредитной организации сводную справку (общий акт) по результатам проверки кредитной организации в целом, определяет финансовое состояние кредитной организации, режим надзора на перспективу и применяет при необходимости меры надзорного реагирования. Копия сводной справки (общего акта) и краткая информация об основных результатах проверки, сделанных оценках и принятых решениях направляется Банку России (Департаменту банковского регулирования и контроля). Сведения о мерах воздействия направляются также в территориальные учреждения по месту нахождения всех филиалов кредитной организации в общеустановленном порядке.
Уточненные с учетом настоящего письма проекты планов проведения инспекционных проверок кредитных организаций на апрель - декабрь 2002 года просим направить до 15 марта 2002 года по системе Ремарт в библиотеку Komb-IN с использованием архиватора САЭД для абонентов 00PBNKSP, 00PBNAMA. Одновременно территориальное учреждение информирует о неурегулированных в ходе согласования между территориальными учреждениями предложениях по межрегиональным проверкам.
Для уточнения планов рекомендуем использовать информацию, размещенную в системе Ремарт (библиотека Kombase/INSP файл inspplxx.lck, где xx - код территориального учреждения).
Требования к порядку передачи планов проведения инспекционных проверок и информации о неурегулированных предложениях по межрегиональным проверкам будут доведены по системе Ремарт дополнительно.
До утверждения планов проверок кредитных организаций на 2002 год инспекционные проверки кредитных организаций и их филиалов проводятся исходя из утвержденных руководителями территориальных учреждений на I квартал текущего года планов проверок с учетом возможных изменений, внесенных в соответствии с настоящим письмом.
Заместитель Председателя Банка России |
В.Н.Горюнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указание оперативного характера ЦБР от 13 февраля 2002 г. N 18-Т "О планировании инспекционной деятельности"
Текст Указания оперативного характера официально опубликован не был
Указанием оперативного характера ЦБР от 28 октября 2002 г. N 144-Т настоящее Указание оперативного характера отменено