Методология основных принципов эффективного банковского надзора*(1)
Базельского комитета по банковскому надзору
(Базель, Швейцария, октябрь 1999 г.)
1. Основные принципы эффективного банковского надзора стали важнейшим международным стандартом пруденциального регулирования и надзора. Подавляющее большинство стран одобрили Основные принципы и объявили о своем намерении внедрить их. В качестве первого шага на пути к их внедрению следует дать оценку возможностям страны соблюдать принципы. Такая оценка должна выявлять слабости в существующей системе надзора и регулирования и создать основу для корректирующих мер, предпринимаемых официальными властями и органами банковского надзора. Эти оценки обычно производятся самими странами или различными внешними организациями.
2. Базельский комитет по банковскому надзору решил не делать свои оценки из-за нехватки необходимых ресурсов. Однако комитет выразил готовность оказывать содействие путем предоставления консультаций и организации обучения персонала. В индивидуальном порядке члены комитета также могут участвовать в оценках, проводимых такими организациями, как МВФ и Всемирный банк, региональные банки развития, региональные органы надзора и частные консультационные фирмы. Не исключаются и "взаимные проверки", когда специалисты по надзору одной страны проводят оценку другой страны, и наоборот.
3. В целях достижения по возможности более объективных и единообразных оценок должны использоваться гармонизированные стандарты для выполнения Основных принципов. Как показывает накопленный опыт, эти принципы могут толковаться в очень широком диапазоне и неправильные интерпретации могут привести к противоречивым оценкам.
4. Именно поэтому на своем заседании в октябре 1998 г. Базельский комитет выступил с инициативой разработать документ о правилах проведения оценок. Он был подготовлен временной рабочей группой, состоящей из представителей учреждений стран - членов Базельского комитета, МВФ и Всемирного банка. При разработке документа проводились консультации с Группой по координации Основных принципов, состоящей из старших инспекторов стран Группы 10 и других стран, МВФ и Всемирного банка.
5. Структура документа выглядит следующим образом: в первой главе излагается предыстория Основных принципов и объясняется необходимость их своевременного и эффективного внедрения; здесь же описываются условия, в которых должны проводиться оценки, а также предпосылки для эффективного банковского надзора, которые должны учитываться при вынесении оценок.
6. Вторая глава посвящена изложению нескольких главных соображений относительно проведения оценки, составления и представления результатов. Здесь же отмечается, что оценщик должен иметь доступ к соответствующей информации, не нарушая при этом правовые требования к инспекторам о сохранении конфиденциальности определенных сведений, а также доступ к широкому кругу организаций и экспертов. В этой главе подчеркивается, что проверка должна учитывать цепочку связанных требований, которые могут относиться к законодательству, пруденциальному регулированию, надзорным нормативам, проверкам на местах и анализу на основе документации, надзорной отчетности и публичному раскрытию информации, а также к свидетельствам о соблюдении или несоблюдении законов. Здесь также подчеркивается важность наличия у надзорного органа необходимых опыта и навыков, ресурсов и приверженности внедрению Основных принципов.
7. В третьей главе подробно рассматривается каждый Основной принцип. Перечисляются все существенные относящиеся к соблюдению критерии. Используются две категории критериев - "обязательные критерии" и "дополнительные критерии". К обязательным критериям относятся те элементы, которые обычно должны иметь место в отдельных странах и которые считаются эффективными для проведения надзора. Дополнительными критериями являются элементы, которые еще более усиливают надзор и которые все страны должны стремиться выполнять. Обязательные критерии и в значительной степени дополнительные критерии извлечены из документа об Основных принципах (сентябрь 1997 г.) и других документов Базельского комитета. Рабочая группа стремилась избегать введения новшеств путем разработки дополнительных концепций или толкований, хотя в некоторых случаях, особенно в части дополнительных критериев, изложение и/или сущность могут быть более точными или подробными по сравнению с предыдущими документами.
8. В целях достижения полного соблюдения принципов обязательные критерии должны в общем и целом выполняться без существенных отклонений. Конечно, могут быть случаи, когда страна сможет показать, что соблюдение принципа было достигнуто другими способами. И наоборот, ввиду специфических условий в отдельных странах обязательные критерии могут не всегда быть достаточными для достижения соблюдения принципа, и поэтому дополнительные критерии и/или другие меры могут также стать необходимыми для осуществления эффективного банковского надзора за тем направлением, к которому относится этот принцип.
9. Например, Базельский комитет приводит в качестве приложения формат, разработанный МВФ и Всемирным банком для проведения своих собственных оценок хода внедрения Основных принципов в отдельных странах.
10. Комитет рассматривает представленные в документе формулировки как непрерывный процесс, в которые по мере накопления опыта будут вноситься уточнения. Совершенствование регулирующих и надзорных стандартов и процедур будет сопровождаться разработкой дополнений и поправок. Таким образом, появится необходимость в периодическом обновлении документа.
__________
*(1) Банк России представляет неофициальный перевод "Методологии Основных принципов эффективного банковского надзора" Базельского комитета по банковскому надзору.
*(2) См. Основные принципы эффективного банковского надзора. Раздел II.
*(3) Примером надлежащих банковских депозитов является депозит, на который не распространяется требование о раскрытии информации по Закону о ценных бумагах.
*(4) Одобрение надзорного органа может означать либо ясно выраженное предварительное одобрение, либо согласие с предварительным уведомлением.
*(5) См. сноску 3.
*(6) В этом документе под управленческой структурой подразумеваются совет директоров и старшее руководство. Комитет представляет себе, что в странах наблюдаются существенные различия в законодательных и регулирующих механизмах в отношении функций совета директоров и старшего руководства. В некоторых странах совет директоров выполняет главную, если не исключительную, функцию наблюдения за исполнительным органом (старшее руководство, общее руководство) с целью обеспечить выполнение последним своих задач. По этой причине в некоторых случаях он называется наблюдательным советом. Это означает, что у совета нет исполнительных функций. И наоборот, в других странах совет наделен более широкой компетенцией в том смысле, что он закладывает структурную основу для руководства банка. Ввиду этих различий понятия "совет директоров" и "старшее руководство" используются в этом документе не для обозначения юридических построений, а скорее, для обозначения двух принимающих решения служб в банке.
*(7) В определение можно включать не только юридически связанные компании, но и финансово связанные компании, например, с общими правами собственности. Физические лица также считаются частями тесно связанных групп, например, когда у них поставлены на карту значительные экономические интересы в группах (например, когда они являются крупными акционерами).
*(8) Исключение могут составлять выгодные условия, являющиеся частью совокупного пакета вознаграждения (например, служащие получают кредиты по льготным процентным ставкам).
*(9) Этот Основной принцип относится к консолидации бухучета, который следует применять тем или иным способом ко всему банку, т.е. не только к цифрам отделений банка, но и к тем дочерним филиалам, в которых банк имеет значительный контрольный пакет акций.
*(10) Надзор банковской группы на консолидированной основе выходит за рамки консолидированного учета. Он подразумевает, что существует охватывающий группу подход к надзору, при котором принимаются в расчет все риски банковской группы независимо от места их учета. Важно при этом заметить, что как консолидированный учет, так и консолидированный надзор являются ключевыми аспектами надзора банковских групп.
______________
*(1) Это приложение было подготовлено аппаратами МВФ и Всемирного банка и публикуется в качестве примера оценочного процесса.
.*(2) В некоторых случаях оценщик может выразить пожелание отметить, что соблюдение полностью достигнуто, за исключением конкретного пункта, над которым ведется работа. В таких случаях в оценке можно констатировать, что "принцип "х" будет полностью соблюден, когда...", но даже тогда в обсуждении должно быть отмечено, насколько важным является это исключение для оценки совокупного соблюдения.
*(3) См. Главу I, пункты 27-32.
*(4)) Качественная оценка стала необходимой, поскольку крупный недостаток в любом важном критерии может быть достаточным для появления серьезных сомнений относительно степени соблюдения.
*(5) При необходимости группы можно объединять, если, к примеру, планируется вносить мало корректирующих изменений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методология основных принципов эффективного банковского надзора Базельского комитета по банковскому надзору (Базель, Швейцария, октябрь 1999 г.)
Перевод методологии является неофициальным и рекомендуется ЦБР для использования в работе
Текст методологии опубликован в "Вестнике Банка России" от 19 апреля 2002 г., N 23