Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Главная часть
10. Главная часть может открываться вступительным пунктом с описанием оцениваемой организации и, если целесообразно, контекста, в котором дается/запрашивается оценка (например, как обоснование затраты на разработку подробной программы достижения полного соблюдения Основных принципов). В этом пункте должны быть также указаны ведущая организация, отвечающая за оценку, отдельные лица, участвующие в проведении оценки, организации, которые они представляют, и уровень их квалификации. В нем также должно быть указано, что настоящий отчет состоит из двух частей - главной части, излагающей выводы и рекомендации, и оценки на основе "принципа за принципом".
11. Во втором пункте должна быть кратко изложена основная информация, использованная при формулировании оценки. Сюда, пожалуй, будут включены все самооценки, соответствующие законы, регулирующие правила, инструкции и обсуждения с надзорным органом, другими отечественными надзорными властями, любыми государственными ведомствами, а также с отечественными банкирами, банковской ассоциацией, аудиторами и другими участниками финансового сектора. В этом пункте также должно быть особо отмечено, какая и почему (если это имело место) не была представлена информация, а также указано на любые вопросы или проблемы, которые могли бы оказать воздействие на точность оценки (например, отсутствие сотрудничества со стороны отечественных надзорных властей или банкиров).
12. Следующий раздел должен излагать выводы и рекомендации. Он обычно начинается с обсуждения вопросов, относящихся к предварительным условиям эффективного банковского надзора, представленным в подразделе "Предварительные условия эффективного банковского надзора"*(3). Обсуждение должно делать акцент на любые слабости и недостатки в этих предварительных условиях и по возможности - на выявление сложностей этих проблем при выполнении Основных принципов. Обсуждение может следовать в русле подобного обсуждения в документе об Основных принципах: 1) макроэкономические вопросы; 2) инфраструктура; 3) рыночная дисциплина; 4) разрешение проблем в банках; 5) государственная страховочная сетка. Вопросы, возникающие из-за проблем в предварительных условиях, могут быть также подняты при обсуждении соблюдения конкретных принципов.
13. Следующий подраздел будет представлен под заголовком "Основные принципы". Он должен состоять из четырех пунктов. В первых двух пунктах должна кратко излагаться использованная методология, и их структура должна быть следующей:
"Оценка выполнения Основных принципов не является и не претендует быть точной наукой. Банковские системы различаются по странам, равно как и отличаются их внутренние условия. Более того, банковская деятельность по всему миру быстро меняется, и столь же ускоренно развиваются теория, политика и образцовая практика надзора. Тем не менее во всем мире признается, что Основные принципы рассматриваются как минимальные стандарты".
"Соблюдение каждого принципа оценивается на качественной основе*(4). Используется оценочная система, состоящая из пяти частей: соблюдается; в основном соблюдается; в значительной степени не соблюдается; не соблюдается; неприменима. Чтобы добиться оценки "соблюдение" принципа, обычно должны выполняться все обязательные критерии без каких-либо существенных упущений. Могут наблюдаться случаи, когда страна может показать, что соблюдение принципа было достигнуто другими различными способами. И наоборот, ввиду специфических условий в отдельных странах обязательные критерии не всегда могут быть достаточными для достижения целей принципа, и поэтому один или более дополнительных критериев и/или другие меры могут также считаться оценщиком основанием для вынесения суждения о том, что достигнуто соблюдение данного принципа. Оценка "в основном соблюдается" выносится при обнаружении только небольших недостатков, которые не считаются достаточными для появления серьезных сомнений относительно способности надзорного органа в достижении целей конкретного принципа. Оценка "в значительной степени не соблюдается" выносится при выявлении недостатка, который считается достаточным для возникновения сомнения относительно способности надзорного органа в достижении соблюдения, но при этом был достигнут существенный прогресс. Оценка "не соблюдается" выносится, когда не отмечается значительного прогресса в достижении соблюдения (к примеру, по принципу 20 - если банки не представляют отчетности на консолидированной основе или когда имеется недостаточная информация, позволяющая определить, что был достигнут существенный прогресс в выполнении соблюдения)".
14. Третий пункт этого раздела является самым главным. С самого начала следует отметить, что хотя законы и регулирующие правила и являются важными аспектами эффективного надзора, они будут представлять ограниченную ценность, если служба надзора не наделена достаточной степенью независимости, способности, компетентности, честности; по сути, в основном должен соблюдаться основной принцип 1. Более того, надзорные власти должны также стремиться выполнять свой мандат. Остальная часть этого пункта должна делать акцент на то, действительно ли выполняются эти предварительные условия.
15. Четвертый пункт должен кратко излагать общую оценку соблюдения Основных принципов. В первом предложении следует указать, сколько принципов подпадает в каждую оценочную категорию. Также следует назвать любые предпринимаемые усилия по достижению соблюдения и как будут обстоять дела с соблюдением после фактической и намеченной реализации этих усилий. Однако не следует давать оценку общему состоянию соблюдения.
16. Затем следует изложить резюме оценки. Оно должно состоять из семи частей, сгруппированных по степени соблюдения и с учетом принимаемых мер по достижению полного соблюдения*(5). Это требует группирования Основных принципов в одну из следующих категорий:
- не соблюдаются и не предпринимаются усилия по достижению соблюдения;
- не соблюдаются, но предпринимаются усилия по достижению соблюдения;
- в значительной степени не соблюдаются и не предпринимаются усилия по достижению соблюдения;
- в значительной степени не соблюдаются, но предпринимаются усилия по достижению соблюдения;
- в основном соблюдаются, но не предпринимаются усилия по достижению полного соблюдения;
- в основном соблюдаются и предпринимаются усилия по достижению полного соблюдения;
- соблюдаются.
17. Для каждого Основного принципа, подпадающего в конкретный заголовок, оценщик должен вставить следующие конкретные сведения: номер принципа; вводное краткое изложение принципов; краткое изложение недостатков и при необходимости краткое описание мер по устранению проблемы. Когда становится ясно, что ни одна из вышеуказанных категорий не подходит к конкретному Основному принципу, об этом должно быть сказано в четвертом пункте. И в этом случае соответствующий Основной принцип не следует вставлять в какую-либо категорию. Следует отмечать любые взаимодействия между принципами. Ниже представлен пример такого раздела.
"В основном соблюдаются и предпринимаются усилия по достижению полного соблюдения":
- принцип 6 (требования к достаточности капитала). Как отмечалось в принципе 12, должны производиться отчисления капитала под рыночные риски. Этот норматив готовится, и его полное выполнение намечено на август 1999 г.;
- принцип 9 (управление информационными системами). Должна быть завершена разработка проекта оценки управления информационными системами банков. Разработка началась, и ее завершение намечено на конец 1999 г."
18. В последнем пункте этого раздела оценщик должен указать на очередность мер по достижению полного соблюдения Основных принципов, включая меры, касающиеся предварительных условий. Акцент следует делать на участки, где были выявлены недостатки, но по которым не предпринимаются действия по достижению полного соблюдения. Поскольку недостатки уже должны были бы обсуждаться, то можно ограничиться только констатацией проблемы. Итак, этот пункт мог быть изложен в следующей редакции:
"Если существующие планы подготовки новых регулирующих правил, форм отчетности, оценок и т.д. выполняются, то следует заняться следующими оставшимися Основными принципами (в порядке очередности):
- принцип 11. Требование к страновому и передаточному рискам;
- принцип 5. Предварительное уведомление о новых крупных инвестициях.
Кроме того, необходимо заняться устранением недостатков в следующих предварительных условиях:
- Закон о залоге;
- Правила аттестации счетных работников".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.