I. Платежный баланс
Платежный баланс Российской Федерации в рассматриваемый период оставался устойчивым, несмотря на ухудшение мировой экономической конъюнктуры. Сказалось снижение оттока частного капитала, происходившего на фоне общей макроэкономической стабилизации в стране, проведения взвешенной курсовой политики.
Мобилизованных иностранных активов было достаточно для полного и своевременного обслуживания внешнедолговых обязательств государства, для дальнейшего накопления валютных резервов.
Счет текущих операций
Профицит счета текущих операций составил 35,1 млрд. долларов США и был на 11,3 млрд. долларов, или на 24%, меньше, чем в 2000 году (46,4 млрд. долларов). Со странами дальнего зарубежья активный баланс равнялся 34,1 млрд. долларов, СНГ - 0,9 млрд. долларов.
Условия внешней торговли для России сложились менее благоприятными по сравнению с предшествующим годом: индекс экспортных цен (по кругу учета ГТК) составил 0,938, импортных - 0,943. Внешнеторговый оборот вырос на 4% - до 157,0 млрд. долларов: экспорт снизился на 2%, импорт увеличился на 20%. Соответственно, положительное сальдо торгового баланса сократилось на 19%.
В условиях замедления темпов роста мировой экономики динамика российского экспорта в значительной степени определялась снижением цен на ряд основных товаров, традиционно поставляемых за рубеж. Увеличение стоимости импорта достигалось исключительно за счет наращивания физических объемов ввозимой продукции, в то время как уровни контрактных цен были ниже аналогичных показателей базисного периода.
Изменение экспорта и импорта товаров в 2001 году по сравнению с 2000 годом
(млрд. долларов США)
|
Прирост (+), снижение (-) - всего |
В том числе за счет изменения |
|
физических объемов |
цен |
||
Экспорт товаров |
-2,4 |
+4,1 |
-6,5 |
Импорт товаров |
+8,9 |
+12,6 |
-3,7 |
Внешнеторговый оборот |
+6,5 |
+16,7 |
-10,2 |
Сальдо торгового баланса |
-11,3 |
-8,5 |
-2,8 |
Экспорт товаров составил 103,2 млрд. долларов, в том числе в страны дальнего зарубежья - 88,1 млрд. долларов(снизился на 4%), в страны СНГ - 15,1 млрд. долларов (увеличился на 6%).
Во втором полугодии 2001 года экспорт в дальнее зарубежье начал сокращаться, что было связано с замедлением темпов роста ВВП в данном регионе. В то же время страны СНГ, экономика которых динамично развивалась, к концу года увеличили импорт товаров из России (на 8% в четвертом квартале по сравнению с первым).
По-прежнему около половины экспорта приходилось на топливно-энергетические товары. Снижение их стоимости по сравнению с базисным периодом определялось динамикой цен на международном рынке нефти. Среднегодовые контрактные цены на российскую нефть уменьшились на 13%, на нефтепродукты - на 17%. Во второй половине года начали снижаться цены на российский природный газ (на 10% в июле-декабре по отношению к первому полугодию), динамика которых традиционно определяется изменением цен на нефть, но с полугодовым отставанием. В результате стоимость поставлявшихся за рубеж топливно-энергетических товаров уменьшилась на 0,5 млрд. долларов.
По прочим товарам снижение составило 1,9 млрд. долларов, что было связано главным образом с сокращением экспорта продукции черной и цветной металлургии (на 2,7 млрд. долларов).
В отличие от ситуации 2000 года, когда стремительный рост контрактных цен на основные экспортируемые товары сопровождался увеличением физических объемов вывоза на 9%, в 2001 году в условиях постепенного снижения цен прирост экспорта в количественном выражении был весьма умеренным (4%).
Наиболее крупными потребителями российских товаров были Германия (9% экспорта России), Италия (7%), Китай (6%), а также Украина, Белоруссия и Нидерланды (по 5%).
Импортировано товаров на 53,8 млрд. долларов, в том числе из стран дальнего зарубежья - на 40,7 млрд. долларов, из стран СНГ- на 13,1 млрд. долларов. Рост стоимости импорта из дальнего зарубежья составил 30%, поставки из стран СНГ сократились на 3%.
Определяющим фактором, как и в базисном периоде, явилось наращивание физических объемов ввоза, составившее 28%. Оно было обусловлено как расширением внутреннего спроса вследствие увеличения доходов экономики (рост ВВП составил 5%, реальных располагаемых денежных доходов населения - 5,8%), так и относительным удешевлением импорта в результате реального укрепления рубля (свыше 15% к 2000 году). Кроме того, увеличению объемов ввозимой из-за рубежа продукции способствовало сокращение среднего уровня контрактных цен на 6%, а также общее уменьшение импортных пошлин в результате их унификации, проведенной в отчетном году.
В товарной структуре импорта увеличилась доля машин, оборудования и транспортных средств (с 31 до 34%). Удельные веса двух других наиболее существенных составляющих - продовольственных товаров, включая сырье для их производства (22%), и продуктов химической промышленности (18%) - остались на уровне предыдущего года.
В географическом распределении продукции, поступающей из-за рубежа, произошло увеличение доли товаров, ввезенных из стран дальнего зарубежья, с 70 до 76% при соответствующем сокращении удельного веса продукции из стран СНГ - с 30 до 24%.
Наиболее крупными поставщиками товаров в Россию были Германия (14%), Белоруссия (10%), Украина (9%), США (8%) и Казахстан (5%).
Баланс услуг сведен с отрицательным сальдо - 10,2 млрд. долларов, его абсолютная величина выросла на 33%. Экспорт увеличился на 9%, импорт - на 20%.
Определяющими для данной категории международных операций являлись составляющие, учитываемые в платежном балансе по статьям "Транспорт" и "Поездки", на долю которых приходилось более 70% оборота внешних услуг.
Экспорт услуг транспорта увеличился на 31%, при этом стоимость перевозок возросла по всем его видам. Удельный вес транспортных услуг в объеме экспорта вырос с 36 до 43%.
Предоставленные иностранцам услуги, связанные с туризмом, частными и деловыми поездками, оценивались в 3,7 млрд. долларов, что на 2% меньше соответствующего показателя базисного периода. Снижение стоимости экспорта объясняется имевшими место структурными изменениями в составе въехавших: доля граждан стран дальнего зарубежья, чьи затраты на посещение России наиболее высоки, уменьшилась на 4 процентных пункта. Кроме того, в распределении по целям поездок произошло сокращение количества продолжительных частных и собственно туристических визитов.
Дальнейший рост импорта услуг, составивший, как отмечалось, 20%, главным образом был обусловлен существенным расширением внутреннего платежеспособного спроса.
Расходы резидентов на поездки за рубеж по сравнению с сопоставимым периодом возросли на 15% и составили 11,8 млрд. долларов. Наиболее значимым фактором был рост числа поездок в страны дальнего зарубежья с деловыми целями (на 20%) и частными визитами (на 11%).
Импорт транспортных услуг увеличился на 28%. По странам дальнего зарубежья он возрос на 38%, по странам СНГ уменьшился на 2%.
Баланс оплаты труда сформировался с положительным сальдо 0,1 млрд. долларов против 0,3 млрд. долларов годом ранее.
Оплата иностранного наемного труда оценивалась в 0,5 млрд. долларов и более чем в два раза превысила уровень 2000 года. Численность нерезидентов, привлеченных в отечественную экономику, выросла на 70%, средний уровень выплат - на 25%.
Доходы россиян, трудоустроенных за рубежом, составили 0,6 млрд. долларов и увеличились на 25%, что было обусловлено ростом как их численности, так и средней заработной платы за счет изменения страновой структуры выезда резидентов.
Дефицит баланса инвестиционных доходов сократился до - 4,0 млрд. долларов (-7,0 млрд. долларов в сопоставимом периоде).
Ожидаемые к получению инвестиционные доходы оценивались в 6,2 млрд. долларов, что на 45% выше уровня 2000 года. Сумма процентов, подлежащих выплате, составила 10,2 млрд. долларов и снизилась на 9%.
Основная нагрузка по текущему обслуживанию внешнедолговых обязательств приходилась на сектор государственного управления. Фактические процентные платежи по федеральному внешнему долгу составили 5,9 млрд. долларов, из них за использование кредитных ресурсов - 3,9 млрд. долларов.
Доходы к выплате по обязательствам банковского сектора сократились на 11 %, а по обязательствам сектора нефинансовых предприятий возросли на 4%.
По текущим трансфертам зафиксировано отрицательное сальдо - 0,3 млрд. долларов. В сравниваемом периоде его величина, будучи положительной, составляла 0,1 млрд. долларов. Размер полученных средств увеличился на 11%, выплаченных - почти на 58%.
Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами
Счет операций с капиталом
Отрицательное сальдо капитальных трансфертов было значительным (-9,4 млрд. долларов) в результате операций, связанных с урегулированием долговых проблем по активам и обязательствам бывшего СССР. Прощена задолженность беднейших стран перед Россией в рамках Парижского клуба кредиторов (на сумму 10,6 млрд. долларов) и осуществлена реструктуризация обязательств перед Чехией и Словакией, одним из результатов которой стало частичное списание (прощение) долга в размере 1,7 млрд. долларов.
Дефицит по трансфертам мигрантов по сравнению с предыдущим годом вырос с -0,1 до -0,5 млрд. долларов, что в основном было обусловлено изменением численности мигрантов: количество въезжающих в Россию на постоянное жительство иностранных граждан резко снизилось (на 46%), в то время как сокращение численности эмигрантов было не столь значительным (на 17%). В итоге стоимость вывезенного эмигрантами имущества и финансовых активов (0,9 млрд. долларов) более чем в два раза превысила соответствующий показатель для въехавших в Россию иммигрантов (0,4 млрд. долларов).
Финансовый счет
Отрицательное сальдо финансового счета (без учета операций, связанных с прощением и взаимозачетом долгов) составило -17,3 млрд. долларов по сравнению с -21,0 млрд. долларов в 2000 году.
Иностранные обязательства сократились на 1,7 млрд. долларов*(1) (в базисном периоде они уменьшились на 0,4 млрд. долларов), отражая дальнейшее снижение долговой нагрузки на экономику.
Структура иностранных инвестиций в Российскую Федерацию в 1996-2001 годах*
(млрд. долларов США)
Вид инвестиций |
1996 г. |
1997 г. |
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
Прямые |
2,5 |
4,9 |
2,8 |
3,3 |
2,7 |
2,5 |
Портфельные |
4,6 |
17,8 |
8,9 |
-1,2 |
1,1 |
-1,1 |
Прочие |
15,3 |
20,8 |
9,3 |
-0,6 |
-4,2 |
-3,1 |
Всего |
22,4 |
43,5 |
21,0 |
1,5 |
-0,4 |
-1,7 |
______________________________
* Нетто-прирост обязательств перед нерезидентами. Знак "-" означает нетто-снижение обязательств перед нерезидентами.
Обязательства федеральных органов управления снизились на 6,6 млрд. долларов.
Общий объем платежей по основной задолженности равнялся 6,3 млрд. долларов. Из них на выплаты по новому российскому долгу, который обслуживался своевременно и в полном объеме, пришлось 4,5 млрд. долларов, в том числе по кредитам международных финансовых организаций - 1,5 млрд. долларов, по долговым ценным бумагам - 1,2 млрд. долларов.
Произведена последняя выплата по резервному кредиту МВФ, привлеченному Правительством Российской Федерации в 1995-1996 годах. Кроме того, Банк России полностью погасил задолженность перед МВФ по механизму компенсационного и чрезвычайного финансирования, причем большая часть выплат (2,4 из 2,8 млрд. долларов) была произведена досрочно с целью нивелирования пика платежей, приходящегося на 2003 год.
Движение задолженности России перед международными финансовыми организациями в 2001 году
(млрд. долларов США)
Механизм кредитования |
Задолженность на 1.01.2001 |
Использовано в отчетном периоде |
Погашено в отчетном периоде |
Курсовая переоценка |
Задолженность на 1.01.2002 |
Кредиты МФО |
18,6 |
0,4 |
4,3 |
-0,3 |
14,3 |
Кредиты МВФ |
11,6 |
0 |
3,9 |
-0,2 |
7,4 |
Кредит системной трансформации, 1993-1994 гг. |
1,5 |
0 |
0,5 |
-0,0 |
1,0 |
Резервный кредит, 1995-1996 гг. |
0,1 |
0 |
0,1 |
-0,0 |
0,0 |
Расширенное кредитование, 1996-1998 гг. |
6,5 |
0 |
0,5 |
-0,2 |
5,8 |
Компенсационное и чрезвычайное финансирование*, 1998 г. |
2,8 |
0 |
2,8 |
-0,0 |
0,0 |
Резервный кредит, 1999 г. |
0,6 |
0 |
0 |
-0,0 |
0,6 |
Кредиты МБРР |
6,8 |
0,4 |
0,4 |
-0,1 |
6,7 |
Кредиты ЕБРР |
0,2 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,2 |
______________________________
* Задолженность Банка России.
Местные органы управления свои обязательства перед нерезидентами также выполняли в установленные сроки: по выпущенным ценным бумагам и привлеченным иностранным кредитам было выплачено 0,8 млрд. долларов.
Фактическая внешняя долговая нагрузка на экономику возросла: отношение объема долговых платежей к экспорту товаров и услуг увеличилось с 9,5 до 11,5%. В то же время в силу устойчивой динамики бюджетных поступлений нагрузка на бюджет снизилась: соотношение фактических платежей в пользу нерезидентов и доходов консолидированного бюджета уменьшилось с 14,8 до 14,3%.
Часть выплат по задолженности бывшего СССР (0,4 млрд. долларов) была перенесена на более отдаленный период. Просроченные платежи по долгу, не подпадающему под условия соглашения с Парижским клубом кредиторов (с учетом погашения ранее накопленной просроченной задолженности) составили 0,3 млрд. долларов.
Объем привлеченных федеральным правительством новых иностранных ресурсов был незначительным: заимствования осуществлялись в основном в рамках уже действующих кредитных линий (0,6 млрд. долларов).
Внешние обязательства банковского сектора выросли на 4,6 млрд. долларов и более чем в три раза превысили аналогичный показатель 2000 года (1,5 млрд. долларов). Приток иностранного капитала в наиболее ликвидной форме - остатках на счетах и краткосрочных депозитах - увеличился незначительно (с 1,2 до 1,3 млрд. долларов). Большая часть прироста обязательств была связана с привлечением средств нерезидентов в форме кредитов (2,4 млрд. долларов) и портфельных инвестиций (0,8 млрд. долларов), что свидетельствовало о постепенном восстановлении доверия к российской банковской системе со стороны международного финансового сообщества.
По состоянию на 1 января 2002 года иностранные пассивы банковской системы оценивались в 14,6 млрд. долларов. Из них краткосрочные - 11,2 млрд. долларов, или 77%. Валютная структура иностранной задолженности характеризовалась преобладанием обязательств, номинированных в долларах США (78%). Пассивы в евро и валютах стран, входящих в Европейский валютный союз, составили 5%, в российских рублях - 16%.
Поступление внешних ресурсов в сектор нефинансовых предприятий также заметно интенсифицировалось (их прирост оценивался в 3,3 млрд. долларов против 1,8 млрд. долларов в предшествующем году), что стало следствием повышения финансовой устойчивости российских предприятий и роста их инвестиционной привлекательности.
Нетто-приток прямых иностранных инвестиций сохранился на уровне 2000 года (2,5 млрд. долларов). Наиболее весомыми были вложения резидентов США (24%), Нидерландов (18%), Великобритании (10%), Кипра и Германии (по 9%). Основными объектами инвестирования стали предприятия трубопроводного транспорта, торговли, топливной промышленности.
Рост иностранных активов резидентов (без официальных валютных резервов) составил 15,7 млрд. долларов, что существенно ниже, чем в 2000 году (20,6 млрд. долларов).
Структура инвестиций резидентов Российской Федерации в иностранные активы (кроме резервных активов) в 1996-2001 годах*
(млрд. долларов США)
Вид инвестиций |
1996 г. |
1997 г. |
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
Прямые |
0,9 |
3,2 |
1,3 |
2,2 |
3,2 |
2,6 |
Портфельные |
0,2 |
0,2 |
0,3 |
-0,2 |
0,4 |
-0,2 |
Прочие |
30,6 |
34,5 |
15,9 |
15,1 |
17,0 |
13,3 |
Всего |
31,7 |
37,9 |
17,5 |
17,1 |
20,6 |
15,7 |
______________________________
* Нетто-прирост иностранных активов резидентов.
Знак "-" означает нетто-снижение иностранных активов резидентов.
Прирост активов сектора государственного управления (2,0 млрд. долларов) происходил, как и в 2000 году, за счет накопления требований по необслуживаемым кредитам, предоставленным иностранным правительствам бывшим СССР.
Менее интенсивным, чем в 2000 году, был рост иностранных активов банковского сектора (1,6 млрд. долларов по сравнению с ростом в 3,5 млрд. долларов в 2000 году), что связано, с одной стороны, с расширением возможностей для инвестирования во внутреннюю экономику, с другой - со снижением процентных ставок на международном финансовом рынке в результате замедления темпов роста мировой экономики.
По состоянию на 1 января 2002 года иностранные активы банковского сектора (за вычетом официальных резервов) достигли 20,4 млрд. долларов, доля краткосрочных финансовых инструментов составляла 83%. Их валютная структура была следующей: 79% - в долларах США, 9% - в евро и валютах стран, входящих в Европейский валютный союз, 4% - в российских рублях.
Показатель чистой международной инвестиционной позиции банковской системы (разница между иностранными активами за вычетом резервных активов и иностранными пассивами за вычетом кредитов МВФ) снизился с 8,9 млрд. долларов до 5,8 млрд. долларов, что произошло главным образом по причине существенного (более 40%) увеличения иностранных обязательств банков.
Операции сектора нефинансовых предприятий составили большую часть общего прироста зарубежных активов экономики. Инвестиции сектора за границу выросли на 12,1 млрд. долларов, не достигнув, однако, уровня предыдущего года (15,5 млрд. долларов). Это было связано с заметным снижением темпов роста активов резидентов в форме портфельных инвестиций, а также уменьшением объема расчетов, предполагающих отсрочку платежей за экспорт и предоставление импортных авансов.
Результатом операций резидентов с наличной иностранной валютой стал отток наличной СКВ из небанковского сектора (0,3 млрд. долларов). При этом доля расходов на покупку иностранной валюты в структуре использования денежных доходов населения сократилась с 6,7 до 6,1%.
Изменение валютных резервов
Общее состояние платежного баланса позволило Банку России в рамках проводимой политики валютного курса продолжить наращивание валютных резервов: по итогам года они выросли на 8,2 млрд. долларов и составили на 1 января 2002 года 32,5 млрд. долларов, а с учетом запасов монетарного золота - 36,6 млрд. долларов.
Показатели, характеризующие достаточность золотовалютных резервов страны, улучшились. Накопленного их объема хватило бы для финансирования импорта товаров и услуг в течение 5,9 месяца (на 1 января 2001 года аналогичный показатель был равен 5,4 месяца). Коэффициент покрытия золотовалютными резервами широкой денежной базы также вырос - с 1,09 до 1,19.
II. Внешний долг Российской Федерации
За отчетный год внешний долг резидентов сократился со 161,4 до 150,9 млрд. долларов (на 10,5 млрд. долларов).
На долю операций, включаемых в платежный баланс (новое привлечение, фактическое погашение основного долга, операции на вторичном рынке, изменение задолженности по невыплаченным процентам), пришлось 7,4 млрд. долларов, за счет прочих изменений (в основном курсовая переоценка, связанная с динамикой мировых валют по отношению к доллару США) долларовый эквивалент долга уменьшился на 3,1 млрд. долларов.
Обязательства сектора государственного управления на конец отчетного года по-прежнему оставались основной частью внешнего долга России (113,8 млрд. долларов, или 75% всей задолженности), в том числе задолженность Правительства Российской Федерации составляла 112,8 млрд. долларов, субъектов Российской Федерации - 1,0 млрд. долларов.
В структуре иностранных обязательств федеральных органов управления наибольшая часть приходилась на задолженность, принятую на себя Россией в качестве правопреемницы бывшего СССР. Ее удельный вес на 1 января 2002 года был равен 55%. В состав этой задолженности входил долг Парижскому клубу кредиторов (36,3 млрд. долларов, или 59% долга бывшего СССР), бывшим социалистическим странам (11,3 млрд. долларов, или 18%), обязательства по ОВГВЗ в части III, IV и V траншей (1,7 млрд. долларов, или 3%), а также прочие иностранные пассивы (12,5 млрд. долларов, или 20%), включающие, в частности, долги странам - не членам Парижского клуба кредиторов, МИБ, МБЭС и коммерческую задолженность.
Новый российский долг оценивался в 51,0 млрд. долларов. Основная доля в его составе относилась к ценным бумагам, номинированным в иностранной валюте (27,0 млрд. долларов, или 53% нового российского долга) и кредитам международных финансовых организаций (14,4 млрд. долларов, или 28%). Задолженность по межправительственным кредитам равнялась 6,4 млрд. долларов (13%), по рублевым обязательствам перед нерезидентами в форме ГКО-ОФЗ - 0,6 млрд. долларов (1%).
Внешний долг субъектов Российской Федерации на конец года был представлен еврооблигациями (0,2 млрд. долларов) и кредитами иностранных банков (0,8 млрд. долларов).
Банком России, как отмечалось, полностью погашена его задолженность перед МВФ в размере 2,8 млрд. долларов, в том числе 2,4 млрд. долларов досрочно.
Внешний долг банковской системы вырос на 4,3 млрд. долларов и оценивался в 13,6 млрд. долларов.
Иностранные долговые обязательства нефинансовых предприятий увеличились на 1,7 млрд. долларов и составили на конец отчетного периода 23,5 млрд. долларов.
Совокупная иностранная задолженность резидентов России на начало 2002 года составила 49% от валового внутреннего продукта, в том числе задолженность сектора государственного управления - 37% от ВВП.
Заместитель Председателя Банка России |
О.В.Можайсков |
______________________________
* Здесь и далее изменения иностранных обязательств и активов в 1996-2001 годах приведены без учета операций, связанных с переоформлением кредитной задолженности перед Лондонским клубом кредиторов в ценные бумаги, прощением и взаимозачетом долгов.
Таблица 1
Платежный баланс Российской Федерации за 2001 год (аналитическое представление)
(млн.долларов США)
|
I квартал |
II квартал |
III квартал |
IV квартал |
2001 г. |
Справочно: 2000 г. |
Счет текущих операций |
11448 |
9431 |
7800 |
6412 |
35092 |
46405 |
Торговый баланс |
14231 |
13203 |
12858 |
9138 |
49429 |
60703 |
Экспорт |
25522 |
26818 |
26096 |
24757 |
103192 |
105565 |
сырая нефть |
5850 |
6757 |
6777 |
4904 |
24288 |
25272 |
нефтепродукты |
2562 |
2738 |
2895 |
2120 |
10314 |
10919 |
природный газ |
5456 |
4081 |
3732 |
4498 |
17766 |
16644 |
прочие |
11654 |
13242 |
12691 |
13236 |
50824 |
52730 |
Импорт |
-11291 |
-13615 |
-13238 |
-15619 |
-53764 |
-44862 |
Баланс услуг |
-2104 |
-2774 |
-2992 |
-2308 |
-10177 |
-7631 |
Экспорт |
2112 |
2704 |
3310 |
2772 |
10898 |
9975 |
транспортные услуги |
948 |
1189 |
1263 |
1256 |
4655 |
3555 |
поездки |
618 |
927 |
1385 |
819 |
3750 |
3839 |
прочие услуги |
546 |
588 |
662 |
697 |
2493 |
2580 |
Импорт |
-4216 |
-5478 |
-6301 |
-5080 |
-21075 |
-17606 |
транспортные услуги |
-587 |
-778 |
-803 |
-816 |
-2984 |
-2330 |
поездки |
-2276 |
-3025 |
-3854 |
-2614 |
-11769 |
-10224 |
прочие услуги |
-1353 |
-1675 |
-1643 |
-1650 |
-6321 |
-5052 |
Баланс оплаты труда |
63 |
27 |
-27 |
67 |
130 |
268 |
Баланс инвестиционных доходов (проценты, дивиденды) |
-663 |
-1030 |
-1934 |
-391 |
-4018 |
-7004 |
Доходы к получению |
2714 |
1054 |
1026 |
1382 |
6176 |
4253 |
Доходы к выплате |
-3377 |
-2083 |
-2960 |
-1773 |
-10194 |
-11257 |
Федеральные органы управления |
-773 |
-940 |
-2105 |
-1029 |
-4847 |
-6134 |
Доходы к получению |
1887 |
281 |
308 |
140 |
2617 |
2281 |
Доходы к выплате |
-2660 |
-1222 |
-2413 |
-1169 |
-7464 |
-8415 |
Местные органы управления (доходы к выплате) |
-27 |
-17 |
-18 |
-14 |
-76 |
-199 |
Центральный банк (проценты к выплате по кредитам МВФ) |
-39 |
-33 |
-30 |
-22 |
-124 |
-150 |
Банки |
556 |
467 |
451 |
305 |
1780 |
1242 |
Доходы к получению |
644 |
563 |
534 |
450 |
2190 |
1702 |
Доходы к выплате |
-87 |
-96 |
-83 |
-145 |
-411 |
-460 |
Нефинансовые предприятия |
-381 |
-507 |
-232 |
369 |
-750 |
-1763 |
Доходы к получению |
183 |
209 |
185 |
793 |
1369 |
270 |
Доходы к выплате |
-564 |
-716 |
-416 |
-423 |
-2120 |
-2033 |
Баланс текущих трансфертов |
-78 |
5 |
-105 |
-94 |
-272 |
69 |
Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами |
-7410 |
-2572 |
-2645 |
-5203 |
-17829 |
-21040 |
Счет операций с капиталом (капитальные трансферты) |
-105 |
-153 |
-10031 |
934 |
-9356 |
10955 |
Финансовый счет (кроме резервных активов) |
-7305 |
-2419 |
7386 |
-6136 |
-8474 |
-31995 |
Обязательства ("+" - рост, "-" - снижение) |
-533 |
1407 |
-1293 |
-4648 |
-5067 |
-11381 |
Федеральные органы управления |
-1187 |
-538 |
-2691 |
-5583 |
-9998 |
-13937 |
Портфельные инвестиции (долговые ценные бумаги) |
144 |
105 |
-1459 |
-712 |
-1922 |
-10334 |
выпуск |
71 |
6 |
37 |
8 |
123 |
21457 |
погашение (график) |
-563 |
-537 |
-683 |
-1404 |
-3188 |
-32921 |
корпусов |
-23 |
0 |
-105 |
-1029 |
-1157 |
-30294 |
купонов |
-540 |
-537 |
-578 |
-375 |
-2031 |
-2627 |
реинвестирование доходов |
734 |
740 |
744 |
692 |
2911 |
3757 |
вторичный рынок |
-98 |
-103 |
-1557 |
-9 |
-1767 |
-2626 |
Ссуды и займы |
-1754 |
-642 |
-1446 |
-2778 |
-6621 |
-2004 |
использование |
86 |
88 |
99 |
370 |
644 |
1144 |
погашение (график) |
-1854 |
-731 |
-1567 |
-3548 |
-7700 |
-6528 |
реструктуризация |
14 |
0 |
22 |
400 |
436 |
3380 |
Просроченная задолженность |
421 |
-3 |
215 |
-341 |
293 |
-1638 |
накопление |
478 |
163 |
315 |
191 |
1147 |
1940 |
погашение/реструктуризация |
-57 |
-166 |
-100 |
-532 |
-855 |
-3578 |
Прочие обязательства |
2 |
1 |
-1 |
-1751 |
-1749 |
39 |
Местные органы управления |
-165 |
-465 |
-106 |
564 |
-172 |
-784 |
Центральный банк (в части операций с кредитами МВФ) |
0 |
0 |
-698 |
-2064 |
-2762 |
0 |
Банки |
638 |
1739 |
1227 |
976 |
4580 |
1492 |
Прямые инвестиции |
62 |
-64 |
-5 |
82 |
75 |
239 |
Ссуды и депозиты |
851 |
1720 |
455 |
850 |
3876 |
330 |
Прочие обязательства |
-275 |
83 |
777 |
44 |
629 |
923 |
Нефинансовые предприятия |
180 |
672 |
976 |
1459 |
3286 |
1848 |
Прямые инвестиции |
485 |
705 |
838 |
437 |
2465 |
2475 |
Портфельные инвестиции |
-150 |
219 |
201 |
261 |
531 |
308 |
Ссуды и займы |
-267 |
-230 |
324 |
942 |
769 |
-935 |
Прочие обязательства |
112 |
-22 |
-387 |
-182 |
-479 |
0 |
Активы, кроме резервных ("+" - снижение, "-" - рост) |
-6772 |
-3826 |
8680 |
-1488 |
-3406 |
-20614 |
Федеральные органы управления |
-1866 |
120 |
9943 |
1834 |
10030 |
-1617 |
Ссуды и займы |
892 |
860 |
-1326 |
-193 |
234 |
5806 |
Просроченная задолженность |
-2709 |
-932 |
10980 |
1899 |
9238 |
-7537 |
Прочие активы |
-49 |
191 |
289 |
127 |
559 |
115 |
Банки |
-3705 |
-1920 |
1510 |
2479 |
-1637 |
-3530 |
Прямые инвестиции |
1 |
8 |
4 |
56 |
70 |
-340 |
Ссуды и депозиты |
-3653 |
-1960 |
1741 |
2804 |
-1069 |
-3609 |
Прочие активы |
-53 |
32 |
-236 |
-381 |
-638 |
419 |
Нефинансовые предприятия и домашние хозяйства |
-1201 |
-2026 |
-2772 |
-5801 |
-11800 |
-15468 |
Прямые и портфельные инвестиции |
-842 |
-703 |
-912 |
-279 |
-2736 |
-3390 |
Наличная иностранная валюта |
-641 |
557 |
919 |
-542 |
293 |
-337 |
Торговые кредиты и авансы |
1400 |
-886 |
-58 |
-2062 |
-1606 |
-4180 |
Задолженность по товарным поставкам на основании межправительственных соглашений |
190 |
178 |
-160 |
-573 |
-365 |
-650 |
Непоступившая экспортная выручка и своевременно не погашенные импортные авансы* |
-1623 |
-832 |
-2319 |
-1614 |
-6388 |
-5293 |
Прочие активы |
316 |
-340 |
-242 |
-731 |
-996 |
-1619 |
Чистые ошибки и пропуски |
-2209 |
-1520 |
-2705 |
-2617 |
-9050 |
-9355 |
Изменение валютных резервов ("+" - снижение, "-" - рост) |
-1830 |
-5340 |
-2450 |
1407 |
-8212 |
-16010 |
______________________________
* С III квартала 2001 года включена оценка непоступления услуг по импортным авансам, сформированная на основе информации, недоступной ранее.
Таблица 9
Внешний долг Российской Федерации в 2001 году
(по международной методологии)
(млрд. долларов США)
|
1 января 2001 г. |
1 апреля 2001 г. |
1 июля 2001 г. |
1 октября 2001 г. |
1 января 2002 г. |
Всего |
161,4 |
157,1 |
156,8 |
156,4 |
150,9 |
Органы государственного управления |
127,5 |
123,1 |
120,9 |
119,2 |
113,8 |
Федеральные органы управления |
126,3 |
122,1 |
120,3 |
118,8 |
112,8 |
Новый российский долг |
60,0 |
58,2 |
57,0 |
53,8 |
51,0 |
кредиты международных финансовых организаций |
15,8 |
15,2 |
14,8 |
14,9 |
14,4 |
МВФ |
8,8 |
8,2 |
7,9 |
7,9 |
7,4 |
МБРР |
6,8 |
6,8 |
6,7 |
6,8 |
6,7 |
прочие |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
прочие кредиты |
8,6 |
7,7 |
7,2 |
6,9 |
6,4 |
ценные бумаги в иностранной валюте |
30,7 |
30,8 |
30,8 |
28,0 |
27,0 |
еврооблигации (включая выпущенные для реструктуризации ГКО и задолженности перед Лондонским клубом кредиторов) |
29,9 |
30,0 |
30,0 |
27,1 |
26,0 |
ОВГВЗ - VI и VII транши и ОГВЗ 1999 г. |
0,7 |
0,7 |
0,8 |
0,9 |
1,0 |
прочие ценные бумаги |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
ценные бумаги в российских рублях (ГКО-ОФЗ) |
1,6 |
1,4 |
1,1 |
0,8 |
0,6 |
прочая задолженность* |
3,2 |
3,2 |
3,2 |
3,2 |
2,6 |
Долг бывшего СССР |
66,3 |
63,9 |
63,3 |
64,9 |
61,7 |
Парижский клуб кредиторов |
38,8 |
36,9 |
35,9 |
37,1 |
36,3 |
ОВГВЗ - III, IV и V транши |
1,2 |
1,2 |
1,3 |
1,4 |
1,7 |
Задолженность перед бывшими социалистическими странами |
14,3 |
14,1 |
14,1 |
14,2 |
11,3 |
прочая задолженность |
12,0 |
11,7 |
12,1 |
12,3 |
12,5 |
Субъекты Российской Федерации |
1,2 |
1,0 |
0,6 |
0,5 |
1,0 |
кредиты |
0,6 |
0,4 |
0,4 |
0,3 |
0,8 |
еврооблигации |
0,6 |
0,6 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
Банк России (в части кредита МВФ) |
2,8 |
2,7 |
2,7 |
2,1 |
0,0 |
Банковская система (без участия в капитале)** |
9,3 |
9,8 |
11,6 |
12,8 |
13,6 |
кредиты |
2,9 |
3,4 |
3,9 |
4,3 |
5,1 |
текущие счета и депозиты |
4,3 |
4,6 |
5,6 |
5,8 |
5,7 |
долговые ценные бумаги |
0,8 |
0,7 |
0,8 |
1,6 |
1,5 |
прочая задолженность |
1,3 |
1,1 |
1,2 |
1,1 |
1,3 |
Нефинансовые предприятия (без участия в капитале) |
21,8 |
21,5 |
21,6 |
22,3 |
23,5 |
кредиты, полученные предприятиями прямого инвестирования |
5,4 |
5,7 |
6,1 |
6,4 |
6,6 |
задолженность по финансовому лизингу |
1,5 |
1,4 |
1,4 |
1,4 |
1,3 |
прочие кредиты |
14,9 |
14,4 |
14,1 |
14,5 |
15,5 |
Примечания.
Государственные ценные бумаги отражаются в части задолженности перед нерезидентами и оцениваются по номиналу.
* В задолженность до 1.10.2001 г. не включаются просроченные обязательства Минфина России по текущим операциям 1992-1993 гг. и частично 1994-1998 гг. в общем объеме 1,1 млрд. долларов США, которые были списаны в IV квартале 2001 года в соответствии с Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 8 октября 1998 года.
** Включаются обязательства Банка России (кроме обязательств перед МВФ) и кредитных организаций, в том числе Внешэкономбанка. Внешняя задолженность, учитываемая Внешэкономбанком как агентом Правительства России, отражается в обязательствах органов государственного управления.
Таблица 10
Валютный долг Правительства Российской Федерации в 2001 году
(млрд. долларов США)
|
На 1 января 2001 г. |
На 1 апреля 2001 г. |
На 1 июля 2001 г. |
На 1 октября 2001 г. |
На 1 января 2002 г. |
||||||||||
всего |
в том числе: |
всего |
в том числе: |
всего |
в том числе: |
всего |
в том числе: |
всего |
в том числе: |
||||||
перед нерезидентами |
перед резидентами |
перед нерезидентами |
перед резидентами |
перед нерезидентами |
перед резидентами |
перед нерезидентами |
перед резидентами |
перед нерезидентами |
перед резидентами |
||||||
Всего |
147,5 |
125,9 |
21,7 |
143,2 |
121,7 |
21,5 |
141,2 |
119,8 |
21,4 |
142,5 |
118,4 |
24,1 |
136,9 |
113,2 |
23,8 |
Государственный внешний долг по методологии бюджета |
142,9 |
121,3 |
21,6 |
138,8 |
117,3 |
21,5 |
137,2 |
115,9 |
21,3 |
138,6 |
114,6 |
24,0 |
133,2 |
109,4 |
23,7 |
Новый российский долг |
71,6 |
55,1 |
16,5 |
69,9 |
53,6 |
16,3 |
68,9 |
52,7 |
16,2 |
68,9 |
49,8 |
19,0 |
66,9 |
47,9 |
19,0 |
кредиты международных финансовых организаций |
15,8 |
15,8 |
|
15,2 |
15,2 |
|
14,8 |
14,8 |
|
14,9 |
14,9 |
|
14,4 |
14,4 |
|
МВФ |
8,8 |
8,8 |
|
8,2 |
8,2 |
|
7,9 |
7,9 |
|
7,9 |
7,9 |
|
7,4 |
7,4 |
|
МБРР |
6,8 |
6,8 |
|
6,8 |
6,8 |
|
6,7 |
6,7 |
|
6,8 |
6,8 |
|
6,7 |
6,7 |
|
прочие |
0,2 |
0,2 |
|
0,2 |
0,2 |
|
0,2 |
0,2 |
|
0,2 |
0,2 |
|
0,2 |
0,2 |
|
прочие кредиты нерезидентов |
8,6 |
8,6 |
|
7,7 |
7,7 |
|
7,2 |
7,2 |
|
6,9 |
6,9 |
|
6,4 |
6,4 |
|
кредиты Банка России |
6,4 |
|
6,4 |
6,4 |
|
6,4 |
6,4 |
|
6,4 |
6,4 |
|
6,4 |
6,4 |
|
6,4 |
ценные бумаги |
40,8 |
30,7 |
10,1 |
40,6 |
30,8 |
9,9 |
40,5 |
30,8 |
9,8 |
40,7 |
28,0 |
12,7 |
39,6 |
27,0 |
12,6 |
еврооблигации (включая выпущенные для реструктуризации ГКО и задолженности перед Лондонским клубом кредиторов) |
36,4 |
29,9 |
6,4 |
36,3 |
30,0 |
6,2 |
36,2 |
30,0 |
6,2 |
36,3 |
27,1 |
9,2 |
35,3, |
26,0 |
9,2 |
ОВГВЗ - VI и VII транши и ОГВЗ 1999 г. |
4,4 |
0,7 |
3,6 |
4,4 |
0,7 |
3,7 |
4,4 |
0,8 |
3,6 |
4,4 |
0,9 |
3,5 |
4,4 |
1,0 |
3,4 |
ОГНЗ |
0,0 |
0,0 |
|
0,0 |
0,0 |
|
0,0 |
0,0 |
|
0,0 |
0,0 |
|
0,0 |
0,0 |
|
Долг бывшего СССР |
71,3 |
66,2 |
5,2 |
68,9 |
63,7 |
5,2 |
68,3 |
63,2 |
5,1 |
69,7 |
64,7 |
5,0 |
66,3 |
61,6 |
4,7 |
Парижский клуб кредиторов |
38,8 |
38,8 |
|
36,9 |
36,9 |
|
35,9 |
35,9 |
|
37,1 |
37,1 |
|
36,3 |
36,3 |
|
ОВГВЗ - III, IV и V транши |
6,4 |
1,2 |
5,2 |
6,4 |
1,2 |
5,2 |
6,4 |
1,3 |
5,1 |
6,4 |
1,4 |
5,0 |
6,4 |
1,7 |
4,7 |
задолженность перед бывшими социалистическими странами |
14,2 |
14,2 |
|
13,9 |
13,9 |
|
14,0 |
14,0 |
|
14,0 |
14,0 |
|
11,2 |
11,2 |
|
прочая задолженность |
12,0 |
12,0 |
|
11,7 |
11,7 |
|
12,1 |
12,1 |
|
12,3 |
12,3 |
|
12,5 |
12,5 |
|
Прочие виды валютного долга |
4,6 |
4,6 |
0,0 |
4,4 |
4,4 |
0,0 |
4,0 |
3,9 |
0,1 |
3,9 |
3,9 |
0,0 |
3,8 |
3,8 |
0,0 |
Остатки по клиринговым счетам и задолженность по текущим операциям* |
3,4 |
3,4 |
|
3,4 |
3,4 |
|
3,3 |
3,3 |
|
3,4 |
3,4 |
|
2,7 |
2,7 |
|
Задолженность местных органов управления: |
1,2 |
1,2 |
0,0 |
1,0 |
1,0 |
0,0 |
0,6 |
0,6 |
0,1 |
0,5 |
0,5 |
0,0 |
1,0 |
1,0 |
0,0 |
кредиты |
0,6 |
0,6 |
|
0,4 |
0,4 |
|
0,4 |
0,4 |
|
0,3 |
0,3 |
|
0,8 |
0,8 |
|
еврооблигации |
0,7 |
0,6 |
0,0 |
0,6 |
0,6 |
0,0 |
0,3 |
0,2 |
0,1 |
0,2 |
0,2 |
0,0 |
0,2 |
0,2 |
0,0 |
______________________________
* В задолженность до 1.10.2001 г. не включаются просроченные обязательства Минфина России по текущим операциям 1992-1993 гг. и частично 1994-1998 гг. в общем объеме 1,1 млрд. долларов США, которые были списаны в IV квартале 2001 года в соответствии с Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 8 октября 1998 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Аналитический комментарий платежного баланса и внешнего долга России в 2001 году (извлечение)
Полный текст документа опубликован в "Вестнике Банка России" от 14 мая 2002 г., N 26-27