Содержание
Предисловие
Настоящий документ был подготовлен совместно Международным комитетом по практике аудита (МКПА) с Международной федерацией бухгалтеров и был одобрен для публикации Базельским комитетом и МКПА*(1).
Банки играют жизненно важную роль в экономике, и поддержание стабильности банковской системы является постоянной озабоченностью широкой общественности. Поэтому важными становятся индивидуальные роли, выполняемые органами банковского надзора и внешними аудиторами. Возрастающая сложность банковского дела требует большего взаимопонимания и, при необходимости, больших контактов между надзорными органами и внешними аудитами.
Цель этого документа заключается в предоставлении информации и руководящих положений о методах усиления взаимовыгодных отношений между аудиторами банков и надзорными органами с учетом Основных принципов банковского надзора, разработанных Базельским комитетом. Однако, поскольку характер этих отношений значительно варьируется по странам, руководящие положения не могут применяться по всей их полноте ко всем странам. Базельский комитет и МКПА тем не менее надеются, что документ принесет пользу выполнению ролей органами банковского надзора и внешними аудиторами многих стран, в которых уже установлены между ними тесные связи и в которых они только рассматриваются.
Взаимоотношения между Органами Банковского Надзора и Внешними Аудиторами
Вступление
1. Банки играют жизненно важную роль в экономике. Они хранят сбережения населения, обеспечивают средства платежей за товары и услуги и финансируют развитие бизнеса и торговли. Для надежного и эффективного выполнения этих функций банки должны пользоваться доверием населения и тех предприятий, с которыми они ведут бизнес. Поэтому устойчивость банковской системы в национальном и международном масштабах признается делом всеобщего интереса. Это общественный интерес находит отражение в том, что, в отличие от большинства других коммерческих предприятий, банки подвергаются пруденциальному надзору центральными банками или специализированными официальными ведомствами.
2. Финансовые отчеты банков также подвергаются проверкам внешними аудиторами, проводимыми в соответствии с действующими этическими и аудиторскими стандартами, включая такие факторы, как независимость, объективность, профессиональная компетенция, тщательность при должном планировании и надзоре. Заключение аудитора привносит достоверность финансовым отчетам и укрепляет доверие к банковской системе.
3. Поскольку банковское дело постоянно усложняется как в национальном, так и в международном масштабе, повышаются требования к органам банковского надзора и внешним аудиторам. Во многих отношениях надзорные органы и внешние аудиторы сталкиваются с одинаковыми проблемами, и их роли все более воспринимаются как взаимодополняющие. Банковский надзор не только извлекает пользу от результатов работы аудиторов, но он может обращаться к внешнему аудитору с просьбой взять на себя выполнение дополнительных задач, если их решение способствует исполнению надзорной роли. В то же время при исполнении своей роли внешние аудиторы также обращаются в надзорные органы с просьбой о предоставлении информации, которая может помочь более эффективному выполнению своих обязанностей.
4. Международный комитет по практике аудита (МКПА) и Базельский комитет сходятся во мнении, что достижение большого взаимопонимания о ролях и обязанностях надзорных органов и внешних аудиторов и, при необходимости, лучшей коммуникации между ними повышает эффективность аудитов финансовых отчетностей банков и надзора, что идет на пользу обеим службам.
5. Роли и ответственности Совета директоров*(2) и менеджмента банков, внешних аудиторов, - профессиональной практикой. В этом документе нет намерения бросить вызов или изменить эти роли или ответственность. Он нацелен скорее на достижение лучшего понимания характера ролей совета директоров и менеджмента банка, внешних аудиторов и надзорных органов, поскольку неправильное понимание этих ролей могло бы привести к излишней зависимости работы одной службы от другой. В этом документе изложено стремление устранить возможные недопонимания и предлагаются пути достижения каждой службой наиболее эффективного использования результатов работы другого. Соответственно документ:
A) излагает основную ответственность совета директоров и менеджмента (пункты 8-13);
Б) рассматривает наиболее важные характеристики роли внешних аудиторов (пункты 14-27);
B) рассматривает наиболее важные характеристики роли органов банковского надзора (пункты 28-45);
Г) содержит обзор взаимоотношений между органом банковского надзора и внешним аудитором банка (пункты 46-55);
Д) исследует дополнительные пути, следуя которым внешние аудиторы и службы бухучета могут способствовать надзорному процессу (пункты 56-70).
6. В сентябре 1997 г. Базельский комитет опубликовал свои Основные принципы эффективного банковского надзора. Эти основные принципы (которые используются в страновых оценках такими организациями, как Всемирный банк и Международный валютный фонд) нацелены служить в качестве главного ориентира при проведении эффективного надзора в международном масштабе и всеми странами. Настоящий документ был подготовлен с учетом Базельских Основных Принципов.
7. Этот документ был подготовлен с полным представлением наличия значительных различий в национальных институциональных и регулятивных механизмах, в особенности в стандартах бухучета, надзорных методах с учетом того, что в некоторых странах внешние аудиторы выполняют задачи по просьбе органов банковского надзора. В некоторых странах надзорные органы и внешние аудиторы уже установили более тесные взаимоотношения, чем это рекомендуется в этом документе. Предлагаемые здесь мероприятия не заменяют существующие отношения. Хотя положения этого документа не считаются предписывающими, тем не менее выражается надежда, что они станут охватывать все ситуации более непосредственно в одних странах по сравнению с другими.
Ответственность совета директоров и менеджмента банков
8. Основная ответственность за ведение бизнеса банком возложена на совет директоров и назначаемый им менеджмент. Эта ответственность включает в себя, среди прочего, обеспечение того, чтобы:
- служащие, которым поручено выполнять задачи банка, обладали достаточными знаниями и навыками, были честными, а на ключевые должности назначались опытные сотрудники;
- внедрялись и соблюдались адекватные методы, практика и процедуры различных видов деятельности банка, в том числе:
- содействие выработке высоких этических и профессиональных стандартов;
- задействование систем выявления и точного измерения всех крупных рисков с адекватным мониторингом и контролем за этими рисками;
- задействование систем выявления и точного измерения всех крупных рисков с адекватным мониторингом и контролем за этими рисками;
- задействование адекватной системы внутреннего контроля, организационной структуры и процедур бухучета;
- оценка качества активов и их надлежащее признание и измерение;
- соблюдение правила "знай своего клиента", что предотвращает умышленное или ненамеренное использование банка уголовными элементами;
- внедрение подходящей среды контроля, направленной на выполнение предписанных задач, предоставление информации и соблюдение правил;
- тестирование соблюдения установленных правил и оценка эффективности системы внутреннего контроля службой внутреннего аудита;
- были задействованы надлежащие системы управления информационными потоками,
- были задействованы надлежащие системы управления информационными потоками;
- были задействованы надлежащие методики и процедуры управления рисками;
- соблюдались законодательные положения и регулятивные нормативы, в том числе, нормативы платежеспособности и ликвидности;
- адекватно защищались интересы не только акционеров, но и вкладчиков и других кредиторов.
9. Менеджмент отвечает за подготовку финансовых отчетов в соответствии с надлежащим механизмом отчетности и за установление процедур бухучета, которые предусматривают ведение документации, достаточной для обоснования финансовых отчетов. В эту ответственность входит обеспечение внешнему аудитору полного и беспрепятственного доступа к источникам информации и предоставления всей необходимой информации, которая может существенно повлиять на составление его заключения*(3). Менеджмент также несет ответственность за предоставление всей информации банковскому надзору, которые должны получать ее по действующему закону или нормативам.
10. Во многих странах учреждены комитеты по аудиту для преодоления трудностей у совета директоров, обеспечивающие работу и поддержание адекватной системы внутреннего контроля. Кроме того, такой комитет подкрепляет как систему внутреннего контроля, так и службу внутреннего аудита. В целях повышения эффективности комитета по аудиту внутренним и внешним аудиторам следует разрешать и поощрять посещение заседаний комитета. Регулярные заседания комитета по аудиту с участием внутренних и внешних аудитов способствуют повышению независимости внешних аудиторов и надежности работы внутренних аудиторов, а также содействуют выполнению комитетом его главной задачи по усилению корпоративного управления. В некоторых странах законодательство или нормативы предписывают обязательное проведение таких заседаний.
11. Если того требуют совет директоров или действующее законодательство и нормативы, на менеджмент возлагается ответственность за создание и эффективную работу постоянной службы внутреннего аудита в банке, соотносимой с его размером и характером деятельности. Эта служба является частью постоянного мониторинга системы внутреннего контроля, т.к. она обеспечивает оценку достаточности и соблюдения установленных банком методик и процедур. Она также помогает следить за достаточностью, эффективностью и надежностью управления рисками, систем контроля и инфраструктуры независимо от процедур, связанных с повседневной обязанностью присматривать за соблюдением этих методик и процедур. Ответственно выполняя свои обязанности, менеджмент должен принимать все меры по обеспечению непрерывной и адекватной работы службы внутреннего аудита.
12. Для достижения большей эффективности службы внутреннего контроля должна быть независимой от проверяемого учреждения, равно как и независимым от повседневной работы системы внутреннего контроля. Каждый вид деятельности и каждое подразделение, дочернее предприятие или любой компонент банка должен подвергаться проверке службой внутреннего контроля. Профессиональная компетенция каждого внутреннего аудитора и всей службы внутреннего аудита очень существенна в надлежащей действенности этой службы. Поэтому служба внутреннего аудита должна быть полностью укомплектована служащими с соответствующими навыками и техническим опытом, которые не имеют операционных обязанностей. Служба внутреннего аудита должна регулярно докладывать совету директоров и менеджменту о результатах работы систем внутреннего контроля и управления рисками и о выполнении задач службой внутреннего аудита. Менеджменту следует установить и утвердить процедуру, обеспечивающую рассмотрение и, при необходимости, реализацию рекомендаций службы внутреннего аудита.
13. Ответственность совета директоров и менеджмента нисколько не умаляется наличием системы надзора за банками или требованием о проверке финансовой отчетности банка внешним аудитором.
Роль внешнего аудитора банка
14. Цель аудита финансовых отчетов банка внешним аудитом состоит в том, чтобы позволить независимому аудитору вынести заключение о соответствии основных положений подготовленных этим банком финансовых отчетов установленному механизму. Обычно финансовые отчеты должны готовиться в соответствии с действующими правилами страны, в которой находится головной офис банка*(4) и согласно нормативам, установленным регулирующими органами этой страны. Правила финансовой отчетности могут различаться по странам, и порядок финансовой отчетности для банков в данной стране может полностью отличаться от порядка, установленного для других коммерческих юридических лиц. Поэтому заключение аудитора по финансовым отчетам будет сделано с учетом действующих в стране правил и нормативов. Финотчеты, подготовленные с соблюдением разных правил и нормативов могут существенно различаться, будучи в то же время составленными в соответствии с действующими национальными требованиями. По этой причине в МСА-700 "Заключение аудитора по финансовым отчетам" заложено требование к аудитору определять страну происхождения механизма финансовой отчетности для подготовки финансовых отчетов, если этот механизм не соответствует Международным стандартам по бухучету.
15. В зависимости от условий контракта заключение внешнего аудитора обычно направляется либо акционерам, либо совету директоров. Однако оно может быть доступно таким сторонам, как вкладчикам, другим кредиторам и надзорным органам. Заключение помогает установить достоверность финансовых отчетов. Однако оно не должно истолковываться как заверение в будущей жизнеспособности банка или как вывод о дееспособности или эффективности работы менеджмента банка, так как эти функции не входят в задачи аудита.
16. Если финансовые отчеты представляются в значительной степени искаженными, аудитор определяет процедуры аудита с целью снижения до приемлемо-низкого уровня риска вынесения неправильного заключения. Аудитор оценивает присущий риск значительных искажений (присущий риск) и риск того, что системы учета и внутреннего контроля учреждения своевременно не подтвердят или выявят, или устранят значительные искажения (контрольный риск). Аудитор определяет контрольный риск как высокий, если он не в состоянии выявить меры контроля, позволяющие предотвратить или обнаружить, или устранить значительные искажения, и проводит тестирования системы контроля, что обосновывает более низкую оценку контрольного риска. На основе оценок присущего и контрольного рисков аудитор выполняет основные процедуры снижения совокупного риска аудита до приемлемо-низкого уровня.
17. Аудитор обдумывает, каким образом могут существенно искажаться финансовые отчеты и не присутствует ли риск мошенничества, что указывает на возможность обмана в финансовой отчетности или присвоения активов. Аудитор разрабатывает процедуры снижения до приемлемо-низкого уровня риска необнаружения существенных искажений в финансовых отчетах, появляющихся в результате мошенничества или ошибок. В МСА-240 "обязанность аудитора принимать во внимание мошенничество и ошибки при аудите финансовых отчетов" перечислены факторы риска мошенничества, наличие которых может насторожить аудитора о возможности присутствия мошенничества. В некоторых странах, если аудитор располагает доказательством наличия мошенничества, он обязан сообщить об этом органу надзора за банком.
18. При проведении аудита финансового отчета банка внешний аудитор констатирует, что банки имеют следующие характеристики, обычно отличающие их от большинства других коммерческих предприятий, которые аудитор принимает во внимание при оценке уровня присущего риска.
- банки хранят крупные суммы денежных инструментов, включая наличность и оборотные документы, физическая безопасность которых должна быть обеспечена при передаче и во время хранения. Они также хранят и контролируют оборотные документы и другие активы, которые легче передаются в электронном виде. Ликвидные характеристики этих позиций делают банки уязвимыми перед присвоением и мошенничеством. Поэтому банкам следует устанавливать формальные операционные процедуры, четко очерченные пределы индивидуальной предосторожности и создавать системы строгого внутреннего контроля.
- Они часто участвуют в транзакциях, которые инициируются в одной юрисдикции, регистрируются в другой и управляются в третьей.
- Банки часто функционируют с высокой долей заемных средств (т.е. с низким соотношением капитала к совокупным активам), что увеличивает уязвимость банков перед экономическими неурядицами и повышает риск банкротства.
- Они располагают активами, стоимость которых может быстро меняться и зачастую трудно поддается оценке. Следовательно, относительно небольшое падение стоимости активов может оказать значительное влияние на капитал банков, а потенциально - на их платежеспособность. - Банки обычно извлекают крупные суммы на свое финансирование из краткосрочных вкладов (застрахованных или незастрахованных). Утрата доверия вкладчиков к платежеспособности банка может быстро привести к кризису ликвидности.
- Они облечены доверительными обязанностями в отношении удерживаемых ими активов, принадлежащих другим лицам. Это может вызвать ответственность за нарушение доверия. Поэтому банкам следует задействовать операционные процедуры и системы внутреннего контроля, направленные на обеспечение обращения я такими активами только в соответствии с условиями их перевода банку.
- Банки занимаются различными объемными сделками на крупные суммы, а это требует обязательного наличия сложных систем бухучета и внутреннего контроля наряду с широким использованием информационных технологий (ИТ).
- Они обычно располагают сетью отделений и отделов. Которые разбросаны по различным местам. Это влечет за собой значительную степень децентрализации полномочий и рассеивания служб бухучета и контроля. Отсюда возникают трудности с поддержанием единой операционной практики и систем бухучета, в особенности, когда сеть отделений распространяется за пределы национальных границ.
- Транзакции часто могут быть инициированы и завершены клиентом без вмешательства служащих банка, например, по Интернету или в банкомате.
- Банки зачастую принимают значительные обязательства без первоначального перевода средств, кроме, в ряде случаев, взимания комиссионных. Эти обязательства могут сопровождаться только мемориальными бухгалтерскими проводками. Следовательно, могут возникнуть трудности с их обнаружением.
Они регулируются государственными ведомствами, регулятивные требования которых часто влияют на применяемые банками принципы бухучета. Несоблюдение регулятивных требований, например, к достаточности капитала, может иметь последствия для финотчета банка или раскрытия сведений о нем.
- Клиентские отношения, которые могут иметь с банком аудитор, его помощники или аудиторская компания могли бы сказаться на независимости аудитора в том плане, что такие отношения с другими организациями не имеют значения.
Банки обычно имеют исключительный доступ к клиринговым и расчетным системам для чеков и перевода средств, валютных транзакций и т.д. Они являются неотъемлемой частью или подсоединены к национальным и международным расчетным системам и, следовательно, могут вызвать системный риск в странах, где они работают.
Они могут эмитировать и торговать сложными финансовыми инструментами, некоторые из которых следует показывать в финансовых отчетах по рыночной стоимости. Поэтому банкам следует устанавливать надлежащие процедуры оценки и управления рисками. Эффективность этих процедур зависит от качества выбранных методик и математических моделей. Доступа к надежной текущей и исторической информации и поддержания целостности данных.
19. Детальный аудит всех транзакций банка занял бы слишком много времени, обошелся бы слишком дорого и принес бы мало пользы. Поэтому внешний аудитор основывает аудит на оценке присущего риска существенных искажений, оценке контрольного риска и на тестировании системы внутреннего контроля в целях недопущения или выявления и исправления существенных искажений, а также на функционировании основных процедур на основе тестирования. Эти процедуры включают один или более из следующих элементов: инспекция, наблюдение, запрос и подтверждение, вычисление и анализ. Внешний аудитор обращает особое внимание на возвратность и, следовательно, на текущую стоимость кредитов, инвестиций и других активов, показанных в финансовом отчете. И на идентификацию и адекватное раскрытие информации в финотчете о всех крупных условных и безусловных обязательствах и пассивах.
20. Если внешний аудитор наделен единственной ответственностью за составление заключения и за определение характера. Выбора времени и масштабности процедур аудита, то многие результаты работы внутреннего аудитора могут стать полезными для внешнего аудитора при аудите финансового отчета. Поэтому аудитор оценивает (как часть проверки) работу службы внутреннего аудита постольку, поскольку аудитор считает уместность определения характера, выбора и масштабности процедуры аудита.
21. В МСА-610 "Рассмотрение работы службы внутреннего аудита" содержится требование к внешним аудиторам рассматривать деятельность службы внутренних аудиторов и ее результаты, если таковые отмечены, по характеру, выбору времени и масштабности процедур этой службы. Внешний аудитор обращает внимание на организационный статус службы внутреннего аудита, масштаб ее деятельности, техническую компетентность ее сотрудников и проявленную ими тщательность при оценке работы департамента.
22. Работа аудитора посвящена вынесению суждения. Он использует профессиональное суждение в таких областях, как:
- оценка присущего и контрольного рисков и риска существенных искажений, вызванных мошенничеством или ошибкой;
- принятие решения о характере, выборе времени и масштабности процедур аудита;
- оценка результатов использования этих процедур;
- оценка обоснованности суждений и оценок, вынесенных менеджментом при подготовке финансового отчета.
23. Внешний аудитор планирует и проводит аудит в целях достижения обоснованной уверенности в том, что обнаруженные искажения в отчете банка (по отдельности или в совокупности) являются значительными по отношению к сведениям, представленным в финансовом отчете. Оценка существенности относится к профессиональному суждению аудитора. И на нее влияют экономические решения, которые будут принимать пользователи финотчетов банков на основе данных в этом финотчете. Аудитор определяет существенность искажений как на уровне финотчета в целом, так и в отношении остатков на счетах. Классов транзакций и раскрытий информации. На существенность могут влиять также другие факторы, как правовые и регулятивные требования и соображения, относящиеся к остаткам на счетах в отчете и взаимоотношениям. Этот процесс может привести к определению различных уровней существенности в зависимости от рассматриваемого аспекта финотчета. Уровень существенности, используемый аудитором при вынесении заключения по финотчету банка, также может отличаться от уровня. Используемого при подготовке специального заключения для надзорных органов. Более подробное изложение этого процесса содержится в МСА-320 "Существенность в аудиторской проверке".
24. При составлении заключения по финотчету внешний аудитор осуществляет процедуры, направленные на достижение обоснованной уверенности в том, что финотчет подготовлен с учетом всех существенных аспектов в соответствии с установленным механизмом представления финансовой отчетности. Аудит не гарантирует выявления всех существенных искажений ввиду таких факторов, как использование суждения, применение тестирования, присущие ограничения службы внутреннего контроля и ввиду того, что большая часть имеющихся у аудитора доказательств носит скорее убедительный, нежели неопровержимый характер. Риск необнаружения существенного искажения в результате мошенничества выше риска необнаружения такого искажения из-за ошибки, так как при мошенничестве могут использоваться уточненные и тщательно организованные такие манипуляции для его скрытия, как подделка, намеренный уход от регистрации сделки или умышленный обман аудитора. Такие попытки сокрытия бывает труднее выявить при наличии сговора. Более того, риск необнаружения существенного искажения аудитором, вызванного мошенничеством менеджмента, выше риска, возникающего из-за мошенничества служащих, поскольку занимаемое положение совета директоров и менеджмента часто предполагает их честность, что позволяет им нарушать формально установленные процедуры контроля. Поэтому аудитор планирует и проводит проверку с налетом профессионального скептицизма, осознавая возможное наличие обстоятельств, способствующих существенному искажению финансовых отчетов.
25. Когда аудитор обнаруживает искажение, существенно влияющее на содержание финотчета в целом, включая проведение неправильной политики бухучета, ошибочную оценку стоимости активов, неполное раскрытие информации, он просит менеджмент скорректировать финотчет и устранить искажение. Если менеджмент отказывается внести коррективы, аудитор выпускает условно положительное или отрицательное заключение по финотчету. Такое заключение может отрицательно сказаться на доверии к банку и даже на его устойчивости. Поэтому менеджмент принимает необходимые меры в целях недопущения неблагоприятных последствий. Подобным образом аудитор выпускает условно положительное заключение или отказ от представления аудиторского заключения, если менеджмент не представил требуемой аудитором всей информации или объяснений.
26. Внешний аудитор обычно передает некоторую информацию менеджменту, но это составляет дополнительную, но не обязательную неотъемлющую часть аудиторской проверки. Эта информация содержит, как правило, замечания о таких аспектах, как значительные недостатки в системе внутреннего контроля или искажения, привлекшие внимание аудитора в ходе аудита, но не вызывающие изменения в аудиторском заключении (либо благодаря реализации дополнительных процедур, компенсирующих отмеченные недостатки в системе контроля, либо по причине устранения искажений в финотчете или их несущественности). Внешний аудитор также сообщает об управленческих недостатках тем лицам, которые отвечают за управление банком. В некоторых странах внешний аудитор также представляет (в качестве либо части законодательного требования, либо по установившейся традиции) листинговое заявления менеджменту или подразделению банковского надзора о конкретных замечаниях, относящихся к составу остатков на счетах или кредитного портфеля, состояние ликвидности или доходам, финансовым нормативам, достаточности системы внутреннего контроля, анализу банковских рисков или соблюдению правовых или надзорных требований.
27. В некоторых странах от внешнего аудитора требуется незамедлительно докладывать органу банковского надзора о любом факте или решении, которое:
- означает серьезное нарушение законов или нормативов;
- отрицательно сказывается на дееспособности банка;
- ведет к изменению аудиторского заключения.
Роль банковского надзора
28. Главная задача пруденциального надзора заключается в поддержании стабильности и доверия к финансовой системе, снижая таким образом риск потери вкладчиков и других кредиторов. Кроме того, надзор часто служит средством проверки соблюдения законов и нормативов, регулирующих деятельность банков. Однако, в настоящем документе акцент сделан на пруденциальном аспекте роли банковского надзора.
29. Банковский надзор основан на системе лицензирования, что позволяет надзорным органам определять поднадзорных лиц и контролировать их приход в банковский сектор. Чтобы претендовать на получение лицензии и ее сохранение, юридические лица должны выполнять определенные пруденциальные требования. Эти требования могут различаться по странам своими точными спецификациями; некоторые носят точное определение в нормативах, другие - более широкое определение, тем самым позволяя надзорным властям прибегать к его толкованию по своему усмотрению. Однако в большинстве надзорных систем обычно отмечаются следующие основные требования:
- банк должен располагать подходящими акционерами и членами совета директоров (в это понятие входят честность и занимаемое положение в финансовом сообществе, а также, финансовая состоятельность всех главных акционеров);
- менеджмент банка должен отличаться честностью и внушать доверие, обладать профессиональными навыками и опытом надежного и осмотрительного управления банком;
- организационная структура и система внутреннего контроля банка должны соответствовать его бизнес планам и стратегиям;
- правовая структура банка должна согласовываться с его операционной структурой;
- банк должен располагать достаточным капиталом, чтобы устоять перед рисками, присущими характеру и размаху своей деятельности;
- банк должен располагать достаточной ликвидностью для покрытия оттоков средств.
30. Часто предписываются и другие более подробные требования, включая минимальные количественные коэффициенты достаточности капитала и ликвидности. Однако вне зависимости от формы регулирующих правил их цель заключается в создании условий, обеспечивающих осмотрительное ведение бизнеса и наличие в банке достаточных финансовых ресурсов для преодоления неблагоприятных обстоятельств и защиты вкладчиков от потерь.
31. Кроме лицензирования новых банков, большинство органов банковского надзора наделены полномочием пересматривать и отклонять любое предложение о передаче значительной собственности или контрольного пакета акций действующих банков другими сторонами.
32. Постоянный банковский надзор обычно ведется на основе рекомендаций и нормативов. Однако органы банковского надзора располагают возможностью обращаться в судебные инстанции в целях своевременного принятия корректирующих действий при невыполнении банком пруденциальных требований, нарушениях законодательства и нормативов, или когда вкладчики сталкиваются с существенным риском потерь. В экстремальных ситуациях надзорный орган может быть наделен полномочиями отзывать банковскую лицензию.
33. Достаточность капитала является одной из главнейших задач пруденциального банковского надзора. В большинстве стран установлены минимальные требования к капиталу при учреждении новых банков, и тестирование достаточности капитала является обычным компонентом постоянного надзора. В консультативном документе "Новое Базельское соглашение о капитале", выпущенном Базельским комитетом в январе 2001 г., содержится предложение о создании механизма обеспечения достаточности капитала, основанного на трех основных факторах: минимальных требованиях к капиталу, проверке надзорного процессов и соблюдении рыночной дисциплины:
- первый фактор определяет минимальные требования к капиталу для трех категорий рисков - кредитного, рыночного и операционного;
- второй фактор предусматривает следующие принципы. Банки должны располагать достаточной платежеспособностью в отношении своих профилей рисков, а надзорные органы должны быть в состоянии требовать от банков иметь капитал сверх минимума. Самим банкам следует постоянно проводить оценку своей достаточности капитала с учетом текущего и предстоящею профиля рисков, а надзорным органам проверять процедуру оценки банками своей достаточности капитала. И, наконец, надзорные органы должны вмешиваться как можно раньше и быстрее, принимая во внимание относительно неликвидный характер большинства активов банков и их ограниченные возможности незамедлительно мобилизовать новый капитал;
- третий фактор (рыночная дисциплина) повышает роль участников рынка в стимулировании банков иметь достаточные размеры капитала. В этом отношении они должны раскрывать информацию о величине и качестве своего капитала и профиле рисков.
34. Банки подвержены разнообразным рискам. Надзорные органы отслеживают риски и могут ограничивать набор таких рисков, как кредитный и рыночный риски (в т.ч. процентный и валютный), риски ликвидности и финансирования, операционный, правовой и репутационный риски. Надзорные органы усиленно пытаются разработать системы измерения степени подверженности специфическим рискам (например, рискам, относящимся к производным финансовым инструментам). Эти системы нередко составляют основу конкретных мер контроля и устанавливают лимиты на различные категории подверженности рискам.
35. С учетом исторического опыта понесения убытков к наиболее высоким банковским рискам относится риск, когда клиент или контрагент не полностью выполняет свое обязательство по наступлению срока либо в любое время после него (иногда такое называется кредитным риском). В обязанности надзорных органов не входит присматривать за политикой кредитования банками, но для них важно быть уверенным в том, что банки задействовали надежную систему управления кредитным риском. Надзорные органы также определяют эффективность методики и практики банков для оценки качества кредитов. Надзорный орган стремится быть уверенным, что применяемые методы и принятые менеджментом решения о расчете резервов приведут к выделению совокупной суммы в специфические и общие резервы, достаточной для своевременного покрытия возможных потерь от кредитов в соответствии с должными методикой и процедурами. Кроме того, надзорный орган стремится также следить за обеспечением диверсификации кредитного риска, используя правила ограничения подверженности риску по отношению к (индивидуальным заемщикам, промышленному или коммерческому сектору, отдельным странам или экономическим регионам.
36. Качество кредитов и других активов банка является одним из решающих факторов его финансового состояния, хотя оно трудно поддается оценке. Соответственно, точная и осторожная оценка активов относится к наиболее важной обязанности надзорных органов, поскольку она напрямую влияет на определение на указанную в отчете величину капитала банка. Как уже упоминалось выше, размер капитала широко используется в качестве надзорного стандарта, по которому измеряемся или ограничивается подверженность рискам. Если должная оценка активов составляет одну из основных обязанностей менеджмента, то процесс оценки бывает часто связан с представлением значительного обоснования. Если надзорный орган сам не проводит оценку в целях определения достоверности и соблюдения задокументированных методик и процедур, то он обычно полагается в основном на суждение менеджмента о надлежащей оценке активов, а также на то, что указанные в финотчете оценки подвергались внешнему аудиту.
37. Надзорные органы придают особое значение необходимости задействования банками системы внутреннего контроля, которая соответствовала бы характеру и масштабу бизнеса. Задача этой системы заключается в оказании содействия и обеспечении менеджментом упорядоченного и эффективного ведения бизнеса, включая следование разработанной политике, сохранение активов, предотвращение и выявление мошенничества и ошибок, достоверность и полноту бухгалтерских записей и своевременную подготовку надежной финансовой информации.
38. Развитие утонченных систем компьютеризированной информации в режиме реального времени значительно повысило потенциал контроля, но в то же время привело к появлению дополнительных рисков, связанных с компьютерными сбоями или мошенничеством. Внедрение электронной торговли также привело к появлению новых значительных рисков и требует ведения дополнительного контроля.
39. Надзорные органы также озабочены обеспечением адекватного качества менеджмента. При проведении регулярных выездных проверок инспекторы имеют возможность замечать признаки недостатков у менеджмента. Обычно инспектор регулярно интервьюирует руководство банков и использует другие возможности поддержания контактов. Вне зависимости от регулятивных условий инспектор пытается использовать эти возможности для ознакомления с бизнес-планами и стратегией менеджмента и как оно собирается выполнять их. Одновременно инспектор стремится узнать способность банка выполнять свои функции - профессиональные подготовку, навыки и компетентность персонала, оборудование и другие приспособления. Полученная в результате этих контактов информация помогает инспектору составить мнение о компетентности менеджмента.
40. Эффективный надзор требует сбора и анализа информации о поднадзорных банках. Например, инспекторы собирают, проверяют и анализируют полученные от банков пруденциальные отчеты и статистические выкладки. Сюда входят основные финансовые отчетности, а также сопровождающие графики и схемы. Эти отчеты используются для проверки соблюдения определенных пруденциальных требований и служат основой для обсуждений с менеджментом банка. Документарный мониторинг часто позволяет выделять потенциальные проблемы, в особенности в интервале между выездными проверками, обеспечивая тем самым раннее обнаружение и принятие корректирующих мер до усугубления этих проблем.
41. Инспекторы должны располагать средством подтверждения информации, полученной от выездных проверок или внешних аудиторов. Выездные проверки. Проведенные персоналом органа банковского надзора или инициированные этим органом, но выполненные внешним аудитором, предназначены для подтверждения наличия в отдельных банках адекватных систем внутреннего контроля в соответствии с прописанными надзорным органом критериями, и надежности представленной банком информации.
42. Чтобы поближе познакомиться с корпоративным управлением и операционной работой банка, некоторые надзорные органы периодически встречаются с комитетом по аудиту или советом директоров. Это даст возможность комитету и совету директоров банка обсуждать любые проблемы с менеджментом и позволяет инспектору составить мнение об эффективности комитета по аудиту.
43. Инспекторы банков заинтересованы в том, чтобы работа, порученная внешним аудиторам, выполнялась аудиторами, которые:
- должны образом лицензированы и пользуются хорошей репутацией;
- обладают соответствующим профессиональным опытом и компетентностью;
- выполняют с высоким качеством полученные задания;
- проявляют при аудите банка фактическую и правдоподобную независимость;
- объективны и беспристрастны;
- соблюдают любые другие общепринятые этические требования*(5).
44. В некоторых странах органы банковского надзора имеют установленные законом полномочия назначать внешних аудиторов, как то право утверждать или отклонять, право поручать независимый аудит. Эти полномочия направлены на обеспечение того, чтобы назначаемые банками внешние аудиторы обладали опытом, ресурсами и навыками, необходимыми в данных обстоятельствах. При отсутствии объективных причин смены внешнего аудитора надзорные органы обычно изучают обстоятельства, вынудившие банк не привлекать прежнего аудитора.
45. Надзорные органы прямо заинтересованы в обеспечении высоких стандартов аудита банков. Более того, они проявляют особую озабоченность относительно независимости внешнего аудитора, проводящего аудит банка, в особенности, когда аудитор также предоставляет этому банку определенные виды неаудиторских услуг. Поэтому надзорные органы стараются поддерживать тесные контакты с национальными организациями профессионального аудита для решения вопросов, представляющих взаимный интерес.
Взаимоотношения между органом банковского надзора и внешним аудитором
См. также Рекомендации Международного комитета по аудиторской деятельности и Базельского комитета по банковскому надзору "Отношение между органами надзора за банками и внешними аудиторами"
46. Задачи органа банковского надзора и внешнего аудита во многом схожи, хотя акценты отличаются.
- Орган банковского надзора прежде всего озадачен поддержанием устойчивости банковского сектора и укреплением безопасности и надежности банков в целях обеспечения защиты интересов вкладчиков. Поэтому надзорный орган отслеживает настоящее и оценивает будущее банков и использует их финансовые отчеты при оценке их состояния и результатов деятельности. С другой стороны, внешний аудитор прежде всего обращает внимание на составление заключений по финотчетам, как правило, для акционеров либо совета директоров банка. Поступив таким образом, аудитор учитывает правильное использование менеджментом допущения о непрерывности деятельности. Аудитор принимает во внимание используемый менеджментом период оценки, и, когда этот период составляет менее 12 месяцев с даты представления баланса, просит менеджмент продлить период оценки, по крайней мере, до 12 месяцев от этой даты. Если менеджмент отказывается делать это, то, согласно МСА-570 о Действующем предприятии, аудитор обязан рассмотреть необходимость изменения своего заключения ввиду ограниченного характера своей работы. Аудитор интересуется осведомленностью менеджмента о событиях и условиях после периода оценки, используемого менеджмента. Что может вызвать значительные сомнения относительно жизнеспособности банка продолжать свою деятельность.
- Орган банковского надзора должен удостовериться, что в каждом банке адекватно ведется документация, подготовленная в соответствии с принятыми учетной методикой и практикой, что позволяет ревизору оценивать финансовое состояние банка и рентабельность его бизнеса и следить за тем, чтобы банк регулярно публиковал и обеспечивал доступность финотчетов, которые объективно отражали бы его состояние. Внешний аудитор интересуется ведением достаточно надежных учетных записей в целях подготовки банком финотчетов. Которые не содержат существенных искажений, тем самым позволяя внешнему аудитору делать заключения по этим финотчетам.
47. Если орган банковского надзора использует проверенную аудиторами финансовую отчетность в ходе надзорной деятельности, ему следует иметь в виду следующие факторы:
- Обычно финансовые отчетности готовятся не только и не столько для удовлетворения надзорных потребностей;
- Проведение аудита в соответствии со стандартами МСА предназначено для получения обоснованной уверенности в том, что финансовый отчет в целом не содержит существенных искажений;
- Важность используемых учетных методик при подготовке финотчетов, поскольку механизмы финансовой отчетности требуют наличия суждения об их применении и могут предоставить выбор из определенных методик или способы их применения;
- В финотчеты входит информация, основанная на суждениях и оценках, сделанных менеджментом, и проверенная аудитором;
- На финансовое состояние банка могут повлиять последующие события, имевшие место после подготовки финотчета;
- Орган банковского надзора не может допускать обязательную достаточность для себя аудиторской оценки внутреннего контроля, сделанной в целях аудита, поскольку цели оценки и тестирования внутреннего контроля инспектором и аудитором отличаются;
- Рассматриваемые внешним аудитором методики контроля и учета могут быть не идентичными тем, которые применяет банк при подготовке информации для банковского надзора.
48. Тем не менее существуют много направлений, где работа банковского надзора и внешнего аудитора может быть полезной друг для друга. Сообщения аудиторов менеджменту и другие докладные записки аудиторов могут оказаться ценным подспорьем для проникновения в сущность различных аспектов операций банка. В практике многих стран обеспечивается доступ органов банковского надзора к таким материалам.
49. Подобным образом внешние аудиторы могут извлечь полезные вещи из информации, исходящей от надзорного органа. Если проводится надзорная проверка или интервью с менеджментом, сделанные при этом выводы могут быть полезны аудиторам, поскольку они представляют собой независимую оценку таких важных аспектов, как достаточность резерва на покрытие возможных потерь по ссудам, и фокусируют внимание на специфических направлениях надзорной деятельности. Надзорные органы могут также разрабатывать определенные пруденциальные нормативы или руководящие указания, к которым обеспечивается доступ банков и которые могут помочь аудиторам при подготовке аналитических обзоров.
50. Общаясь с менеджментом, органы надзора и внешние аудиторы осознают выгоды осведомленности о происходящем. Поэтому представляется взаимовыгодным оформлять такое общение в письменном виде с тем, чтобы оно составляло часть банковских архивов, к которым должен быть обеспечен доступ другой стороны.
51. В целях сохранения интереса обеих сторон к соблюдению конфиденциальности полученной информации во время выполнения соответствующих функции считается нормальным присутствие менеджмента банка или, по крайней мере, его информирование о контактах между надзорным органом и внешним аудитором. В соответствии с действующим законодательством и регулирующими правилами рекомендуется принимать своевременные надлежащие меры с тем, чтобы нельзя было обвинить внешних аудиторов в честном намерении раскрыть информацию надзорным органам. Эти меры могут быть в виде юридических инициатив или соглашения между банком, его менеджментом, внешним аудитором и надзорным органом. Это особенно относится к ситуациям, когда присутствие менеджмента скомпрометировало бы обсуждение, если, например, аудитор считает, что менеджмент вовлечен в мошенничество.
52. МСФ-260 "Связи вопросов аудита с вопросами управления" определяет проблемы управленческого интереса и обязывает аудиторов своевременно сообщать о них тем, кто отвечает за управление*(6). Вопросы аудита, вызывающие управленческий интерес, включают только те из них, которые привлекают внимание аудитора при проведении аудита. При проверке по нормам МСА от аудитора не требуется разрабатывать специальные процедуры для выделения вопросов, представляющих управленческий интерес. Эти вопросы скорее интересуют банковский надзор, особенно когда они могут потребовать принятия незамедлительных мер со стороны надзора. По требованиям надзорных, юридических или регулятивных механизмов или заключенного официального соглашения или протокола аудитор своевременно извещает о таких вопросах орган банковского надзора. В случае отсутствия таких требований, соглашений или протоколов аудитор понуждает менеджмент банка или отвечающие за управление лица своевременно извещать их об этих вопросах, которые, по суждению аудитора, могут вызвать живой интерес органа банковскою надзора*(7). Более того, даже если нет потребности поступать таким образом, аудитор рассматривает передачу таких вопросов органу банковского надзора, если менеджмент или отвечающие за управление лица не делают этого. В этих обстоятельствах аудитор решает, защищает ли законодательство аудитора в случае направления таких сообщений.
53. Ниже приведены примеры других видов вопросов, которые могут привлечь внимание аудитора и которые могут потребовать от банковского надзора принятия срочных действий:
- информация о невыполнении одного из требований к выдаче банковской лицензии;
- серьезный конфликт с принимающими решение органами или неожиданный уход руководителя ключевой службы;
- намерение аудитора подать в отставку или удаление аудитора из офиса;
- существенные изменения в рисках бизнеса банка и появление возможных рисков в будущем.
Во многих случаях внешний аудитор извещает об этом отвечающих за управление лиц.
54. В целом ряде стран внешний аудитор выполняет конкретные задания или готовит специальные заключения согласно законодательным положениям или по просьбе надзорного органа оказывает содействие инспектору в выполнении надзорных функций. Эти задания могут включать в себя выполнение того, что:
- соблюдались ли условия выдачи лицензий;
- достаточны ли системы бухучета и ведения другой документации и системы внутреннего контроля;
- адекватен ли использованный банком метод подготовки отчетности для банковского надзора и достоверна ли в этих отчетностях информация, которая может содержать соотношения активов и пассивов и другие пруденциальные требования;
- основана ли деятельность учреждения на критериях органа банковского надзора;
- соблюдаются ли законодательство и нормативы;
- выполняются ли надлежащие методики бухучета.
55. Органы банковского надзора сотрудничают с внутренними и внешними аудиторами в целях достижения эффективного надзорного процесса. Сотрудничество оптимизирует надзор и одновременно позволяет каждой стороне сосредоточиться на выполнении своих обязанностей. В некоторых странах это сотрудничество может быть основано на проведении регулярных встреч органов банковского надзора с внутренними и внешними аудиторами.
Дополнительные просьбы к внешнему аудитору вносить вклад в надзорный процесс
56. Просьба надзорных властей к внешнему аудитору оказать содействие в выполнении конкретных задач делается в контексте четко определенного механизма, предусмотренного действующим законодательством или соглашением между банком и надзорным органом. Эти просьбы могут в некоторых случаях стать предметом отдельного соглашения, и тогда должны быть установлены следующие критерии.
57. Во-первых, основная ответственность за предоставление полной и достоверной информации банковскому надзору должна возлагаться на менеджмент банка. Роль внешнего аудитора сводится к вынесению заключения об этой информации или о применении особых процедур. Следовательно, аудитор не принимает на себя любые надзорные обязанности, но сделав такое заключение, он позволяет инспектору банковского надзора более эффективно вынести свое суждение о состоянии банка.
58. Во-вторых, следует беречь нормальные взаимоотношения между внешним аудитором и поднадзорным банком. Если нет других законодательных требований или контрактных договоренностей, определяющих работу внешнего аудитора, то, за исключением особых обстоятельств, все информационные потоки между банковским надзором и аудитором направляются через банк. Таким образом, орган банковского надзора попросит банк организовать получение требующейся от аудитора информации, которая будет представлена этому органу через банк. За исключением того, что указано в пунктах 51 и 52, на любых встречах между внешним аудитором и инспектором банковского надзора присутствуют представители банка. При этом требуется одобрение банка для передачи копий сообщений менеджменту и других отчетов органу банковского надзора*(8).
59. В-третьих, до достижения договоренности с банковским надзором внешний аудитор рассматривает возможность появления конфликта интересов. Если это так, он должен быть улажен до начала работы обычно путем получения предварительного одобрения менеджмента банка приступить к выполнению задания.
60. В-четвертых, что до содержания информации, надзорные требования должны быть четко и ясно определены. Это означает, что надзорному органу следует как можно внятнее изложить нормативы измерения результатов деятельности банка с тем, чтобы позволить аудитору отразить их выполнение в своем заключении. Если, например, требуется информация о качестве кредитных активов, надзорный орган должен определить используемые критерии при классификации кредитов с учетом категорий риска. Необходимо также, по возможности, достичь взаимопонимания между инспекторами банковского надзора и внешними аудиторами относительно концепции существенности.
61. В-пятых, поставленные органом банковского надзора задачи перед внешним аудитором должны соответствовать технической и практической компетенции последнего. Аудитора, например, могут попросить дать оценку степени подверженности риску в отношении какого-нибудь заемщика или страны. Однако без четких и конкретных указаний аудитор не сможет вынести суждение о чрезмерности той или иной подверженности риску. Кроме того, аудиты проводятся с определенными интервалами, а не непрерывно. Так что не оснований, например, ожидать от внешнего аудитора (в дополнение к работе по проведению аудита) полной оценки внутреннего контроля или мониторинга соблюдения банком всех надзорных правил кроме как по текущей программе работы на определенный период времени.
62. В-шестых, задача внешнего аудитора должна иметь для банковского надзора рациональную основу. Это означает, что, за исключением особых обстоятельств, эта задача должна быть дополнительной к обычному аудиту и может быть выполнена более экономично и более целенаправленно по сравнению с инспектором банковского надзора либо благодаря специализированным навыкам аудитора, либо благодаря избежанию дублирования.
63. И, наконец, следует защищать некоторые аспекты конфиденциальности, и особенности конфиденциальность информации, полученной внешним аудитором благодаря профессиональным взаимоотношениям с другими клиентами по аудиту, которая недоступна банку или общественности.
64. Роль внешнего аудитора может быть расширена в зависимости от национальной надзорной среды. Например, если банковский надзор занимает активный подход, т.е. часто и строго инспектирует банки, запрашиваемая помощь внешнего аудитора обычно бывает минимальной. С другой стороны, если в прошлом ощущался незначительный непосредственный надзор, основанный главным образом на анализе предоставленной банком информации, а не на результатах выездных инспекций, или при ограниченности надзорных ресурсов, то надзорному органу может пойти на пользу помощь внешнего аудитора в подтверждении освидетельствования полученной информации.
65. Однако сейчас многие страны практикуют такой подход к надзору, который содержит элементы как выездных инспекций, так и анализа отчетной информации. По мере усложнения банковского дела выездные инспекции становятся все более и более востребованными с учетом надзорных ресурсов. Многие надзорные власти, практикующие проверки на местах, поощряются таким образом больше полагаться на отчетную информацию и обращаться за помощью в тех областях, в которых наиболее подходят навыки аудитора.
66. Там, где органы банковского надзора прежде полагались исключительно на свой анализ пруденциальных отчетов, теперь они убедились, что проверки на местах представляют собой до определенной степени желательный фактор. Поэтому надзорные органы сейчас больше полагаются на помощь внешних аудиторов и выполнении специфических задач (см. п.54).
67. В тех странах, где в течение длительного времени существуют тесные контакты между внешними аудиторами и надзорными органами, сформировалось взаимное доверие, и богатый опыт сотрудничества позволяет каждому извлекать выгоду. Опыт этих стран свидетельствует, что конфликты интересов, которые в принципе могут считаться аудиторами помехой тесному сотрудничеству с надзорными органами, приобретает на практике меньшую значимость и не является препятствием установлению плодотворного диалога.
Необходимость в постоянном диалоге между органами банковского надзора и бухучета
68. Если органы банковского надзора собираются извлекать пользу из работы внешних аудиторов на постоянной основе, они должны обсуждать насущные надзорные задачи со службой бухучета в целом. Это может быть достигнуто путем организации периодических дискуссий на национальном уровне между надзорными властями и органами профессионального бухучета. Эти обсуждения могут охватывать области взаимного интереса. Для вынесения обоснованных заключений большую помощь аудиторам оказывает более полное представление об осведомленности и отношении надзорных органов к этим вопросам. В ходе таких обсуждений надзорные органы должны также иметь возможности выражать свою точку зрения на методики бухучета и стандарты аудита и, в особенности, на специфические процедуры аудита. Это помогает улучшить общий уровень аудиторской проверки финотчетов банков. Ассоциациям банковской отрасли рекомендуется принимать участие в обсуждении этих вопросов при содействии, например, руководителя службы внутреннего аудита с тем, чтобы принимались во внимание мнения всех сторон.
69. Обсуждение органами банковского надзора и профессионального бухучета могли бы также с пользой затрагивать главные проблемы аудиторской профессии и актуальные проблемы бухучета, такие, как надлежащие методы учета новых финансовых инструментов и других аспектов финансовых новшеств и секьюритизации. Такие обсуждения могли бы помочь банкам внедрять наиболее подходящие методики бухучета.
70. Органы банковского надзора и профессионального бухучета обоюдно заинтересованы в достижении единообразия применения банками надлежащих учетных методик. Благодаря своим регулятивным полномочиям сотрудники банковского надзора способны убеждать банки в принятии единообразных методик, а внешние аудиторы зачастую лучше проявляют себя в мониторинге или проверке фактического применения этих методик. Поэтому постоянный диалог между органами банковского надзора и профессионального бухучета мог бы внести значительный вклад в гармонизацию стандартов бухучета в банках на национальном уровне.
______________________________
*(1) МКПА публикует этот документ в качестве Отчета о международной аудиторской практике. Такие отчеты готовятся МКПА для оказания практической помощи аудиторам по внедрению Международных стандартов аудита (МСА) или для продвижения хорошей практики. Иногда они не наделены полномочиями МСА. Этот документ основан на положениях МСА, выпущенных 1 октября 2001 г.
*(2) Понятия "совет директоров" и "менеджмент" используются здесь не для определения юридических структур, а скорее для наименования внутри банка двух принимающих решения служб. По глоссарию терминов в МСА в состав менеджмента входят должностные лица и другие служащие, которые выполняют функции старшего звена Менеджмента. Базельские основные принципы определяют функции совета директоров в целях обозначения функций тех, которые отвечают за управления банком. Изложенные в этом документе принципы применяются в соответствии со структурой корпоративного управления страны, в которой находится банк. При этом следует ссылаться на документ Базельского комитета "Улучшение корпоративного управления в банковских учреждениях", опубликованный в сентябре 1999 г.
*(3) В некоторых странах от отделений сбербанков требуется только предоставление финансовой информации (в т.ч. сокращенные финансовые отчетности), подготовленной в соответствии с методикой бухучета для базельской группы или с национальными регулирующими нормативами. Эта финансовая информация может или не может подходить под требование проведения внешнего аудита. Положения этого документа также применимы к проведению надлежащего внешнего аудита.
*(4) В некоторых странах также разрешается составлять отчетность по таким международно-принятым учетным стандартам, которые выпущены или приняты Международным комитетом по стандартам бухучета.
*(5) Аудитор соблюдает соответствующие этические нормы и "Кодекс этичного поведения для профессиональных бухгалтеров" выпущенный Международной ассоциацией бухгалтеров (далее - "Кодекс").
*(6) Обычно такие вопросы включают:
- Общий подход и масштаб аудита, в том числе его ожидаемые ограничения или дополнительные требования;
- Выбор учетной методики и практики или значительные изменения в них, которые оказывают или могли бы оказывать существенное воздействие на финансовые отчетности юридического лица;
- Потенциальное воздействие на финотчеты таких значительных рисков и подверженностей рискам, как находящееся на рассмотрении судебное дело, которые требуется показывать в финотчетах;
- Зарегистрированные или незарегистрированные юридическим лицом аудиторские характеристики, которые оказывают или могли бы оказать значительное воздействие на финотчеты этого лица;
- Существенные неопределенности, связанные с событиями и обстоятельствами, которые могут вызвать большие сомнения относительно способности юридического лица продолжать свою деятельность;
- Разногласия с менеджментом по вопросам, которые по отдельности или в совокупности могли бы оказать значительное воздействие на финотчет этого лица или заключение аудитора. Эти коммуникации (переписка) включают рассмотрение того, был ли решен или нет этот вопрос и его значимость;
- Ожидаемые изменения в заключении аудитора;
- Другие вопросы, заслуживающие внимания отвечающих за управление лиц, такие, как состояние внутреннего контроля, честность менеджмента, мошенничество с вовлечением менеджмента;
- Все прочие вопросы, согласованные в условиях соглашения.
*(7) Четкие требования относительно направления сообщений органам банковского надзора уже установлены во многих странах законом, либо надзорными властями, либо официальными соглашениями или протоколом. Это служит обоюдным интересам аудиторов и органов банковского надзора. В странах, где отсутствуют такие требования, органы банковского надзора и бухучета поощряются рассматривать инициативы или оказывать поддержку принятию надлежащих мер в этой области.
*(8) Многие банки представляют копии сообщений внешнего аудитора менеджменту и другие специальные отчеты непосредственно органу банковского надзора.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору "Взаимоотношения между Органами Банковского надзора и Внешними Аудиторами Банков" (Базель, январь 2002 г.)
Перевод рекомендаций является неофициальным и рекомендуется ЦБР для использования в работе
Текст рекомендаций опубликован в "Вестнике Банка России" от 5 июня 2002 г., N 33