Письмо Московского ГТУ ЦБР от 9 октября 2000 г. N 28-4-18/489
"Разъяснения по вопросу представления сведений о составе Совета директоров
(Наблюдательного совета) кредитных организаций"
Настоящее письмо фактически прекратило действие в связи с изданием письма Московского ГТУ ЦБР от 29 марта 2004 г. N 04-28-4-09/20133
О представлении сведений о составе Совета директоров (Наблюдательного совета) кредитной организации см. также письмо Московского ГТУ ЦБР от 23 сентября 2003 г. N 26-28-4-08/53512
О сроках представления кредитными организациями документов со сведениями об избрании (освобождении) членов совета директоров (наблюдательного совета) см. также письмо Московского ГТУ ЦБР от 28 октября 2002 г. N 28-4-16/872
В соответствии с письмами Банка России от 11.07.97 г. N 012-26-2-1/1536, от 12.11.97 г. N 04-26-4-1/142 кредитные организации в 10-дневный срок должны информировать территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за их деятельностью, о всех изменениях в составе Совета директоров (Наблюдательного совета), в дальнейшем Совета, как по персональному составу, так и по данным о председателе и членах указанного органа управления.
При этом согласно требованиям Банка России и ГУ Банка России по г.Москве кредитные организации должны направлять:
- сопроводительное письмо, подписанное руководителем исполнительного органа и заверенное печатью кредитной организации;
- надлежащим образом оформленные решения органов управления (протоколы), к компетенции которых согласно действующему законодательству и Уставу кредитной организации отнесено избрание председателя и членов Совета кредитной организации;
- сведения о полном (с указанием всех членов и председателя) составе Совета по прилагаемой форме, подписанное Председателем Совета и заверенное печатью кредитной организации;
- сведения о полном составе коллегиального исполнительного органа (Правления) на момент произведенных изменений в составе Совета, подписанное Председателем Правления (Президентом, Генеральным директором) и заверенное печатью кредитной организации.
При этом напоминаем, что в соответствии с п.2 ст.66 ФЗ "Об акционерных обществах" члены Правления не могут составлять большинства (свыше 50%) в Совете, а Председатель Правления, осуществляющий функции единоличного исполнительного органа, не может быть одновременно Председателем Совета директоров акционерного общества.
Соответственно согласно п.2 ст.32 ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" члены Правления не могут составлять более одной четвертой (свыше 25%) состава Совета, а Председатель Правления, осуществляющий функции единоличного исполнительного органа, не может быть одновременно Председателем Совета директоров общества с ограниченной ответственностью.
Согласно п.1 ст.66 ФЗ "Об акционерных обществах" члены Совета акционерного общества избираются годовым общим собранием акционеров сроком на один год, по решению общего собрания могут быть досрочно прекращены полномочия любого либо всех его членов. "Доизбрание" членов указанного органа управления кредитной организации в законе не предусмотрено. Следовательно, изменения в составе Совета такого общества могут осуществляться только в форме исключения из него отдельных членов до того момента пока численность Совета не сократится более чем на 50, после чего общество обязано созвать чрезвычайное (внеочередное) общее собрание акционеров для избрания нового состава Совета (п.2 ст.68 ФЗ "Об акционерных обществах").
Обращаем внимание, что в случае избрания членов Совета акционерного общества кумулятивным голосованием решение о прекращении полномочий может быть принято только в отношении всех членов Совета (ст.66 ФЗ "Об акционерных обществах"), то есть такое решение не может быть принято в отношении одного или более членов Совета.
В протоколах общего собрания акционеров, представляемых акционерными обществами, должно быть указано основание, по которому осуществляются выборы нового состава Совета, а также должны содержаться сведения о прекращении полномочий прежнего состава и об избрании нового состава Совета акционерного общества.
Кроме того, в случае избрания в состав Совета физических лиц или представителей юридических лиц, не являющихся акционерами (участниками) кредитной организации, в сопроводительном письме необходимо указать, в каком документе кредитной организации (положении об избрании Совета либо в уставе) предусмотрена такая возможность. Если таким документом является внутренний документ кредитной организации (например, положение об избрании Совета), к комплекту документов об изменении состава Совета необходимо приложить копию этого документа, заверенную уполномоченным лицом и печатью банка.
Отдельного рассмотрения требует вопрос избрания в состав Совета кредитной организации лиц, занимающих государственные должности.
Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 31.07.95 г. N 119-ФЗ подразделяет государственные должности на категории "А", "Б" и "В", перечень которых дается в Реестре государственных должностей в Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 11.01.94 г. N 33.
Статья 11 вышеуказанного закона содержит запрет государственным служащим заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности, а также состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено Федеральным законом или если в порядке, установленном Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации, им не поручено участвовать в управлении этими организациями. Государственный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций.
Поскольку п.2 ст.1 ФЗ "Об основах государственной службы в Российской Федерации" установлено, что государственной должностью государственного служащего является государственная должность категории "Б" или "В", ограничения, предусмотренные этим законом, не распространяются на категорию "А".
Для лиц, занимающих государственные должности категории "А" (к указанной категории относятся должности, устанавливаемые Конституцией РФ, конституциями, уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент РФ, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, депутаты, министры, судьи и др.) такие ограничения установлены федеральными законами.
Учитывая вышеизложенное, при избрании в состав Совета лиц, занимающих государственные должности, относящиеся к категориям "А", "Б" и "В", юридические службы кредитных организаций обязаны дать краткое правовое обоснование их участия в Совете и приложить копии документов, подтверждающих правомерность их избрания в указанный орган управления.
В протоколах об избрании Совета должно быть указано безвозмездно или за вознаграждение осуществляют свои полномочия Председатель и члены Совета.
Приложение: форма, по которой представляются сведения о составе Совета кредитной организации - на 1 л.
Заместитель начальника |
Н.Н.Панкратова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Московского ГТУ ЦБР от 9 октября 2000 г. N 28-4-18/489 "Разъяснения по вопросу представления сведений о составе Совета директоров (Наблюдательного совета) кредитных организаций"
Текст письма официально опубликован не был
Настоящее письмо фактически прекратило действие в связи с изданием письма Московского ГТУ ЦБР от 29 марта 2004 г. N 04-28-4-09/20133